Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика Афонин.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.6 Mб
Скачать

2.5. Происхождение морали.

Вопросы происхождения морали рассмат­риваются по-разному в различных этических системах: натуралистической, антропологи­ческой, религиозной, социально-исторической. Но в любом случае эти вопросы связаны с та­кой способностью человеческого сознания, как умение представить себе, что такое добро и зло, руководствоваться этим в своём поведении и поступать как должно. В связи с этим возни­кает необходимость проследить биологические предпосылки нравственности. Ведь человек - частица природы, живое существо, вышед­шее из животного мира в процессе эволюции. Теория Дарвина доказала способность живых существ приспосабливаться к изменившимся условиям за счёт внутренних изменений. По­том вступает в силу естественный отбор, в ходе которого выживают наиболее сильные сущест­ва, обладающие биологически полезными при­знаками.

Натуралистические (эволюционистские) теории выводят мораль из природного факто­ра. Мораль рассматривается как простое про­должение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания. Так, напри­мер, Дарвин постоянно подчёркивает сходство между человеком и его предками. Так, дескать, животные способны жить сообща, испытывать симпатию друг к другу и т.п. На этом основании он полагал, что долг и совесть являются про­дуктами эволюции, а нравственность коренит­ся в природных инстинктах, присущих живот­ному миру. У человека они достигают ясности и сознательности поведения.

Но эта теория уязвима. Вопрос не в том, что делают животные, а почему они это делают? Только ради выживания. У зверей мы не видим пороков, того, что мы называем безнравствен­ным поведением. Человек же сам решает, что хорошо, а что плохо, что является добром, а что злом.

Натуралистические концепции происхожде­ния морали получили большое распростране­ние в эпоху Возрождения (Дж.Бруно, Б.'Гелезко) и в период Нового времени (теория разумного эгоизма, естественной морали и права). В XIX веке эти идеи разрабатываются П.Лафаргом, Ч.Дарвином, Г.Спенсером, П.Кропоткиным. В современной этике их сторонником выступает К.Лоренц.

Недостаток натуралистических концепций состоит в том, что они стирают грань между биологическим и социальным в человеке, ста­вят знак равенства между моральными и био­логическими ценностями (забота о детёнышах —> жалость, стадное существование —> общи­тельность, верность в продолжении рода —> лю­бовь). Представители натуралистической этики принижают значение нравственного воспита­ния, роль духовного мира личности по отноше­нию к природной среде.

Антропологические теории происхождения морали выводят её из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и ин­тересов. Исходные установки этой теории выра­жены в известном изречении древнегреческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Так, представители гедонизма (удоволь­ствия) считали, что мораль вытекает из ощуще­ний удовольствия и неудовольствия, человека надо научить понимать различия между ними и находить полноту жизни в стремлении к удо­вольствиям. Сторонники эвдемонизма (счастье) считали счастье исходным нравственным при­нципом и высшим моральным благом. Счастье, по Сократу, - это достижение внутренней сво­боды и самознания личности. Демокрит считал счастьем умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Продолжателями антро­пологической теории морали были в своё время

Ф.Аквинский, Д.Юм, Л.Фейербах, французские материалисты, Н.Г.Чернышевский и др.

К сторонникам этого направления можно от­нести и концепцию утилитаризма. Бентам, Дж.Милль считали, что моральный выбор за­висит от подсчёта выгод и потерь результатов поступка. Что полезно, выгодно для человека, то и морально оправдано. Личный интерес, ко­рысть должны, по их мнению, руководить пове­дением личности. Правда, откровенный утили­таризм сейчас в этических теориях проявляется редко, он подаётся в замаскированной форме. Легко догадаться, что он процветает в эпоху рыночных отношений.

Религиозные системы морали исходят из того, что источником нравственности являет­ся Бог. Мораль - это божий дар, который отсёк человека от мира животных. Авторитет Бога священен и непререкаем, следовательно, мо­ральные заповеди священны, абсолютны и не требуют обоснования. В разных религиях эти заповеди связываются с именами Моисея, Ии­суса Христа, Будды и Мухаммеда. Человек дол­жен следовать их заповедям и тем самым при­ближаться к нравственному идеалу.

Так, например, в иудаизме - религии евреев

  • имя Моисея ассоциируется с десятью запове­дями (кодексом, Декалогом). Первые три пред­писывают почитать одного лишь Бога Яхве, запрещают поклоняться другим богам. В чет­вёртой заповеди: «помни день отдохновения»

  • предписывается в Субботу думать только о Боге. Остальные шесть заповедей носят мирс­кой характер: «почитай отца и мать», «не убий», «не прелюбодействуй», «не кради», «не лжес­видетельствуй», «не желай ничего, что прина­длежит твоему близкому».

В Христианстве мораль также имеет религи­озные истоки. Основатель этой религии Иисус Христос является создателем новой морали, которую можно определить как этику любви (к Богу, своим близким, самому себе). Мир зем­ной - конечен, божественный - вечен. Все не­счастья человека начались с того, как человек отошёл от Бога и возомнил, что он сам может решать, что есть добро и бороться со злом наси­лием и обманом. Идеал Христа - этика любви, любовь смиренна и насыщена гуманизмом.

Священная книга мусульман - Коран. Отно­шения Бога и людей регламентируются Богом, который продиктовал пророку Мухаммеду ос­новные нравственные нормы. Это практичес­кие правила поведения людей, которыми пред­писываются конкретные дела. Вера мусульман - это образ жизни, включающий обязательную молитву, обязательный пост, обязательную ми­лостыню, паломничество (хадж) к святыне му­сульман - Каабе в Мекке.

