Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волгин Н.А. Социальная политика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

2. Типы субъектов-институтов: социальные силы и формальные субъекты

Социальные (социально-политические, политические) силы, или институты-реальные представители — это конкретно-исторические формы самооргани­зации социальных групп и социальных общностей, которые позволяют им представлять (выражать и отстаивать) свои интересы во взаимодействиях с другими социальными субъектами.

Организационные структуры (организации, органы, движения) выступают как реально значимые социальные силы, если они:

• во-первых, выражают интересы определенной социальной группы адекватно по содержанию;

• во-вторых, опираются на нее как на свою социальную базу (имеют в ней мас­совую активную поддержку) и в силу этого весомо отстаивают ее интересы в конкретных общественных взаимодействиях.

Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальной группы придает организационной структуре силу — делает ее реальным (влия­тельным) субъектом социальной политики.

В отличие от реальных субъектов социальной политики формальные субъекты не имеют реального веса в социально-политической жизни общества, поскольку у них нет собственной достаточно широкой социальной базы — нет массовой под­держки в социальных группах, социальных общностях, на представительство ин­тересов которых они претендуют. Такие субъекты-претенденты — довольно рас­пространенное явление в демократическом обществе.

Наличие множества субъектов-претендентов закономерно для переходного об­щества, стремящегося перейти от тоталитаризма к демократии. Введение демокра­тических норм, регулирующих общественную жизнь, дает в переходный период законную возможность для создания и деятельности самых разных общественных и политических организаций. Однако в переходном обществе процессам самоорга­низации населения противодействует его прошлый опыт пассивного социального поведения. Самоосознание социально-групповых интересов и создание на этой ба­зе собственных организаций происходит крайне неравномерно и медленно в срав­нении с открывшимися возможностями и в сравнении с задачей становления ре­альной многосубъектности общества, гражданского общества. Наиболее активная часть населения забегает вперед — создает организации, основывает «движения», за которым часто никто не стоит, кроме тех нескольких (по большей мере — не­скольких сотен) человек, которые ее основали.

Другая разновидность формальных социальных субъектов — декоративные (манипулируемые) субъекты-институты, которые являются инструментом прове­дения интересов иных социальных групп или общностей, нежели те, от имени ко­торых или в интересах которых они якобы (на словах) выступают.

Реальными социальными силами могут выступать неустойчивые (эпизодиче­ские) общественные движения, в том числе стихийные выступления типа бунтов. Эти движения, как правило, так или иначе структурированы: в них функциониру­ют как представители массы такие органы движений, как комитеты, советы, лиде­ры, вожди, вожаки и прочие

В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодейст­вие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движе­ний — политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринима­телей, других организаций и движений, образующихся для постоянного социального действия по защите социально-групповых или общностных инте­ресов (молодежные, женские, экологические, национальные и др. организации и движения). Организации и движения, а также социальные общности формируют для взаимодействия с другими социальными субъектами представительные ор­ганы. В связи с этим расширяются возможности появления и функционирования формальных социальных субъектов. Реальная проблема демократического об­щества — как противостоять тенденции к фактическому отрыву конкретных ор­ганов, выступающих от имени профсоюза, партии, трудового коллектива, горо­да, землячества и прочие, от организации или общности, которую они должны адекватно представлять. Это есть проблема противостояния тенденции к бюро­кратизации.

Свойство быть либо реальной социальной силой, либо формальным социаль­ным субъектом в равной мере относится и к государственным властно-управленческим структурам, и к организационным структурам, не имеющим формально-юридического статуса государственных органов (государственных учреждений).