Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История стилей Лекции.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
679.78 Кб
Скачать

15.2 Искусство конца XIII – середины XV вв.

Монголо-татарское иго XIII–XV вв. нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограблены многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен мастера — создатели этих произведений.

В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV в. Новгород и Псков, а в конце столетия — Москва.

Архитектура. Архитектура Новгорода. Новгород в XIV в. испытывает подъем культуры, связанный в первую очередь с экономическим расцветом, наступившим после победы над немецкими и шведскими захватчиками. 0 напряженной философской мысли новгородцев свидетельствует размах еретических движений, явившихся своего рода протестом против официальной церкви. В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначаются новые черты. Для таких церквей второй половины XIV в., как Федора Стратилата (1360–1361 гг.) и Спаса Преображения на Ильине (1374 г.), характерно восьмискатное, а не позакомарное, как ранее, покрытие, одна, а не три апсиды на востоке. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы, — это их подчеркнуто нарядный декор. Несколькими лентами ложится орнамент в верхней части барабана и апсид, стены украшены вставными каменными крестами, свободно разбросанными на стене нишами, фресковыми изображениями. Большинство храмов этого периода построено на средства отдельных богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что само по себе свидетельствует о возросшей роли горожан в жизни республики.

В XV в. размеры новгородских храмов уменьшаются, появляется нарочитый архаизм, выразившийся в подражании архитектуре XII в. Это церкви Ильи на Славне, Петра и Павла в Кожевниках.

Из гражданских построек этого времени особенно важны каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII в. К этому же времени относятся епископский дворец.

Архитектура Пскова. В XIV в. искусство Пскова переживает новый расцвет. В 1310 г. строится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Его росписи отличаются смелой и энергичной манерой исполнения, сдержанной охристой палитрой, в которой особую роль выполняет белый динамичный блик. Он придает мужественным лицам святых экспрессивность.

В середине XIII в. Псковский кремль — Кром — обносится первыми каменными стенами. На том месте, где когда-то жил князь со своими дружинниками, теперь заседает общегородское вече, кипит напряженная жизнь центра Псковского государства. Стены Крома с их многочисленными и разнообразными башнями в последующие века не раз перестраивались.

Из псковских храмов XV в. особенно знаменит собор Василия на Горке. Большой и стройный храм, имеющий притворы, окружен галереями. Он отличается особой пластичностью и скульптурностью масс.

С XIV в. в Пскове строятся многочисленные звонницы. Они или связаны с церковью, или составляют самостоятельную постройку. Высота и ширина их пролетов зависят от веса и величины колоколов. Звонницы очень разнообразны и являются неотъемлемой частью псковского архитектурного ансамбля.

Архитектура Москвы. С XIV в. начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и культурный центр. Особенно усиливается роль Москвы, вокруг которой объединяются русские земли, после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380 г.).

Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Появились два литературных памятника: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

Интерес к истории, славному прошлому отразился в обращении к традициям древней архитектуры Владимира, наследницей которой по праву считала себя Москва.

Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (ок. 1400 г.), Спаса Андроникова монастыря (1427 г.), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422 г.) во многом восходят к владимирской архитектуре XII в. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых: простота наружного декора, отсутствие рельефов, замена аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением пояса кокошников. Основным строительным материалом служит известняк. Благовещенский собор Кремля.

Живопись. Расцвет монументальной живописи Новгорода XIV в. во многом связан с именем художника, который приехал на Русь из Византии. Из Византии Феофан Грек прибыл в город Кафу (современная Феодосия), а затем получил заказ в далеком северном городе.

В 1378 г. Феофан расписал новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине. Из росписей лучше всего сохранились те, которые расположены в куполе и барабане, а также в Троицком приделе. В куполе — грозный Христос Пантократор. Между окнами барабана неподвижно стоят пророки и праотцы. Феофан был мастером острых индивидуальных характеристик святых, и все его образы, особенно старцы, наделены суровыми и сильными характерами. Их переполняют бурные страсти, но внешне они сдержанны.

Росписи Троицкого придела отличаются смелым размещением изображений. Многофигурная композиция Троицы расположена рядом с фигурами святых, представленных то в рост, то по грудь, то заключенных в медальоны. Здесь и столпники (первые святые отшельники, которые, истязая свою плоть, прожили жизнь на столпах), и аскеты, удалившиеся в пустыню. Среди них особенно запоминается внутренней значительностью образа Макарий Египетский. Святые Феофана — мудрые философы. Манера письма, резкая и смелая, местами неистовая, отличает творческий метод художника. Основным средством достижения эмоционального акцента служит белый мазок. Он далеко не всегда кладется художником в освещенных частях, но важен для передачи выразительности образов. Фрески, пострадали во время пожара через несколько веков по их создании. Первоначально палитра Феофана была более яркой и разнообразной.

Хотя Феофан переехал в Москву, он оставил здесь последователей, расписавших церковь Федора Стратилата. Для этих росписей характерна свободная живописная фактура с использованием бликов, правда, не таких уверенных, как у Феофана. Выражение лиц святых отличается большей мягкостью, чем в церкви Спаса Преображения.

