Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Каменецкий, Патрикеев.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
2.04 Mб
Скачать

9.10.2. Какая форма собственности наиболее эффективна в инвестиционном процессе?

Речь, разумеется, идёт об имущественном капитале, поскольку интеллектуальный и трудовой капитал существует только в форме индивидуальной частной собственности. Применитель­но к объектам малого и среднего бизнеса ответ очевиден и вряд ли нуждается в специальном обосновании: индивидуальный частный имущественный капитал самого предпринимателя или общая долевая собственность небольшого числа участников.

Для малого и отчасти среднего бизнеса интеллектуальная стадия инвестиционного процесса часто проходит без формаль­ных денежных затрат, поскольку общество официально не при­знаёт существование интеллектуального капитала и предпри­ниматель осуществляет эту стадию как бы безвозмездно, наде­ясь потом наверстать упущенное. Но для крупных инвестици­онных процессов интеллектуальная стадия нуждается в специальном финансировании. Обычно на этой стадии осуще­ствить масштабный инвестиционный процесс просто невоз­можно, поскольку вопрос о целесообразности самого проекта остаётся открытым. Финансирование интеллектуальной ста­дии крупных проектов может осуществляться либо за счёт крупных фирм, специально выделяющих средства на работы, которые могут закончиться отрицательным результатом, либо за счёт общей совместной собственности, т.е. за счёт государст­венных капиталовложений. Последняя форма в России особен­но популярна. Существует достаточно сильноелобби, которому удаётся включать через Государственную Думу в состав госу­дарственного бюджета статью, предусматривающую создание специального инвестиционного фонда. Легко себе представить, сколько могут «заработать» государственные чиновники, имеющие отношение к этому фонду, отдавая предпочтение тому ИЛИ иному «проекту века», за которым стоят интересы крупных финансовых групп.

18 — 3501

273

Рассмотрение круп11 i.ix инвестиционных проектов но но включает в себя не только техническую и экономич стороны, но прежде uccro политическую. В условиях, ко шение политических проблем находится в тех же руках,] рых находятся и источники финансирования (в нашем это государственныii инвестиционный фонд), избежат употреблений практически пеноаможпо. Приоритет почт да получают политические соображения, а экономичеш тываются в последнюю очередь Вряд ли возможно i предположить, что при оценке строительства БАМа трё ная ошибка в оценке стоимости этого «проекта века» п шла «случайно». А ведь в то время ещё не было таких К1 финансовых факторов, которые существуют в совре; России. Вспомните, как настойчиво доказывали эконо кую целесообразность строительства высокоскоростно! страли Москва — С.-Петербург, а фактические влс средств были осуществлены, не дожидаясь официальной ния этого вопроса. Борьба за участие в строительстве в скоростной магистрали веласьтолько потому, что в этом те предусматривалось участие государственных (практ «ничьих») капиталовложений. Никакой борьбы частныэ венников за право вложить свои средства в очередной « века» не было и нет. Борьба велась за право использ государственных средств.

Общая совместная собственность — наименее эффен форма собственности. Именно в инвестиционном проце< её недостаток проявляется с наибольшей силой. Спеш кой особенностью крупных инвестиционных проекте ществляемых с участием государства, является то, что р об их осуществлении принимается одними, нроекти[ осуществляется другими, строительство — третьими, а; атация — четвёртыми. Виновников неудачного решени; условиях обнаружить невозможно.

Изложенные выше соображения дают основания вывод, что в случае осуществления инвестиционного п наиболее аффективной формой является индивидуалы! ная или общая долевая собственность. Впрочем, TaKoi является совершенно естественным.

274

9.10.3. Роль участников инвестиционного процесса

Как выше мы уже отмечали (глава 6), формально таких участ­ников в российском законодательстве не существует. Не суще­ствует и участников производственного процесса. Зато сущест­вуют участники юридического лица. Хотя чёткого определения этого понятия ГК РФ тоже не содержит, но из ряда статей можно ясно понять, что такими участниками признаются толь­ко те юридические и физические липа, которые вносят свой имущественный вклад в уставный фонд юридического лица.

