Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История стилей Лекции.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
679.78 Кб
Скачать

15.3 Искусство второй половины XV–XVI вв.

Во второй половине XV – первой половине XVI вв. завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. Стремление обосновать особое значение Руси — «третьего Рима» — и роли великого князя больше всего сказывается в произведениях литературы.

Архитектура. Широко разворачивается строительство Москвы при Иване III. Каменная крепость 1367 г. обветшалая не отвечала новым требованиям военно-инженерного дела. Политический престиж Москвы требовал создания новых, вполне современных укреплений. В конце XV в. Кремль возведен заново. К этой грандиозной работе были привлечены итальянские мастера; среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари. В 30-х гг. XVI в. оборонительные работы в Москве были продолжены сооружением укреплений Китай – города (мастер Петрок Малый).

В 1475–1479 гг. строится Успенский собор Московского Кремля. Для его создания был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, за образец взят Успенский собор во Владимире. Величественный и спокойный по своей архитектуре, монументальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.

Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505–1508 гг.). Как зодчий Алевиз значительно уступал Фиораванти. Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в его облике нет ничего мрачного: храм обработан наподобие двухэтажного палаццо. Благовещенский собор (1484–1489 гг.), построенная русскими мастерами, гораздо более связана со старыми русскими традициями. Это храм, поднятый на высокий цокольный этаж, колончатый пояс на фасадах и апсидах. Сохранился корпус Грановитой палаты (1487–1491 гг.; зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари). Это большой зал площадью около 500 кв. м при высоте более 9 м, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, сходящимися в центре зала на одном столбе; торжественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади. Зал предназначался для заседаний боярского совета.

Завершал ансамбль высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг., архитектор Бон Фрязин). Оно представляло исключительную по красоте пропорций башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов на верху каждой призмы.

Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать строители крепостей Новгорода (1490–1500 гг.), Нижнего Новгорода (1500–1511 гг.), Тулы (1514–1521 гг.), Коломны (1525–1531 гг.).

Церковь Вознесения в царском селе Коломенском (1532 г.). Композиция церкви Вознесения складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. Храм подобен деревянной шатровой церкви. Интерьер храма со стройными пилястрами и теряющимся в высоте пространством шатра. В деталях здания широко использованы мотивы итальянской ренессансной архитектуры. При огромной высоте церкви ее площадь, предназначенная для молящихся, очень невелика.

Собор Покрова на Рву (иначе храм Василия Блаженного) в Москве на Красной площади, построенный в 1555–1560 гг. в память взятия Казани. Его, авторы — русские зодчие Барма и Посник. Как и в коломенском храме, задача здания — быть грандиозным монументом славы и всенародного торжества Руси. Храм представляет собой совокупность столпов. Вокруг центральной башни, увенчанной шатром, по осям и диагоналям расположены восемь меньших храмов, несущих главы и связанных общей платформой. Для расточительно-разнообразного, почти сказочного наружного убранства храма зодчие использовали огромное богатство форм, выработанных русской архитектурой, игру треугольных «деревянных» мотивов и разнообразных по форме кокошников и аркатур. Ныне храм снаружи покрыт цветистой росписью, а XVII–XVIII вв., первоначально же цветовую гамму образовывало сочетание кирпича стен с белым камнем декоративных деталей.

В 70-х гг. XVI в. в связи с тяжелым экономическим состоянием страны монументальное строительство на Руси несколько ослабло, но уже в 80–90-х гг. оно вновь широко развернулось. Для руководства государственным строительством был создан специальный Приказ каменных дел (с 1583 г.), объединивший всех — от зодчих до простых кирпичников. Эта организация сыграла выдающуюся роль в решении крупнейших градостроительных задач и осуществлении грандиозных военно-инженерных сооружений конца века — гигантская линия стен Белого города в Москве (1585–1593 гг.) и Смоленская крепость (1595–1602 гг.). Создателем обеих крепостей был выдающийся зодчий — «городовой мастер» Федор Конь.

Завершилось строительство монастырей: Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев в Загорске, Борисоглебский под Ростовом Великим. Автор последнего ростовский зодчий Григорий Борисов создал здесь оригинальную планировку: центром ансамбля является не храм, а открытая прямоугольная площадь, по краям которой расположены собор, трапезная и другие здания.

Важным новым явлением в развитии русского зодчества начала 16 в. был значительный рост каменного гражданского строительства. В это время в крупнейших монастырях все чаще сооружают монументальные трапезные палаты — постройки полусветского характера. Обычно это двухэтажные здания, крытые высокой деревянной кровлей. Верхний этаж занимали просторный зал трапезной с одним центральным столбом и сводчатым перекрытием и небольшая церковь — трапезные монастырей Андроникова в Москве (1504–1056 гг.) и Пафнутьево-Борозского (1511 г.).

Живопись. В искусство XVI в. проникает все больше светских мотивов, искусство со временем перестает быть «соборным».

Крупнейший представитель московской школы живописи конца XV в. Дионисий (ок. 1440 – после 1503). В отличие от Рублева Дионисий не был иноком, но отличался большой книжной образованностью. Его два сына Владимир и Феодосии также были живописцами и помогали ему в его работе. Ранний период творчества мастера (60–70-е гг.) проходил в Пафнутьево-Боровском монастыре. Из многочисленных работ, созданных им в эти годы, сохранились лишь фрагменты. Посещение Иваном I в 1480 г. этого монастыря принесло артели живописцев большую популярность и ряд заказов — иконостас московского Успенского собора.

В 80-х гг. XV в. были расписаны: алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Дионисию, его ученикам и помощникам принадлежит созданный для собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря большой многоярусный иконостас: — «Сошествие во ад» и «Одигидрия». Дионисией были созданы: 2 житийные иконы «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей», икона «Апокалипсис», икона «Распятие», икона «Поклонение волхвов». Характерные черты работ Дионисия — почти нет портрета, орнамент в одежде.

В провинциях, по деревням и селам развивается иконописное ремесло народных художников, зачастую не имевших специальной подготовки. Среди этих, в большинстве своем ремесленных произведений встречаются иконы кисти одаренных художников-самоучек, воспитанных на подлинно народных вкусах и представлениях. Наиболее яркие среди подобных произведений три иконы, написанные в 20–30-х гг. XVI в. и составлявшие прежде единый ансамбль. Это — «Притча о слепце и хромце», «Видение Иоанна Лествичника». Большая икона «Церковь воинствующая» («Благословенно войско») (середина XVI в.).

Уже первая русская книга Евангелие 1556 г., отпечатанная в анонимной московской типографии, предшествовавшей типографии Ивана Федорова, была украшена прямоугольной заставкой с изображением пищущего апостола Матфея на фоне красивого лиственного орнамента. Эта заставка являются первой русской гравюрой.

Школы иконописи. В живописи конца XVI в. намечается «неоклассика». Она получила название Годуновской школы, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с именем, царя Бориса Годунова. Были выполнены росписи Грановитой и Патриаршей палат. В те же годы возникает новое художественное явление — Строгановская школа, получившая название по имени Строгановых. Произведения этих мастеров отличаются виртуозным рисунком, дробной и тонкой проработкой деталей, сияющими и чистыми красками. Заслугой строгановских мастеров явилось и то, что они впервые в истории древнерусской живописи открыли красоту и поэтичность пейзажа.