Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИИГСО Ч1

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
1.34 Mб
Скачать

влияние друг на друга в ходе исторического развития. Дополнительный материал, повествующий учащимся о культовых особенностях, религиозных праздниках и обычаях шаманистов, призван привлечь внимание учащихся к особенностям традиционных верований, пробудить их интерес к дальнейшему изучению религий.

Мы можем сделать выводы, что изучение шаманизма в школьной программе позволит учащимся в полной мере проследить историю возникновения и развития религий, их взаимодействие на территории Забайкальского края. Разработанные дополнительные материалы нацелены на развитие у учащихся исследовательских навыков работы с источниками, совершенствование умений формулировать собственную позицию по тем или иным вопросам, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Выбор шаманизма в качестве регионального компонента образования позволит сформировать в учащихся уважительное отношение к истории и культуре своего региона, представителям других национальностей.

Научный руководитель – канд. филос. наук, доц.

Ю. В. Кокарева

УДК 930+94(47)

В. А. Пантюхина

(студентка 4-го курса, 050401.65 «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ВЫБОР Н. И. НОВИКОВА В СИТУАЦИИ

КОНФЛИКТА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье интерпретируется способы выхода из конфликта между частным человеком и государственной властью в XVIII в. на примере биографии Н. И. Н о- викова.

Ключевые слова: власть, частный человек, конфликт, способы выхода из конфликта.

61

В 150-летний юбилей со дня рождения Николая Ивановича Новикова, историк В. О. Ключевский напишет: «Постигшая Новикова катастрофа произвела на русское образованное общество такое потрясающее впечатление, какого, кажется, не производило падение ни одной из многочисленных «случайных» звезд, появлявшихся на русском великосветском небосклоне прошлого века».

Проблему этой «катастрофы» исследуют в историографии в разных направлениях: конфликт между журналами «Всякой всячиной» и «Трутнем»; конфликт между императрицей представляющей государственную позицию и частной позицией Н. И. Новикова; связь московских мартинистов, в общество которых входил Новиков, с наследником престола Павлом Петровичем. Последнее направление актуализируется в современной историографии. Историк И. де Мадариага, считает, что Екатерина II чувствовала, что в русском обществе есть течение, враждебное ей и возлагающее надежды на новое царствование Павла. Но, сам Павел, нечуждый критического взгляда на политику своей матери, все-таки не решался на заговор. В данной работе мы интерпретируем проблему способа выхода из конфликта, предложенного Новиковым.

Устойчивым выводом, созданным советской историографией для прочтения данного сюжета является вывод о том, что с годами, становясь все более реакционной, императрица, как враг всякой самостоятельной инициативы преследовала редактора и издателя Новикова.

Указ произвести у Новикова обыск в его имении был подписан в апреле 1792 г., обвинением против него оказалось письмо В. И. Баженова о свидании архитектора с наследником престола Павлом и о передаче ему масонских книг, посланных Новиковым. Это письмо оказалось в руках Екатерины. Новиков был приговорен к «тягчайшей и нещадной казни», но Екатерина II смягчила наказание до 15 лет заточения в Шлиссельбургской крепости. Наказание Новиков отбывал всего 4 года, так как, со смертью Екатерины II, 6 ноября 1796 года, оно прервалось в тот же день. Павел I выпустил его из крепости. В обществе заговорили о раздаче чинов и должностей масонам, подвергшимся опале в царствование Екатерины, в частности, Новикову пророчили должность директора университета. Однако Новиков не стал директором университета и не вернулся к издательской деятельности, а вскоре император распорядился взыскать долги с Типографической компании Новикова и ее кредиторов. В связи с этим, Е. Н. Марасинова, считает, что диалогу независимой мысли Николая Ивановича и само-

62

властия в лице Павла I не суждено было состояться. Прошел слух, что прямые ответы Новикова во время аудиенции не понравились императору, который говорил с Николаем Ивановичем уже не с позиции «русского Гамлета», а с властвующей позиции, и по-другому смотрел на фрондерство самоопределяющейся личности. Как известно, из биографии Новикова, последний (и большой) период свой жизни он проводит практически безвыездно в своем имении, где актуальной стала позиция частного человека. О судьбе Новикова после ареста долгое время никто ничего не знал, и в Москве ходили о нем различные слухи. В дневнике А. Т. Болотова от 12 января 1796 года есть такая запись: «По-видимому, справедлив тот слух, что его нет уже в живых – сего восстановителя литературы».