Поскольку в качестве участников юридического лица при­знаются только инвесторы, правомерно рассмотреть вопрос о том, в чём выражается их участие. Напомним, что мы рассмат­риваем экономические процессы исходя из их объективной эко­номической природы, а положения законодательства учитыва­ем, но не более того. Если объективно существуют два различ­ных экономических процесса, производственный и инвестици­онный, то существуют и две группы участников этих процессов. В частном случае это могут быть одни и те же люди, но роль каждого из них в этих процессах не связана одна с другой. В общем случае — это различные люди. Что же касается участни­ков юридического лица, то без учёта того, чем это юридическое лицо занимается, определить состав его участников невозмож­но. Если, как это бывает чаще всего, юридическое лицо занима­ется и инвестиционной и производственной деятельностью, его участниками могут быть участники и того, и другого процессов.

В рассматриваемом случае мы ведём речь только об участни­ках инвестиционного процесса, затратного по своей экономи­ческой природе. Сегодня понятие «инвестор» применяют к очень широкому кругу лиц, существенно различающихся и по своей роли в инвестиционном процессе, и по форме инвестици­онных вкладов, которые они при этом вносят. Сегодня мы на­зываем инвестором и предпринимателя, и учредителя, и обыч­ного акционера, и владельца привилегированных акций, и даже биржевого спекулянта. Однако это совершенно разные участ­ники инвестиционного процесса. Эти различия становятся оче­видными, если мы посмотрим, какие объекты своей собстнен-ности они используют в процессе инвестирования и как они это делают.

!*•

275

Предпринимателе иго«дин< гвенный из участников тиционного проц,. факто „очти всегдаяв

|| участником прим,,,,,,, ,,„„„,„„ процесса, причём не

участником, но и в вииэитором. Главный его вклад,:

было показано m ,, интеллектуальный. Кроме того, (

сит и трудовой вклад и,.,, ,и ,.,свой трудовой вклад oi чает вознаграждение i ,, уцт , пик процесса производств свои интеллеки.,■„.,„.„, „„ладон ,.фцциально не получ;

чего. Эта дискриминациями! е компенсируется за сч:

щественного ш. ,.,, , акционер1 имущественный

которого равен имуще, щепному шеладу предпринимате лучает такие л, ,,,,,,, ,, и ш ,||(1 и предприниматель. Н:

""'"'' "РВД'ФИииматель ,зуясь фактической бескои

""г"'"'' ''•""' ' юуиот] ист своим служебным поло»:

"а '"" РУЖающис .пи,, , мотрят «сквозь пальцы»,

тивно сознавая, kui , „ ,, гвенная роль принадлежи:

принцип, п,, ,.и организатору и инвестиционного, и

водственного и, , ,,,1|М 0бразом, предприни

всегда исполь гущ , „,„, , актуальный, трудовой и i

ственныЙ капитал, но официально получает компенсапи: ко за свой трудовой И имущественный вклад.

Учредите^ V,L ик инвестиционного проце<

торый как и предприниматель участвует в интеллекту;

стадии инвестицион нцесса, тоже ничего не пол;

свое участие Результатом ног.» участия является реп создании юри (ич(, , ,„ , ,Ица с определёнными целямиi '""'"''"'""I" длёнными финансовыми ресурсами. Рол Дителя м ,. различной: от простого согласия с г

жениями ПреднринимМ! и и, самого активного участм

думывании ним тм, го „будущегопроизводств

процессов Нов | ,, , viae учредители несут на cet

отвеТ('""' II и,,, I, „ гвия, если принятое ими [X

окажется неудачниц

В к;'4" "'•' 'Ч' и „н-пования более высоких г

тов.которыем ,,,, ,.„, и, акционер в виде дивиденда

»ительН0 ,,,,,, ,,, (,и|| ,,И1.К1|МН процентами по депо

мувкладу.Ч! а фактор риска. Но для акш

покупающего .,,,,,,,, . вжившегося, устойчиво работ) предприятия, фнктор риска практически такой же, к вкладчик., баш , другому выглядит рольуч|

276

ля, вкладывающего свои деньги не в предприятие (его ещё не существует), а в идею. Считается нормальным, когда первые два-три года никаких дивидендов вообще не выплачивается, а вся прибыль идёт на капитализацию.

