Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИИГСО Ч1

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
1.34 Mб
Скачать

УДК 908

Е. Ю. Кривченко

(магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Историческое образование (отечественная история)», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РАЙОНОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 1957–2010 ГОДЫ

Встатье представлена характеристика принадлежащих перу журналистов

икраеведов работ по истории районов Новосибирской области. Статья может быть полезна всем, кто интересуется историей малой родины.

Ключевые слова: краеведение, периодическая печать, региональная история, локальная история.

Задачей настоящей статьи является характеристика группы исследовательских публикаций об историческом прошлом районов Новосибирской области или территорий, на которых они сегодня расположены. Среди авторов таких работ – не только профессиональные историки, но также журналисты и краеведы. Исследования по истории рабочего поселка Ордынского и Ор-

дынского района принадлежат перу историка-краеведа О. М. Лыкова. Истории городов Новосибирской области посвящены труды В. Л. Гусаченко с соавторами, Г. Г. Максимова, Е. Н. Сметанина и др. Жители городов Бердска, Искитима, Куйбышева (Каинска), районных поселков Колывань, Довольное, Сузун, Карасук и соответствующих сельских районов имеют представление об историческом прошлом своих населенных пунктов. Две монографии, посвященные истории Черепановского и Краснозёрского районов, написаны д-ром ист. наук С. А. Папковым. Панорама исторического развития Сузунского района представлена в работе П. Ф. Пирожкова. В середине 1990-х гг. опубликованы исследования по ряду городов и по- селков-райцентров Новосибирской области – Куйбышева, Колывани, Карасука, включающие в себя и некоторый исторический материал. За указанный период (1957–2010 годы) было опубликовано 707 работ по разным сюжетам истории Новосибирской области. Рассмотрим количественное

41

распределение выявленных нами публикаций по истории отдельных районов области, взятых вместе с их районными центрами (см. рис.). В основном это научные либо научно-популярные статьи по отдельным аспектам локальной истории.

Рис. Распределение публикаций 1957–2010 гг.

по истории районов Новосибирской области и г. Бердска

Среди органов, издававших интересующую нас литературу, выделяются газеты «Советская Сибирь», «Вечерний Новосибирск», журналы «Сибирская горница», «Архивный вестник», некоторые местные газеты. Пользуясь зачастую архивными данными, либо материалами местных музеев, журналисты освещают историю Новосибирской области, воспитывают уважение к нашему историческому прошлому. Например, Л. Федотов активно освещает историю Бердска и его округи, в частности, рассматривает сюжеты, связанные с революционным прошлым этого города. Достаточно много очерков, посвященных Бердску, написал также Е. Сметанин. Истории Багана посвящены статьи Г. Гутовой и А. Михайлец, историческое прошлое Коченёво освещали В. Котов, Г. Рюмин и Н. Харченко. Без краеведов-любителей невозможно представить изучение истории Новосибирской области. Одной из первых публикаций краеведов по истории нашего края является работа К. А. Нечаева об истории населенных пунктов Новосибирской области. Пособие для учителей способствовало формированию интереса к региональной и локальной истории у педагогов и школь-

42

ников. Автор утверждал, что на территории нашей области задолго до экспедиции Ермака уже существовали многочисленные русские деревни, однако это противоречит научным данным. Другой краевед, К. П. Зайцев, сыграл важную роль в выявлении места расположения Умревинского острога. По его мнению, острог следовало искать в устье р. Умрева, а не рядом с одноименной деревней. Кроме того, краеведа интересовала проблема основания городов на территории области, в частности, КаинскаКуйбышева.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

В. А. Зверев

УДК 94(4)+930+39

Е. В. Кузнецова

(студентка 4-го курса, направление «Социально-экономическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ В ПОЛЬШЕ

Проблема интеграции еврейского населения в Европе существовала всегда. Однако они занимали особое место в Польше. И в данной статье представлены основные вехи истории евреев в Польше.

Ключевые слова: Польша, евреи, Европа, Вторая мировая война.