Этика буддизма исходит из того, что все страдания человека существуют из-за его несо­вершенной природы. Чтобы достичь гармонии и избежать страданий, человеку надо вырвать­ся из жизненного потока, в который он вклю­чён. Буддизм предписывает конкретный путь к этому: восемь нравственных правил, итог соб­людения которых - достижение нирваны. Но нирвана - это угасание всех страстей, желаний, полный уход из реальной жизни, место «по ту сторону добра и зла». Получается, что нравс­твенное совершенство человека связано с вы­ходом за границы самой морали. Будда в одном из своих высказываний говорит, что носитель высоких нравственных качеств - это тот, кто избежал привязанности как к доброму, так и к злому. Он беспечален и бесстрастен.

Социально-исторические концепции про­исхождения морали исходят из того, что меж­ду биологической природой человека и животного существует принципиальная разница. Она заключается в том, что нравственность форми­руется в процессе активной деятельности лю­дей. Эта деятельность отличается от стадного поведения животных целесообразностью и ос­мысленностью. На такой точке зрения стояли такие философы, как Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, фран­цузские материалисты XVIII века. Человек, по их мнению, должен осознать моральные обяза­тельства перед обществом и другими людьми - только при этом условии возможно существо­вание общества и государства.

К.Маркс и Ф.Энгельс внесли качественно новое положение в проблему происхождения морали. Общественные отношения, челове­ческая практика на основе трудовой деятель­ности - вот что определяет содержание морали и поведения человека. Только человек облада­ет сознанием. Его рассудочная деятельность не только способна удерживать информацию, что свойственно и животным. Разум же является привилегией только человека.

Современная этика считает, что мораль воз­никает в процессе становления человека как родового существа, обусловлена требованиями жизни, а не навязана извне. При этом элементы морали возникали и формировались не одно­временно. Сначала возникает практика нравс­твенных отношений.

По мнению многих исследователей морали, первичные нормы поведения были очень жёс­ткими, принудительными. Они диктовались не­обходимостью выживания первичных челове­ческих коллективов. Это была система запретов, табу, которые представляли собой категоричес­кий запрет определённых действий (запрет на некоторые виды пищи, на половые отношения с ближайшими родственниками, приближение к святым местам и др.). Нельзя и всё. Почему нельзя, не знал никто, даже вожди и старейши­ны рода. При ответе ссылались на духов-покро­вителей, которых нарушением запретов можно разгневать.

Вероятно, совокупность запретов удовлетво­ряла потребность племени в защите важней­ших сторон жизни родового коллектива. Род был гарантом выживания человека. Поэтому зашита слабых членов племени - женщин, де­тей и стариков, защита огня и жилища, вождей и жрецов, а позже собственности была обяза­тельной. Кровная месть, инициация, остракизм сложились внутри рода как жёсткие санкции, необходимые для его выживания. Личностное «Я» было подчинено коллективному «Мы». Первобытный человек постоянно выделяет хо­рошее и плохое, полезное и вредное, свои и чу­жие, мы и они. Враждебность по отношению к чужим способствовала формированию ценнос­тного отношения к сородичам. Так появляется социальный статус человека: он член «нашего общества».

С течением времени на основе многочислен­ных табу-запретов сложились обычаи и тради­ции. Это ещё не нормы морали. Обычаи и тра­диции распространяются только на членов той или иной общины, а по отношению к «чужим» они силы не имеют. Моральные нормы имеют силу для всех членов сообщества. Чужие обы­чаи нам часто кажутся странными. Для нас они ничем не обоснованы. О справедливости и не­справедливости обычаев речь не идёт. Это пра­вило или предписание, выражающее интерес общества. Что полезно роду - нравственно, то что вредит ему - безнравственно.

Обычай тесно связан с ритуалом. Ритуал - оп­ределённый род человеческих знаний, который состоял из сочетания определённых и фикси­рованных движений. В ритуале есть ритм, упо­рядоченность, тайный смысл. Ритуальным в первобытной культуре было всё: охота, приём пищи, возделывание земли, брачные отноше­ния, посвящение юношей и девочек во взрослые и т.д. Постепенно оформляются понятия друж­бы, равенства, уважения к родителям, чувство собственного достоинства, долга, стыда и т.п.

Раннему периоду развития морали была при­суща бесконфликтность. Внутри общины ут­верждалось равенство. Этические нормы рас­пространялись только на членов своей общины. Первоначальной формой справедливости было правило: «Око за око, зуб за зуб». Огромную роль играл моральный авторитет. Высоко цени­лись такие качества, как храбрость, честность, находчивость, готовность к самопожертвова­нию, щедрость и т.п. Мораль первобытного че­ловека была одухотворенной. Силы природы, стихийные бедствия отожествлялись с пресле­дованием внешних сил в виде духов, которые наказывают человека за проступок. Поэтому то или иное табу выступало как обязательное, не требующее никакой мотивации.

С разделением труда первобытная община ста­ла терять свою монолитность. Скотоводство, а потом земледелие, пришедшие на смену охоте, привели к имущественному расслоению. Поя­вился избыточный продукт. Основной социаль­ной ячейкой общества становится патриархаль­ная семья. Глава семьи становился хозяином рабов, слуг, членов семьи, и сам определял, что хорошо, а что плохо. Это привело к освобожде­нию от опеки общины, к необходимости искать индивидуальные ориентации в жизни. Начина­ет формироваться одно из главных понятий нравственности - понятие добра. В мифах всех народов мира есть противопоставление света и тьмы, порядка и хаоса, жизни и смерти, мужс­кого и женского начала.

Становление рабовладельческих государств привело к притоку в цивилизованные города- полисы «чужаков», «варваров», рабов. Возник­ла необходимость в универсальных нормах и правилах общежития. Мораль стала приобре­тать классовый характер.