Почему Новиков уходит в сферу частной жизни, полностью отказываясь от участия в жизни общественной? На наш взгляд, причина такого выбора состоит в следующем: к моменту выхода Николая Ивановича из заключения не стало главного его оппонента – Екатерины II, а значит, отпала потребность в оппозиции государственному мнению по конфликтным вопросам в социально-политической сфере. Видимо, выбор новой позиции Новикова связан с тем, что ему легче представить себя умершим, чем вновь возвращаться к общественной жизни, где он как издатель воспринимается в качестве критика существующего порядка. Возможно исследователям, интерпретируя данную проблему, необходимо учитывать и проявление экзистенциальной позиции Н. И. Новикова.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

З. П. Горьковская

63

УДК 930.2

Е. С. Петрова

(студентка 5-го курса, специальность «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ МЕМУАРИСТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

Автор рассматривает основные особенности, свойственные женской мемуаристике второй половины XIX в. Рассматривается эволюция мемуарного жанра от художественной литературы к полноценному историческому источнику.

Ключевые слова:мемуары, исторический источник, женская автобиография.

Мемуарная литература проделала в своём развитии длительный путь от «неканонической» формы художественной литературы до планомерно создаваемого исторического источника с обширными общественными функциями. Женская мемуаристика со своей спецификой не является исключением.

А. Г. Тартаковский отмечает, что XIX век – классическая пора в истории мемуарного жанра в России, период её бурного роста и подлинного расцвета. В отечественной историографии современная модель мемуаристики создана в первую очередь его усилиями. До А. Г. Тартаковского мемуаристика рассматривалась преимущественно как источник фактического материала, именно в этом виделась ценность мемуаров, такой подход наблюдался еще и в середине 1970-х годов. Он же считает, что мемуары – важнейший исторический источник с их индивидуальностью.

Середина XIX столетия является рубежом в истории русской женской автобиографической литературы. Под влиянием модернизации соци- ально-экономических, общественно-политических, цивилизационных институтов перехода от патриархальной к нуклеарной семье, происходит смена традиционных гендерных ролей и стереотипов, активизируются эмансипационные процессы, изменяется статус женщины в обществе.

С. А. Никитин отличительной чертой мемуаров второй половины XIX в. считал то, что авторами их были представители разных социальных групп, а также резко сократилось время между написанием мемуаров и со-

64

бытиями, которые в них представлены. Отмечая значительную степень субъективности мемуаров, он указывал на то, что не найти более богатого материала в других источниках по вопросам быта, культуры, жизни, повествующего о взглядах представителей различных сословий.

И. Л. Савкина считает русские женские автобиографии – «бедными родственницами» в том смысле, что в отличие от своих западных сестёр по жанру, они относительно редко становились предметом исследовательского интереса. Я считаю, что эту непопулярность на начальных этапах можно вполне считать особенностью женской мемуаристики как исторического источника. Ведь женская автобиография стала интересна исследователям относительно недавно, каких то 40-50 лет назад.

Для женских автобиографических текстов, характерна установка на подлинность изложения своего жизненного пути, рефлексия по поводу источников, использованных для уточнения событий «по памяти». Не случайно среди адресатов, которым предназначались автобиографические тексты, называются профессиональные историки и те, кто интересуется прошлым. Получается, что ещё одной особенностью женских мемуаров можно считать установку на подлинность. А делалось это для того, чтобы не только потомки могли их прочитать, но и историки могли ими воспользоваться для изучения какой – то определённой проблемы. С. С. Минц подчеркивала, что действительность отражается в источнике мемуарного характера через призму восприятия мемуариста и этот аспект определяет не только специфику мемуаров как исторических источников, но и, что особенно важно, повышает их познавательное значение.

Женские автодокументальные тексты – это особые исторические источники. Долгое время их не воспринимали всерьёз историки, в силу как пишет И. Л. Савкина «патриархального канона» и они не были популярны. Но с течением времени всё меняется, и на сегодняшний день они являются признанными историческими источниками. Женские автодокументальные тексты помогают ответить исследователям не только на вопросы о повседневной жизни, того времени но и куда более серьёзного масштаба.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

К. Б. Умбрашко

65

УДК 94(41/99)

К. И. Присакарь

(студентка 5-го курса, специальность «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГВОЗДИК: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА

В статье представлен обзор источников, использовавшихся в исследовании на тему «Преобразования португальской революции гвоздик».