Как известно, история евреев в Польше насчитывает более тысячелетия. На протяжении многих веков эта страна была домом для самых крупных и значительных еврейских общин в мире. Со времени основания Польского королевства в 1025 году до создания Речи Посполитой в 1569 году, Польша была одной из самых веротерпимых стран в Европе. Известная как Paradisus Iudaeorum (на латыни означает «рай для евреев»), она стала убежищем для преследуемых и изгнанных еврейских общин Западной Европы. По некоторым данным, около 75 % всех евреев жили в Польше в середине XVI века. С ослаблением Речи Посполитой и растущей религиозной розни (в связи с протестантской Реформацией и католической Контрреформацией), толерантность Польши пошла на убыль с XVII века и

43

далее. После окончательного раздела Польши в 1795 году и уничтожения ее как суверенного государства, польские евреи стали жить по законам Российской империи, а также Австро-Венгрии и Пруссии. Тем не менее, как только Польша вновь обрела независимость после Первой мировой войны, она стала центром Европейскогоеврейского мира с одной из крупнейших еврейских общин мира в более 3 миллионов человек. Антисемитизм, однако, проявляющийся со стороны верховной власти и со стороны обычного населения, распространялся по всей Европе, и это было проблемой.

В начале Второй мировой войны, Польша была разделена между нацистской Германией и Советским Союзом. Война привела к гибели около одной пятой населения Польши, 90 % или около 3 миллионов польских евреев было убито вместе с около 3 млн. польских неевреев. Хотя в значительной степени Холокост в оккупированной немцами Польше был отчасти в сотрудничестве с ее гражданами и нецистами. Статистика Израильской комиссии по военным преступлениям показывает, что менее 0,1% польских неевреев сотрудничали с нацистами. Примеры отношения неевреевв немецких зверствах варьировались в широких пределах от активного риска смерти, чтобы спасти жизни евреев, и пассивном отказе сообщить о них, до равнодушия, шантажа, и в крайних случ аях, участия в погромах, таких как погром в Едвабне.

В послевоенный период, многие из примерно 200 000 евреев, переживших Холокост и зарегистрированных в Центральном комитете польских евреев покинули Польскую Народную республику для зарождающегося государства Израиль или уехали в Северную или Южную Америки. Их отъезд был ускорен разрушением еврейских учреждений, послевоенным насилием и враждебностью коммунистической партии. Большинство из оставшихся евреев уехали из Польши в конце 1968 года в результате Советских спонсируемых «анти-сионистских» кампании. После распада

СССР положение польских евреев стало нормализовываться и те, кто были гражданами Польши до Второй мировой войны, тем было разрешено в продлении польского гражданства. Религиозные учреждения были восстановлены, в основном, за счет деятельности еврейских фондов из США. В современной польской еврейской общине, по оценкам, около 20 000 членов, хотя фактическое число евреев, в том числе тех, кто активно не подключен к иудаизму или еврейской культуре, может быть в несколько раз больше. А также еврейское возрождение в Польше характеризуется ежегодными Фестивалями еврейской культуры, новыми программами обуче-

44

ния в польских вузах и университетах, работой синагог, таких как Nozyk, и Музея истории польских евреев.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

В. А. Спесивцева

УДК 902/904+398

А. Ю. Логутёва

(студент 3-го курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ОБОРОТНИЧЕСТВО

ВРУССКИХ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Встатье проанализирован мотив оборотничества в русских волшебных

сказках.

Ключевые слова: оборотничество, русские сказки, волшебный предмет, волшебный помощник.

Корни оборотничества уходят в древность, но оказывается этот термин самый живучий из первобытности и используется в современной культуре. Его можно встретить в компьютерных играх, кинофильмах и художественной литературе.

Однако подобные представления вдохновляют не только представителей художественного творчества. До сих пор и сказки и эпосы являются предметом научного изучения, в том числе и мотив оборотничества, который в них встречается. Так, С.Ю. Неклюдов выделяет две группы данного явления. Первое – это врожденное свойство. Второе – благоприобретенное качество человека путем овладения соответствующей магической формулой, талисманом, или каким-либо другим чудесным средством.

Мотив оборотничества представлен во множестве русских волшебных сказках, где превращение происходит по желанию героя либо с помощью волшебного помощника: человека или предмета. Анализу данного явления и посвящена данная статья.

45

Рассмотрим мотив превращения людей в животных и обратно, который довольно часто встречается в русских волшебных сказках. Так герои разного плана оборачиваются в животных: в медведя, орла, ворона, сокола, воробья.

Примером оборотничества с помощью предмета является сказка «Диво». Жену застает муж с колдуном, который стегает плетью и превращает мужа в пса. Он сначала сбегает, а потом возвращается. Колдун снова стегает его плетью и превращает в ворона. Далее героя научает ворон, когда хозяева уснут забраться под лавку, перекинуть плеть через себя, чтобы вернуть человеческий облик. Потом он сам берет плеть и превращает колдуна в вороного жеребца, а неверную жену-в кобылицу.