От обычного акционера учредителя отличает, во-первых, ис­пользование своего интеллектуального капитала, а во-вторых, наличие действительно большого риска, который всегда имеет место при осуществлении нового, ещё не проверенного практи­кой решения.

Российские законы фактически не делают различий между обычным участником и учредителем. Если не учитывать интел­лектуального капитала, то эти отличия действительно незамет-iii.i. Но на самом деле на интеллектуальной стадии инвестици­онного процесса учредитель выступает в роли предпринимате­ля, в то время как покупка акционером акций действующего предприятия даже не является инвестиционным процессом: деньги уже вложены, изменяется их собственник, но для самого юридического лица ничего не меняется. Как нам представляет­ся, особая роль учредителя должна получить отражение и в законах) и на практике. Учредитель — это не символическое звание, как это имеет место в российском законодательстве. Это определённое правовое положение, которое он занимает в отно­шении учреждённого им юридического лица. В чём оно должно выражаться? Например, в том, что учредителю предоставляет­ся Право на созыв общего собрания, если он считает это необхо­димым, или на участие в работе наблюдательного совета и т.п. Одной из бесспорных привилегий учредителя является при­оритетное право стать участником производственного процесса в соответствии со своей квалификацией и способностями. По всей видимости, и дивиденды учредителя должны в отличие от других участников инвестиционного процесса зависеть от ре­зультатов производственной деятельности, поскольку на эти результаты в большой степени влияет качество решений, при­нятых учредителями. Кроме того, сам процесс учреждения пра­вомерно рассматривать как интеллектуальный вклад, величина которого может законодательно регламентироваться в процен­тах к уставному капиталу и распределяться между учредителя­ми по взаимной договорённости.

Учредитель — не ГЮЖЮНвННОС звание. Завершается один инвестиционный проект, появляется новый с обновлённым со-

277

ставом или долями учредителей. Вероятно, праваучред должны регламентироваться законодательно, но так, чтс ществовал достаточно широкий диапазон, в пределах кс эти права могут быть определены самими учредителя, последующем — всеми участниками инвестиционного г са, имеющими право голоса.

Акционер. В чём выражается участие акционера в ш ЦИРННОМ процессе? Практически только в имущест: вкладе. Конечно, интеллект участвует в принятии любы; ПИЙ, В том числе и решений о покупке акций. Но рассмат это как интеллектуальный вклад, конечно, нельзя, тем что в рассматриваемом случае акционер будет стремит! тому, чтобы повысить эффективность капиталовложен тому, чтобы выбрать акции такого юридического лица, у будет выплачивать Гюлее высокие дивиденды. Участие вом собрании, где роль рядового акционера ничтожн нельзя рассматривать как интеллектуальный вклад.

Таким образом, акционер, владеющий простыми или легированными акциями, вносит в инвестиционный л только имущественный вклад. В этом его принципиал! личие от учредителя, которое должно проявляться и в правовом положении этих двух категорий участников и ционного процесса. С экономической стороны это долж являться в том, что никакой экономической зависимост чипы получаемых акционерами дивидендов от результ; боты предприятия не должно быть, так как ироизводс деятельность юридического лица от таких акционеров и зависит. Однако в том случае, если акционер является о, ценно и участником производственного процесса, так: симость становится экономически обоснованной. Появ: экономическая основа для существования двух разновш акций: простые и привилегированные. (Правда, нсноня! чему ограничение в правах считается привилегией?)