Ключевые слова:Новейшая история стран Европы и Америки, Португалия.

25 апреля 1974 г. в Португалии произошла одна из самых известных цветочных революций – «революция гвоздик». Одна из старейших колониальных империй и самая продолжительная европейская диктатура пала практически бескровно. Эти события кардинально изменили как положение в самой Португалии, так и отношение к ней в мире. Апрельская революция в Португалии стала последней революцией и последним военным переворотом в Западной Европе. С ней распалась и последняя в истории колониальная империя.

Преобразования революции гвоздик можно проследить по законодательным актам, принятым после 25 апреля 1974 г., таким, как конституция Португальской Республики 25 апреля 1976 г., ряду декретов и законов. Эти законодательные акты отразили основные политические и социальноэкономические завоевания португальского народа, достигнутые после апрельской революции 1974 г.

Программа ДВС от 25 апреля 1974 г. явилась первым крупным юридическим актом нового режима. Суть программы сводилась к трем основным пунктам: демократизация общественной и политической жизни, деколонизация, повышение жизненного уровня народа.

На основании программы ДВС Совет национального спасения (СНС), ставший на определенный срок чрезвычайным и единственным органом революционной власти, принял целый ряд декретов, направленных на ликвидацию политического механизма фашистской диктатуры.

Конституционно-правовая структура органов государственной власти на первоначальном этапе развития португальской революции опреде-

66

лялась Временными конституционными положениями, одобренными и принятыми СНС 14 мая 1974 г. Впредь до принятия новой, постоянной конституции этот юридический акт, предусматривал создание и функционирование таких органов, как президент – глава государства, Государственный совет, Совет национального спасения и временное правительство. Наряду с этим он оставлял в силе те положения конституции 1933 г., которые не противоречили программе ДВС, являвшейся неотъемлемой составной частью Временных конституционных положений.

Движение вооруженных сил приняло 12 марта 1975 г. закон о своем конституировании и создании новой системы военных и государственных органов власти. В стране сложилась чрезвычайно оригинальная система органов, основанная на тесном взаимопереплетении демократических руководящих органов военных – ДВС и отдельных звеньев государственного механизма.

После марта 1975 принимаются законы о национализации частных банков, крупнейших монополий, о проведении аграрной реформы.

Запрещение создания более чем одного профцентра, т. е. обеспечение единства революционного движения, было юридически закреплено 30 апреля 1974 г. Этот декрет действовал в течение 2 лет. Он сыграл неоценимую роль в организационном сплочении португальского рабочего класса.

Важное значение для трудящихся имеет также закон о праве на забастовку, принятый после вступления в силу новой конституции.

22 октября 1974 г. разрабатывается и принимается новый избирательный закон. Закон устанавливал пропорциональную избирательную систему.

Вершиной нормотворчества новых органов власти следует, конечно, признать демократическую конституцию Португалии, юридически закрепившую революционные завоевания португальского народа Португальской Республики, вступила в силу 25 апреля 1976 г.

Конституция состоит из краткой преамбулы и 312 статей. В ее четырех частях последовательно регулируются права и обязанности граждан; экономические основы государства; структура центральных и местных органов власти; вопросы, касающиеся гарантий соблюдения конституции и порядкаее пересмотра.

Конституция содержит развернутый перечень основных демократических прав и свобод граждан.

67

Португальская конституция закрепляет новую систему органов государственной власти, специально оговариваясь при этом, что «прямое и активное участие граждан в политической жизни является условием и основным инструментом упрочения демократической системы».

Заключительная часть конституции посвящена гарантиям деятельности и порядку пересмотра основного закона. Конституция подробно регулирует процедуру рассмотрения законности тех или иных актов, учреждает специальный орган по контролю за конституционностью нормотворческой деятельности органов власти – Конституционную комиссию.

Португальская конституция 1976 г. значительно отличается от основных законов современных буржуазных стран, является самой прогрессивной конституцией капиталистического мира.

