Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИИГСО Ч1

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
1.34 Mб
Скачать

смысл, означая любого человека «с чертами поведения и характером воспитанницы подобного заведения». Обстоятельства, в которых выработался особый социально-психологический тип «институтки», его основные особенности и отношение к нему общества заслуживают внимания и объяснения. Основания для реконструкции социального типа «институтки» оставили сами смолянки в своих мемуарных текстах. В отношениях между «институтками» преобладала дружеская откровенность и непосредственность. Институтской «выправке» противостояло здесь свободное проявление чувств. Это приводило к тому, что обычно сдержанные и даже «конфузливые» на людях смолянки иногда могли повести себя совершенно подетски. В своих мемуарах Н. Водовозова называет «глупым институтством» то, что произошло с ней: когда разговор с неизвестным молодым человеком перешел на «институтскую тему» и затронул любимые ее предметы: «начала хлопать в ладоши, скакать, хохотать. Софья Закревская в романе «Институтка» пишет: «А это детское простосердечие, которое так резко выказывается при совершенном незнании светских приличий… Уверяю вас, в обществе сейчас можно узнать институтку».

Институтки пользовались репутацией весьма начитанных особ, но их круг чтения ограничивался и контролировался, чтобы оградить институток от «вредных» идей и неблагопристойностей и сохранить в них детскую невинность ума и сердца. Опыт общения смолянок с внешним миром: воскресные свидания с родственниками, институтские балы, на которые приглашались воспитанники самых привилегированных учебных заведений создавал ощущение праздника жизни. В историографии присутствуют выводы исследователей о том, что это порождало драматическую коллизию между институтскими мечтами и реальностью: многим институткам приходилось «прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир», что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к действительности. «Тотчас после выхода из института, – вспоминала Е. Н. Водовозова, – я не имела ни малейшего представления о том, что прежде всего следует условиться с извозчиком о цене, не знала, что ему необходимо платить за проезд, и у меня не существовало портмоне».

Еще в 1773 году, восхищаясь смолянками, впервые появившимися перед публикой в Летнем саду, поэт Сумараков писал: «…сами ангели со небеси сошли, ко обитанию меж смертных на земли.» Институтки вопло-

щали в жизнь просветительскую идею развития по пути от порока к добродетели. Екатерина II, придерживаясь социальной программы развития,

201

формировала «новую породу» людей, в том числе и в контексте гендерного воспитания и образования. Она в письме к Вольтеру 1772 г. отзывалась о воспитанницах Смольного института: «Они столь знают, что надо уди в- ляться; они нравственны, но не мелочны, как монахини». Первые шаги образовательной практики приведут в перспективе к увеличению количества государственных образовательных учреждений не только для дворянства, но и для других социальных групп общества.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

З. П. Горьковская

УДК 372.016:514

А. Л. Черепанова

(студентка 5-го курса, направление «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук», профиль «История», ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск)

СТАРООБРЯДЦЫ УЙМОНСКОЙ ДОЛИНЫ: БЫТ И КУЛЬТУРА

В статье представлены основные особенности культуры и быта старообрядцев Уймонской долины.

Ключевые слова: Беловодье, старообрядцы, Уймонская долина.

Согласно довольно древнему преданию рядом с горой Белухой и реками Катунью и Бухтармой, лежит путь в счастливую страну – Беловодье. В поисках этой страны крестьяне-старообрядцы еще в XVIII веке бежали на Алтай от тогдашней «вертикали светской и церковной власти».

Многие из них остались жить в Уймонской долине, недалеко от Белухи. Жили долгое время в единстве природой, не ведали ни благ, ни пороков цивилизации. Поэтому-то Уймонскую долину и называют короной Горного Алтая.

Спасаясь от гонений за веру, люди пришли в эти места не сразу. Сначала искали спасенье на реке Керженец в Нижегородской губернии. Однако решили оттуда уйти, но название «кержаки» пристало.

202

Их первыми задачами были выбор места для строительства жилища, создания семьи и налаживания хозяйства. На новых местах старообрядческое население создало определенный тип хозяйствования, во многом обусловленный природно-климатическими условиями. Они основали широкое комплексное товарное хозяйство, включавшее в себя традиционные занятия – земледелие и скотоводство и очень доходные промыслы, такие как пчеловодство и сбор кедрового ореха. Особенно стало процветать мараловодство и селекционное коневодство.