Визвестной сказке про Федота-стрельца горлица оказывается ду- шой-девицей, а про морского царя – двенадцать колпиц оборачиваются красными девицами.

Всказке «Волшебный конь» сизокрылым орлом, а потом бедным старичком оборачивается конь-помощник для выполнения поручения. Иногда героев оборачивают по злому умыслу, например, нянюшка Марь-царевну превращает в серу утицу, чтобы вместе нее выдать замуж свою дочь

Еще в одной сказке Иван купеческий сын находится в услужении три года у трех молодцев, которые оборачиваются орлом, соколом и воробьем. Они за это одаривают его конями и чудесной рубашкой. Но в конце сам Иван оборачивается конем.

Есть сказки, в которых героиня является дочерью водяного. В сказке «Мудрая жена» младший сын – дурак добывает себе жену из речки. Это плотичка с золотым кольцом, которая оборачивается красной девицей после того, как герой ее «бросил через себя о сырую землю.

Всказке «Мудрая жена» младший сын – дурак добывает себе жену из речки. Это плотичка с золотым кольцом, которая оборачивается красной девицей после того, как герой ее «бросил через себя о сырую землю».

Таким образом, среди русских волшебных сказок встречается значительное количество сюжетов, включающих мотив оборотничества. Так герои или их помощники могут обладать свойством превращаться или превращать других в различных животных, людей или неодушевленные предметы. Те же действия они производят с помощью волшебных предметов.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

Т. В. Мжельская

46

УДК 930+394

А. Ю. Лончаков

(студент 5-го курса, специальность «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ВКП(б)

ИТРУДЫ АКАДЕМИКА Е. В. ТАРЛЕ

Встатье рассмотрено влияние положений «Краткого курса истории ВКП(б)» на научную деятельность Е.В. Тарле в зависимости от исследуемого им вопроса.

Ключевые слова: история ВКП(б), классовая борьба, формации.

Академик Евгений Викторович Тарле (1874–1955) стал известен ещё до революции 1917 г. работами по истории рабочего класса Франции в эпоху Великой Французской революции. И до, и после 1917 г. Тарле оставался одним из крупнейших историков в России и СССР, с широким кругом научных интересов. Но речь пойдёт не только о нём, но и о другом «корифее всех наук» (И. В. Сталин) и коллективном труде «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором были изложены основные положения истории

СССР, на основе коммунистической партийной концепции.

«Краткий курс…» был издан в 1938 г. Он содержал предысторию народнического движения, появление марксизма, борьбу марксистов и народников, появление РСДРП, и фракционную борьбу внутри новой партии. Надолго именно этот труд стал основным учебным пособием по истории России. Однако этот учебник сам вскоре принялся задавать стандарты и каноны написания научных работ по истории.

Всвоей статье я выявил влияние «Краткого курса…» на исторические сочинения Е. В. Тарле «Крымская война» и «История дипломатии» (коллективный труд), изданные после выхода в свет учебника.

Вработе «Крымская война», вышедшей в 1945 г., во введении указывается виновник развязывания войны, и виновник поражения в ней.

Вразвязывании войны прямо обвиняется император Николай I, в поражении – царизм и засилье феодально-крепостнических отношений, порождавших техническую отсталость.

47

Однако в дальнейшем тексте вопросы экономики, классовой борьбы и смены формаций исчезают со страниц исследования, где разбираются военные и внешнеполитические стороны события, даётся оценка Николаю I и его окружению. Приводятся многочисленные материалы переписки деятелей этого периода, критические оценки деятельности военных ведомств, в т.ч. осуждается коррупция в государственной системе.

Возвращение к марксистским методам объяснения закономерностей истории мы можем встретить только в заключении этой работы. Тарле показывает отсталость России, как техническую, так и экономическую слабость, в духе первой главы «Краткого курса…», где поражение в Крымской войне выступает как один из основных побудительных мотивов к реформам Александра II, в том числе отмены крепостного права в 1861 г.

Тарле является одним из авторов многотомной «Истории дипломатии». Особенно важным для нас стал третий том исследования, в создании которого, и принял участие академик. Здесь в полной мере проявляется сходство в позициях Тарле, как марксиста, и содержания «Краткого курса…». Мы

видим осуждение империализма объяснение с марксистских позиций причин и результатов Первой Мировой войны.

