Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Пульмонология и фтизиатрия / Мониторинг_дыхания_пульсоксиметрия,_капнография,_оксиметрия,_Шурыгин.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.84 Mб
Скачать

Практическое применение оксиметрии

С основным объемом сведений из физиологии обмена кислорода и углекислого газа, необходимым для понимания оксиметрии, читатель ознакомился в предыдущих главах. В разделе о практическом применении метода рассмотрены лишь те фрагменты клинической физиологии, которые относятся исключительно к проблемам оксиметрии. Мы остановимся на практическом использовании именно быстрой оксиметрии, ибо медленный вариант метода — мониторинг не больного, а респиратора и, в силу своей простоты и очевидности, вряд ли нуждается в особых комментариях.

Быстродействующий оксиметр выводит на дисплей график изменения концентрации кислорода по времени, который называется оксиграммой. Адаптер-пробоотборник, общий для капнографа и оксиметра, устанавливается между интубационной трубкой и тройником контура респиратора или наркозного аппарата, поэтому в измерительную камеру поочередно поступают вдыхаемый и выдыхаемый газы. Блок быстрой оксиметрии обычно является компонентом мультигазовых мониторов, на дисплее которых оксиграмма демонстрируется синхронно с капнограммой. По своему внешнему виду оксиграмма напоминает зеркальное отражение капнограммы, и это неудивительно: доставка в легкие кислорода и удаление из них углекислого газа — процессы совмещенные, имеющие противоположное направление, но выполняемые одним и тем же дыхательным объемом.

В связи с тем, что эволюция человека до той ступени, на которой он пребывает сегодня, завершилась задолго до появления медицины критических состояний, его дыхательная система оказалась оптимально настроенной на работу в нормальной естественной среде — в атмосферном воздухе на уровне моря. В этих условиях объем воздуха, необходимый для доставки в легкие адекватного количества кислорода, совпадает с объемом, необходимым для эвакуации образующегося углекислого газа. Таким образом, единый объем альвеолярной вентиляции обеспечивает нормальное содержание в альвеолярном газе и артериальной крови как кислорода, так и углекислого газа. При дыхании газовыми смесями, обогащенными кислородом, без которых сегодня немыслимы ни анестезиология, ни интенсивная терапия, объем вентиляции, обеспечивающий поддержание нормокапнии, становится явно избыточным для доставки в альвеолы требуемого количества кислорода, в результате чего возникает гипероксия. И наоборот, при уменьшении атмосферного давления или при передозировке закиси азота альвеолярная гипоксия развивается несмотря на то, что вентиляция обеспечивает нормо- и даже гипокапнию.

Итак, быстрая оксиметрия служит простым дублером капнографии лишь в тех случаях, когда здоровый человек самостоятельно дышит атмосферным воздухом. Впрочем, таким пациентам обычно не нужен мониторинг.

Кислородный каскад

Если пронаблюдать за цепочкой процессов, из которых складывается доставка кислорода из атмосферы (150-160 мм рт. ст.) или контура респиратора в митохондрии (1-3 мм рт. ст.), нетрудно заметить, что парциальное давление кислорода последовательно снижается, поскольку каждый этап транспорта связан с определенными и довольно существенными издержками. Это явление получило название кислородного каскада. Быстродействующий оксиметр позволяет проследить за самыми начальными этапами каскада — от атмосферы до альвеол. Для анестезиолога и врача отделения интенсивной терапии они представляют особенный интерес, потому что опасные события, происходящие на входе в систему, способны вызывать тяжелые, иногда смертельные осложнения, но, будучи своевременно распознанными, поддаются быстрой и эффективной коррекции. Сегодня лидерство по скорости обнаружения таких расстройств по праву принадлежит быстродействующему оксиметру: его реакция на опасность опережает таковую у пульсоксиметра и капнографа на несколько минут — тех самых минут, когда осложнение еще только зарождается.

При дыхании атмосферным воздухом концентрация кислорода во вдыхаемом газе (FIO2) составляет 21 %, что при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. соответствует парциальному давлению (PIO2) 160 мм рт. ст. (760 X 0,21)1.

1Понятия «парциальное давление», «относительная концентрация» и их обозначения подробно рассмотрены в гл. "Капнография". Там же приведены формулы для пересчета одною параметра к другой.

Напомним (см. гл. "Капнография"), что процессу анализа в оксиметре предшествует обезвоживание газовой смеси. Поэтому все величины относительных концентраций приведены к условиям сухого газа.

В дыхательных путях сухой атмосферный воздух насыщается парами воды до 100 % относительной влажности. Водяной пар разбавляет вдыхаемый газ, и концентрации всех его компонентов, включая кислород, снижаются. Величина парциального давления воды при температуре тела — 47 мм рт. ст., поэтому на долю остальных газов приходится (760 - 47) = 713 мм рт. ст. Таким образом, после увлажнения вдыхаемого газа в дыхательных путях или в увлажнителе респиратора парциальное давление кислорода составляет 21 % от 713 мм рт ст., то есть 150 мм рт. ст.2

2Здесь и далее мы опускаем десятые доли после запятой, поскольку они недоступны для клинического осмысления.

Попадая в альвеолы, вдыхаемый газ смешивается с альвеолярным газом, заполняющим функциональную остаточную емкость, и ликвидирует дефицит кислорода, возникающий в результате постоянного его перехода в кровь легочных капилляров. В связи с тем, что газовый состав альвеол обновляется достаточно часто (в соответствии с ритмом самостоятельного дыхания или искусственной вентиляции), состав альвеолярного газа в течение дыхательного цикла почти не изменяется.

Содержание кислорода в альвеолах зависит от баланса между минутным потреблением кислорода организмом и минутной доставкой кислорода в альвеолы из окружающей среды.

При дыхании атмосферным воздухом и нормальном минутном объеме вентиляции этот баланс устанавливается на уровне парциального давления РАО2 = 100 мм рт. ст., что соответствует концентрации кислорода в альвеолах FAO2 = 14%.

Парциальное давление кислорода в альвеолах влияет на процесс оксигенации крови в легочных капиллярах и, в конечном итоге, на сатурацию гемоглобина артериальной крови. При отсутствии препятствий для диффузии напряжение кислорода в крови, покидающей легочный капилляр, равно парциальному давлению кислорода в альвеолах. Напряжение кислорода в артериальной крови, которая представляет собой смесь потоков, поступающих в левое предсердие из разных легочных регионов, всегда на несколько мм рт. ст. меньше, чем парциальное давление кислорода в альвеолярном газе. Это обусловлено регионарной неравномерностью вентиляционно-перфузионных отношений в легких и наличием физиологического шунта, не превышающего у здоровых людей 2-3 % минутного объема кровообращения. При тяжелом поражении легких альвеолоартериальное различие по кислороду возрастает, нередко весьма существенно.

Так выглядит начальный этап кислородного каскада, где происходит снижение парциального давления кислорода со 160 мм рт. ст. (атмосфера) до 100 мм рт. ст. (альвеолы). Именно эти этапы каскада отражаются в цифровом и графическом виде на дисплее оксиметра. Разумеется, при использовании газовых смесей с увеличенным содержанием кислорода (а такие смеси в основном и применяются при ИВЛ) цифры оказываются иными, но суть остается прежней.

Соседние файлы в папке Пульмонология и фтизиатрия