В системе морально-этических традиций у старообрядцев на первое место выходят традиции тесно связанные с трудовой деятельностью. В них заложены основы уважения к труду, как «труду благого и богоугодного» земле и природе. Кержаки заботились об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче жизненного опыта подрастающему поколению. Содержанием смысла всех обрядов являлось возвращение потраченной силы работнику, сохранение земли и ее плодородной силы.

Староверы строго соблюдали традиции выбора места под строительство и обустройство своего дома. Подмечали места, где играют дети или скот устраивался на ночлег. Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян была разная, в зависимости от материального достатка. Представление о красоте тесно связано у старообрядцев с чистотой жилища.

Главное место в доме – красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. В домах много старинных икон.

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Было развито мелкое кустарное производство, которое представлено прядением и ткачеством, кожевенным и гончарным производством. Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

В старообрядческой семье четко были определены права и обязанности каждого ее члена. Взаимоотношения строились на неукоснительном подчинении младших старшим: одни защищали и воспитывали, другие перенимали знания и практический опыт.

Община староверов жила по строгим правилам. Запрещалось пить, курить, перечить старшим, воровать и лгать. Староверы считают, что великий грех переходить из своей веры в другую, т.е. перекрещиваться. В свою же общину достойного человека они примут обязательно: нельзя человека от себя отталкивать.

203

Традиции старообрядцев во многом отличались от традиций обычных людей. Так перед свадьбой они не устраивали девичника, а проводили вечерки, где парни и девушки веселились вместе, в день свадьбы они не посещали церковь.

Воспитание детей в их общине тоже было иное. Ребенка воспитывала вся Община. Характерной чертой воспитания трудолюбия являлось ненавязывание его, а как бы впитывание. Ребенок, подражая старшим, впитывал в себя трудолюбие и самостоятельность, т.к. уже в восемь лет ему доверяли самостоятельно пасти скот или заниматься другими делами.

Таким образом, старообрядчество заложило основы Уймонской культуры и определило ее специфические черты, внесло особую твердость духа, трудолюбие и ответственность.

Научный руководитель – канд. ист. наук, проф.

О. М. Потапчук

УДК 902/904+398

М. А. Шаболдин

(студент 5-го курса, специальность «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ЭПОХУ ПЕРЕХОДА ОТ БРОНЗОВОГО ВЕКА К ЖЕЛЕЗНОМУ

В статье рассмотрены особенности миграционных процессов на территории Западной Сибири в переходное время от бронзового века к железному.

Ключевые слова: миграции, познеирменская, красноозёрская и молчанавская культуры.

Миграционные процессы позднебронзового времени Западной Сибири изучаются с момента выявления Т.Н. Троицкой в конце 60 -х гг. прошлого века передвижения северных племен на основании анализа керамического комплекса городищ Завьялово-1 и Завялово-5.

204

С тех пор в результате значительного накопления археологического материала представления о направлениях, характере, масштабах и причинах этих миграций претерпели значительные измениния.

Как правило, появление на ряде позднеирменских памятников Приобья керамики северного облика исследователи связывают с молчановской культурой. На молчановских поселениях также отмечаются находки ирменской керамики. Поэтому в настоящее время можно говорить о встречном миграции с севера на юг и с юга на север вдоль р. Обь.

К настоящему времени кроме северной волны переселения В.И. Молодиным были выявлены следы проникновение на территорию Центральной Барабы западных и северо-западных групп мигрантов из Прииртышья, Зауралья и Верхнего Приобья (краснозерская, сузгунская, атлымская и гамаюнская культуры). Причём одновременно можно говорить и о миграции познеирменского населения в Среднее Прииртыше на территорию распространения красноозёрской культуры.

В последнее время выявлена еще и южная волна переселений. В.И. Молодин по материалам городища Чича-1 выделяет Берликскую культуру, считая её носителей выходцами из северного Казахстана, где прослеживается основной массив её памятников. Керамика берликского типа встречается на позниирменских поселениях как Центральной Барабы (городище Чича-1), так и омского Прииртышья (поселение Большой Лог).

Кроме этого, В.И. Молодиным и Л.Н. Мыльниковой отмечается проникновение в Новосибирское Приобъе групп населения из Восточной Сибири (Северное Приангарье). Данная миграционная волна прослежена по выявленному на поселенииях Линёво-1 и Берёзовый остров-1 своеобразному керамическому комплексу, отождествлённому В.И. Молодиным с керамикой самоделкинской культуры Енисейского Приангарья.