Акционеры, ограничившие своё участие в деяте.1 ЮрИДНЧесКОГОЯИЦ»ТОЛЬКО имущественным вкладом,т< мнем этому лицу чисто финансовой услуги, имеют неп щие акции с правом получения дивидендов, величина i не должна зависеть ОТ результатов работы самого предп| Но в то же время она может и должна зависеть от ст( финансовой услуги, выраженной в том, что акционер щ

278

вил юридическому лицу право пользоваться и распоряжаться своим капиталом, оставаясь его владельцем. Эта цена определя­ется очень просто: достаточно подсчитать среднегодовую вели­чину выплачиваемых банками процентов на депозитный вклад. Тем самым мы приравниваем этих акционеров к обычным вкладчикам банков, которыми они и являются по своей эконо­мической природе. Вкладчики банков точно также выбирают банки, разрываясь под давлением двух взаимно исключающих признаков: надёжность и величина дивидендов.

Это не просто внешнее сходство. В основе лежит общность природы экономической деятельности акционера, вкладчика банка, а также ростовщика. Их деятельность в принципе отли­чается от деятельности предпринимателя и многих учредите­лен. Если рассматривать только цель участников, то такой под­ход не даёт ничего. Все участники и производственной, и инвес­тиционной, и практически любой другой деятельности ставят перед собой одну и ту же цель: получить средства, необходимые для собственного жизнеобеспечения. Однако различия между разными категориями участников инвестиционного процесса становятся очевидными, если рассматривать их деятельность исходя из того, какой капитал они при этом используют.

И акционер, и вкладчик банка используют практически только свой имущественный капитал, который они передают в другие руки, а взамен получают оплату за оказанную финансо­вую услугу. Всё это роднит их с ростовщиком. Различия лишь в том, что к ростовщику приходят за деньгами, вкладчик прибе­гает к услугам посредника (банка), а акционер сам находит объект вложений своего капитала. Предпринимателя и других учредителей роднит другое: они находят выгодное применение капиталу, причём не обязательно только своему. В принципе своего капитала они могли бы не иметь вообще, а использовать банковскую ссуду.

Строго говоря, серьёзных оснований для того, чтобы акцио­нера считать участником инвестиционного процесса, а обычно­го вкладчика банка не считать таковым, не существует. Поэтому ниже отдельно рассмотрим роль обычного вкладчика как участ­ника инвестиционного процесса.

Биржевой игрок. Считается, что фондовая биржа осущест­вляет перенос- капитала в наиболее эффективные отрасли эко­номики, способствуя тем самым их развитию. Возможно, это

279

так. Аферист, обчистивший карманы доверчивых про< сумеет, по всей видимости, более ><||фективно распоря, добытым таким способом каши.пом, из чего не следу нужно поощрять аферистов.

Учредитель задумывает И осуществляет процесс, бла которому создаются либо новые СТОИМОСТИ, либо необхс обществу услуги. Акционер окалывает финансовую : юридическому или физическому лицу. Кому, кроме ce6j го, оказывает услугу игрок на фондовой бирже? Никаких тиционных целей он не преследует. Купить подешевле, п подороже, нажиться на спекулятивном повышении и нижении курса акций - вот и все его методы. А цель — в достигаемая способом, который имеет соответствующу дическую квалификацию: «неосновательное обогащев своей деятельности биржевой игрок использует и инте.1 альный, и трудовой, и имущественный капитал, нос и) пнями его деятельность никак не связана. Если пред< себе, что оборот денег у «напёрсточников» станет соизме с оборотом денег на фондовых биржах, то вполне возмоя появятся соответствующие «законы», которые узаконя телыюсть» напёрсточников, поскольку они наказывают; физических лиц, не способных найти для своих денег л применения.

Заметим попутно, что, сделан акции обычных акци ВЛОЖИВШИХ ТОЛЬКО имущественный вклад, неголосующг исключим возможность наиболее одиозных финансовы связанных с приобретением КОНТРОЛЬНОГО пакета акь бирже практически вообще не будет голосующих акций; биржевые спекулянты, как правило, не являются ни уч лями, ни работниками юридического лица.