Все эти законы, декреты, и, конечно же, конституция служат прекрасными источниками для изучения данной темы.

Научный руководитель – д-р ист. наук, доц.

К. Б. Умбрашко

УДК 930+94(47)

А. В. Пухов

(студент 4-го курса, направление «Социально-экономическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального

образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ «АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ» 1979–1989 гг.:

ПУБЛИЦИСТИКА ИЛИ НАУКА?

В работе даётся анализ современной историографии, посвящённой проблеме «Афганской войны» 1979–1989 гг. Анализирую работы отечественных и зарубежных специалистов, автор обращает внимание читателя на наиболее острые вопросы, связанные с «Афганской войной» 1979–1989 гг.

Ключевые слова: историография, афганская проблема.

68

Афганские горы видели армии греков и персов, гуннов и монголов, британцев, русских и американцев, но неизменным оставалось и остается одно – эту страну так никто и не смог завоевать. «Афганская война» 1979–1989 гг., по мнению многих историков, является самым крупным и противоречивым вооруженным конфликтом. Ее часто называют «оклеветанной», «необъявленной», «неизвестной». До сих пор продолжаются споры исследователей о том, был ли ошибкой ввод советских войск в Афганистан. Имеется большое количество работ, посвященных этой проблеме. Война в Афганистане стала объектом интересов не только историков, но и журналистов.

Авторы-публицисты, посвятившие «афганской войне» не одну работу, расходятся в оценках войны ее причин. Также не утихают и споры о том, что это было: «война» или «действия ограниченного контингента войск». Если вспомнить, сначала ее замалчивали, потом стыдливо изображали как «незначительные операции» ограниченного контингента против отдельных банд в отдельных районах Афганистана. Долго избегали употреблять слово «война». Когда же «выполнение интернационального долга» затянулось на годы и превратилось в самую длительную в этом веке для нашей страны войну, стали, наконец, говорить о войне, о жертвах войны, о ветеранах и инвалидах «афганской войны». Стоит отметить, что, несмотря на то, что внимание мирового сообщества в большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам, афганская проблема до сих пор остается одной из самых острых во всем мире. Поэтому эта проблема не утрачивает своей актуальности на сегодняшний день. В связи с этим «афганская война» 1979–1989гг. становится объектом изучения и анализа как зарубежных, так и отечественных ученыхисследователей.

Из зарубежных исследователей, интересовавшихся афганской проблемой, можно назвать Стивена Таннера. В своей работе «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибана» он дает полный подробный обзор военной истории Афганистана с древнейших времен до наших дней. На протяжении тысячелетий эта страна, занимающая стратегически важное положение, оказывалась на острие захватнических амбиций великих держав и становилась ареной кровопролитных войн. Афганские горы многое видели на своем веку, но неизменным оставалось одно – эту страну можно завоевать, но нельзя удержать.

69

Среди российских авторов существует немало споров и различных точек зрения по поводу причин ввода советских войск в Афганистан. В первую очередь хочется отметить работу Б.В. Громова, участника боевых действий в Афганистане, последнего командующего 40-й армии. В этой работе при-

ведены многие документы, раскрывающие причины ввода войск, описаны многие события войны. Кроме этого, можно встретить целый ряд статей и публикаций по вопросам афганского конфликта таких авторов, как С.В. Иванов, А. Сухопаров, Г. Удовиченко, С. Небренчин Особо следует выделить работы таких исследователей, как А.А. Ляховский; А.Ю. Умнов, доктор исторических наук, ведущий научного сотрудник ИМЭМО РАН А.В. Чикишев. Чикишев был участником боевых действий в Афганистане, его работа «Спецназ в Афганистане: 1979–1989 гг.» основана на глубоком знании реальностей войны, истории Афганистана, быта и традиций населяющих его народов, а также на свидетельства солдат и офицеров спецназа.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что историография «афганской войны» весьма обширна. Но кто именно ее создает – ученые или все же журналисты, работы которых носят не научный, а публицистический характер? Следует учитывать, что большинство авторов сами были участниками боевых действий. С одной стороны, они наблюдали войну изнутри и кто, как не они, могут более ярко о ней рассказать. А с другой стороны – какова все же степень их субъективности? Эти и многие другие вопросы все еще остаются открытыми.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

К. Б. Умбрашко

70

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]