Таким образом, в процессе изучение культур позднебронзового времени постоянно усложняется схема миграционных процессов этого периода. Если первоначально она подставлялась как единовременное перемещение северного лесного населения на юг вдоль крупных рек Оби и Иртыша, то в настоящее время говорят о западной, северо-западной, южной и восточной волнах переселения. Причём в некоторых случаях отмечается встречное движение переселенцев (например перемещение позднеирменцев на территорию молчановцев).

Следует также отметить, что, по мнению ряда авторов, интенсивность и направление выявленных внешних влияний на всей территории

205

распространения позднеирменской культуры была явно неодинакова. В западных областях (Чича-1, Большой Лог), наиболее прочными можно считать южные (Северный Казахстан) и западные (Среднее Прииртыше и Приуралье) связи, северная волна миграции намного менее представительна. Восточный ареал распространения культуры (Линёво-1, Завялово-5) демонстрирует Северные, Южные и Восточные связи, западные практически отсутствуют.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

И. А. Дураков

УДК 930.2 + 94(47)

М. И. Ягунова

(студентка 4-го курса, направление «Социально-экономическое образование», профиль «История», Институт истории, социального и гуманитарного образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

«БЕЛОСТОКСКАЯ ТРАГЕНИЯ» В. ХАНЕВИЧА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ПОЛЯКОВ В СИБИРИ

Автор анализирует книгу В. Ханевича «Белостокская трагедия» как исторический источник по изучению истории поляков в Сибири. В работе уделяется пристальное внимание одному из самых тяжёлых моментов в истории российских поляков – 1937–1938 гг.

Ключевые слова: «Белостокская трагедия», исторический источник, мемуары, репрессии.

Мемуары являются историческим источником, важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. Работая в Варшаве, в польском архиве «Карта» мной было рассмотрено много материала связанных с деятельностью поляков в Сибири. Источники собирались о ссылки поляков в Сибирь и о репрессиях 1937–1938 гг. против поляков. Так в этом архиве была найдена книга «Белостокская трагедия. Из

206

истории геноцида поляков в Сибири » В.А. Ханевича, она является источником значимых событий в истории.

Мемуары как исторический источник, польские репрессии, жертвы репрессий, поляки в Сибири, жизнь в русском селе XX века.

Мемуары Ханевича Василия Антоновича рассказывают о жизни поляков в Сибири, о быте и нравах в селах XX века, о судьбах крестьян; помогают восстановить списки погибших в годы репрессий и отдать им дань памяти; воссоздают историю образования польского села в Сибири, и внедрение польской культуры и религии в Сибирский регион. На примере маленького села Белосток показана трагедия всего польского народа, оказавшегося в это время в СССР. Работая с любым историческим источником нужно провести внутренний и внешний анализ.

Внешний анализ. Книга «Белостокская трагедия: (Из истории геноцида поляков в Сибири)» была издана в Томске в газете «Томский вестник», 1993 г., 192 с. – 500 экз. Состоит книга из предисловия, трех частей, части разбиты на главы, у каждой главы есть название и перед каждой эпиграф, третья часть – это мартиролог, составленный автором.

Автор Ханевич Василий Антонович – житель села Белосток, исследователь истории своего села и потомок ссыльных поляков. В 1990-е годы усилиями Василия Ханевича, главы польской организации «Белый орёл» удалось восстановить список репрессированных и воздвигнуть монумент памяти погибших и отстроить разрушенный костел. При помощи той же организации прошли торжественные мероприятия по случаю 100-летнего юбилея Белостока. В августе село посетил глава польского города Белосток Тадеуш Трусколяский, который посетил строящийся «Музей Памяти Сибири» (его планируется открыть в 2016 году). Книга была написана о селе Белосток, оно расположено в Кривошеинском районе Томской области. Село ведёт свою историю с конца XIX – начала XX века. Официальной датой основания села считается 1898 год, когда сосланные в Сибирь поляки-жители Гродненской губернии основали небольшое поселение. Население Белостока превысило 500 человек в 1916 году, однако после революции численность населения стала постепенно снижаться. Крестьян уводили в колхоз «Красное знамя», к тому же в 1930-е годы начались массовые репрессии. Так, в 1937 году в ходе Польской операции НКВД было казнено почти всё мужское население этого села (всего жертвами стали около 100 человек, их трупы были сброшены в реку Обь).