Таким образом, мы обнаружили, что «Краткий курс…» оказал различное влияние на труды академика Тарле. В случае с трудом «Крымская война» мы видим только незначительные вкрапления официальной советской идеологии, сосредоточенные во введении и в заключении данной монографии.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Влияние «Краткого курса…» на историографию Евгения Тарле было различным, от ограниченного, до значительного, в зависимости от избранной им темы.

Данные выводы подтверждают распространённое мнение современной историографии о влиянии «Краткого курса…» на советскую историографию, но опровергают положение об абсолютном засилье идеологии в науке.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

К. Б. Умбрашко

48

УДК 930.2+070+94(47)

С. И. Марценюк

(студентка 4-го курса, направление «Социально-экономическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

СИБИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ 1920-х гг. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

ВИЗУЧЕНИИ ЛОКАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Встатье представлена характеристика Сибирского медицинского журнала как исторического источника в изучении локальной истории, истории повседневности Новониколаевска – Новосибирска, а именно вопрос о социальных заболеваниях.

Ключевые слова: Сибирский медицинский журнал, история повседневности Новониколаевска – Новосибирска в 1920-е гг., социальные заболевания.

«Сибирский медицинский журнал» – ежеквартальный рецензируемый научно-практический медицинский журнал, ориентированный на практических врачей всех специальностей, научных работников и студентов, а также на широкую читательскую аудиторию, проявляющую интерес к достижениям медицины и ее истории. Содержит уникальные материалы и фотографии по истории медицины и здравоохранения Сибири и Дальнего Востока.

В1917 году вследствие чрезвычайно трудных условий издательства прекратился выход «Сибирского Врача», единственного в Сибири медицинского журнала издававшегося в Томске с 1914 г.

В1918 г. начало издаваться в Красноярске обществом врачей Енисейской губернии «Сибирское медицинское обозрение», но его вышло всего два номера, и издание прекратилось по тем же причинам. И с тех пор в Сибири не было ни одного медицинского журнала. Мысль издавать газету или журнал не покидала за эти годы врачей и врачебных обществ г. Томска. Целый ряд вопросов касающиеся здравоохранения и строительства медицинского дела в Сибири в новых государственных условиях. Не вполне установившихся и меняющихся в зависимости от состояния внутренней политики, положение врачей в связи с изменением общественных отношений. Состояние медицинского дела в переходное время и целый ряд

49

других вопросов, требовало освещения, разработки и обмена мнений на страницах Сибирского медицинского органа. Так родилась идея о создании «Сибирского медицинского журнала», и в феврале 1922 года в городе Томске на свет появились 2 номера «Сибирского медицинского журнала».

Несмотря на то, что изучаемое нами издание было популярным среди людей, связанных с медициной, оно также является уникальным источником для изучения локальной истории. В нашем случае истории повседневности города Новониколаевска – Новосибирска, а именно вопроса касающегося социальных болезней.

Всевидящая Большевистская партия, взявшая под жесткий контроль все сферы общества, поставила перед наукой и пропагандой задачу создания такой картины жизни в СССР, в которой отражались бы только реальные (а еще более мнимые) успехи в строительстве нового общества. Очевидно, что таким мрачным явлениям как туберкулез, различные эпидемии (тифозные, малярийные, и т. д.), венерические заболевания (сифилис, гонорея и тому подобные), пьянство, проституция и другие социальные болезни не было места в этой «идеальной» картине. Социальные болезни начинают замалчиваться, в начале 1930-х гг. запрещается публикация статистических данных о них, а затем постепенно и само их упоминание в печати.

Конечно «Сибирский медицинский журнал» тоже подстерегали запреты, однако возможно восстановить тот круг социальных болезней, о котором в советском обществе принято было молчать.

Таким образом, с помощью Сибирского медицинского журнала можно решить такие задачи – охарактеризовать количественные и содержательные параметры публикаций журнала, посвященных социальным заболеваниям; выявить круг заболеваний наиболее упоминаемых на страницах Сибирского медицинского журнала; показать масштабы и характер перечисленных социальных заболеваний среди населения Новониколаевска – Новосибирска; изучить основные причины социальных болезней и распространения их на территории города; осветить способы и меры по предотвращению социальных болезней, выявить их эффективность.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

К. Б. Умбрашко

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]