Новгородские иконы XIV–XV вв. очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых: пророк Илья, Параскева с Анастасией, св. Георгий, стремительно несущийся на коне и поражающий высоко поднятым копьем дракона. В те же годы иконописцы начинают посвящать свои произведения даже реальным историческим событиям. Сохранилось несколько икон на сюжет битвы новгородцев с суздальцами. В этот период на иконах появляется и изображение самих новгородце: «Деисус и молящиеся новгородцы».

Немногие сохранившиеся до наших дней псковские иконы — «Богоматерь Одигитрия» и «Илья Пророк» (XIII в.), «Архангел Гавриил» (XIV в.), «Сошествие в ад» (XV в.) отличаются обилием орнамента, тяжелыми колористические сочетаниями с преобладанием оливково-зеленого и киноварно-красного. Для псковских святых характерен определенный тип: продолговатые угрюмые лица, длинные с утолщением на конце носы.

В конце XIV в. в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек — икона «Донская Богоматерь». Это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь Умиление. По сравнению с «Владимирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции. В почти квадратную по форме доску вписано изображение Марии, держащей на руках сына. Нижняя часть композиции утяжелена, фигура Богоматери вплотную соприкасается с полями иконы. Прост и лаконичен силуэт фигуры. Округлое лицо Марии, доброе и сердечное, выражает глубокую грусть. Колорит сдержан. В нем преобладает сочетание темно-малинового. На обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери. Предельно скупыми средствами передает художник сцену горя, плача апостолов над телом Марии.

По свидетельству летописи, в 1405 г. Феофан Грек совместно с двумя художниками Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор Кремля. Вскоре после постройки собор сгорел, и его убранство не сохранилось до наших дней.

В Благовещенском соборе Кремля усилиями трех художников был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма). Он был образован несколькими рядами, из которых первый, нижний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитаемым в Москве и в Благовещенском соборе. Второй — деисусный, т. е. включающий персонажей, объединенных композицией Деисуса — моления. Третий — праздничный ряд — посвящен событиям христианской легенды.

Деисусный, самый ответственный ряд был выполнен Феофаном. Центральная икона этой композиции — сидящий на троне Христос. По сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, которые молятся перед Христом, прося у него заступничества за людей. Далее следуют изображения архангелов, апостолов Петра и Павла, отцов церкви. Феофан ввел большие размеры досок (h=2 м). Характерные черты работ Феофана Грека: орнамент на одежде, белые мазки по лицу.

Под 1405 г. летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360 – ок. 1430). Он назван последним среди мастеров, привлеченных для росписи Благовещенского собора, что свидетельствовало о его молодости. Здесь вместе с Прохором с Городца он выполнял иконы праздничного ряда.

Второй период в творчестве Рублева, время его зрелости как художника, наступает тогда, когда он в 1408 г. расписывает Успенский собор во Владимире совместно с Даниилом Черным. Из фресок сохранилась огромная композиция Страшного суда. Эта композиция широко и свободно располагается в нескольких плоскостях, переходя со сводов центрального и южного нефов на западные столпы. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указывает путь праведникам, левой — грешникам. Христос изображен не как грозный судия, карающий без пощады людей. Христос Рублева — это человек, любящий людей, желающий им помочь. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. В полукружии арки под фигурой Христа, изображен престол с книгой, в которую вписаны деяния людей. К нему припали Адам и Ева. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. На сводах центрального нефа размещены две группы сидящих апостолов, за которыми стоят ангелы. Русские типы лиц апостолов отмечены не только добротой, но и тем особым чувством собственного достоинства, которое характеризовало людей на Руси в этот период подъема национального самосознания. В образах ангелов, чьи головы тихо склоняются к апостолам, Рублев выразил свой идеал душевной мягкости и моральной чистоты.

В Третьяковской галерее находятся три выполненные для звенигородского собора иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».

Для каменного Троицкого собора была создана в 1422–1427 гг. икона «Троица». Она написана в память о Сергии Радонежском, который проповедовал об объединении Руси. Идея единства — основная и в иконе. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя. Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу — символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или, как его называют, голубец звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы, сочетаясь с малиновым хитоном среднего ангела.

Рублев был многосторонним художником. Он проявил себя не только как фрескист, иконописец, но и как иллюстратор книги. Одна из миниатюр Евангелия, называемого по фамилии его бывшего владельца Евангелием Хитрово, изображает символ евангелиста Матфея — ангела. Фигура вписана в круг — необычную для миниатюры, но излюбленную Рублевым форму. Ангел изображен идущим с Евангелием в руках. Круглая шапка волос, тонкие черты лица, голубой цвет, преобладающий в колорите миниатюры, очень близки Рублеву.

В конце своей жизни Рублев, возможно, выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Здесь он работал вместе с учениками, которые осуществляли замысел своего учителя. Характерная черта работ Рублева — сглаженный мазок.