207

В послевоенные годы село стало отстраиваться, и на месте разрушенной церкви открылся сельский клуб. Сейчас население села 250 человек.

Внутренний анализ. Произведение «Белостокская трагедия» было написано Василием Ханевичем о самом страшном периоде для российских поляков в 1937-38 годах (годы массовых арестов и репрессий, проводимых советской властью)

Этой теме и посвящена первая часть книги. В ней приводятся воспоминания участников и свидетелей тех событий, используются материалы архивно-следственных дел, рассказывается о судьбах не только репрессированных поляков, но и о судьбах работников НКВД.

Вторая часть книги носит самостоятельный характер и посвящена другим периодам истории села Белосток. В ней рассказывается об истории основания села в конце XIX века переселенцами – католиками, дается повествование о судьбе сельского костела и польской национальной школы, рассказывается о трагедии сельчан в период коллективизации.

Третья часть – это список репрессированных поляков, в алфавитном порядке, мужчины с указанием даты рождения, места рождения, профессии, даты ареста, даты смерти, причины смерти или срок осуждения и даты освобождения из мест лишения свободы.

Можно сделать вывод, что Белостокская трагедия. Из истории геноцида поляков в Сибири. Является историческим источником личного происхождения и может быть использован в изучении истории деятельности поляков в России.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

К. Б. Умбрашко

208

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК 347.132.6

К. А. Закирченко

(студентка 4-го курса, направление «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ПРОБЛЕМА ОСНОВАНИЙ ПРИЗНАНИЯ ДОГОВОРА НЕЗАКЛЮЧЕННЫМ

В статье рассматриваются основания признания договора «незаключенным». Выделяются коллизии норм в гражданском законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: недействительная сделка, незаключенный договор, предмет договора, сделка, существенные условия.

В настоящее время правовая конструкция незаключенного договора все чаще вовлекается в гражданский оборот.

Случаи, когда договор признается «незаключенным» не собраны законодателем в единый список. В Гражданском кодексе РФ таких оснований предусмотрено три: несогласование существенных условий договора и несоблюдение его формы; отсутствие государственной регистрации договора; не совершение действий, с которыми закон связывает заключение договора (пункт 2 статьи 433 ГК РФ). Каждое из данных оснований признания договора «незаключенным» не лишено проблем и коллизий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Несогласованность сторонами существенных условий и несоблюдение формы договора. Здесь возникают следующие проблемы:

– выявление существенных условий, названных необходимыми. В отношении существенных условий закон (статья 432 ГК РФ) сформулировал единое правило. Гражданский кодекс РФ содержит несколько видов

209

договоров(статья 465 ГК РФ, статья 607 ГК РФ ), при заключении которых предписывается согласовать конкретные условия, но эти условия не называются существенными, а ссылка на последствия несоблюдения требования об обязательном согласовании позволяет считать их необходимыми условиями.

– вопрос соотношения требований пункта 1 статьи 432 ГК РФ о фо р- ме договора и статьи 162, 163 ГК РФ, как основания признания его недействительным или незаключенным. Однако, в специальных нормах, регулирующих конкретные договоры, нельзя найти не одного случая, когда при несоблюдении требуемой законом формы договоры признавались незаключенными.

2. Отсутствие государственной регистрации договора в случаях, когда законом такая регистрация установлена в качестве обязательной.

Здесь противоречивым является вопрос о соотношении статьи 433 ГК РФ и статьи 165 ГК РФ как основание признать договор недействительным или незаключенным ввиду отсутствия его государственной регистрации. Данные нормы противоречат друг другу.

3. Несовершение действий, с которыми закон связывает заключение договора. Из теории права с римских времен известно деление договоров на конценссуальные и реальные. Передача имущества – одно из оснований признания договора заключенным (пункт 2 статья 433 ГК РФ). В ряде случаев закон связывает момент заключения договора с действиями сторон, которые передачей имущества признать затруднительно (кассовый чек или передаваемый товар в договоре розничной купли-продажи). Для того, чтобы признать договор «незаключенным» возникают сложности в подтверждении отсутствия факта передачи денег.

Таким образом, в законодательстве нашего государства существуют пробелы и коллизии правовых норм. Для решения данных проблем необходимо ввести судебный порядок признания договора «незаключенным» и исключить возможность такого признания в отношении исполненного договора.

Научный руководитель – ассистент кафедры юр. и соц.-полит. наук

М. В. Игнатушина

210

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]