Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.09 Mб
Скачать

Что, если старение победить нельзя?

В начале мая 2018 года старейший ученый — специалист по экологии и ботанике Дэвид Гудолл в возрасте 104 лет отправился из своей родной Австралии на другой конец земного шара. Купив билет в один конец, ученый прибыл в Швейцарию в специальную клинику недалеко от Базеля, съел свой любимый обед (рыбные палочки и чизкейк) и в окружении родных и близких умер в результате эвтаназии, или попросту добровольной инъекции смертельного вещества под надзором и с помощью врачей. Ученый скончался вскоре после того, как сам включил аппарат под аккомпанемент «Оды к радости» Бетховена.

Формально, несмотря на преклонный возраст, Дэвид не был терминально больным. Однако в последние годы он испытывал значительные проблемы со зрением и начал утрачивать подвижность, а жизнь, по его словам, перестала быть источником радости уже семь или десять лет назад. В Швейцарии, в отличие от Австралии и большинства других стран, либеральное законодательство позволяет врачам помогать закончить жизнь больным, страдающим тяжелыми заболеваниями.

Дэвид вынужден был отправиться в Базель, потому что лишь там удалось получить разрешение на медицинскую помощь для ухода из жизни. По свидетельству родственников, на пресс-конференции перед процедурой профессор был в отличном расположении духа, хотя его последние часы жизни были омрачены заполнением множества бумаг. Последними словами ученого были: «Все это занимает страшно много времени».

Для того чтобы профинансировать последнее путешествие и процедуры, помощники Дэвида и активисты общественной организации Exit International, выступающей за легализацию

https://t.me/medicina_free

эвтаназии, провели на платформе GoFundMe кампанию и собрали более $13 000.

Перед тем как уйти из жизни, Дэвид Гудолл агитировал за принятие законов об эвтаназии. В июле 2019 года австралийский штат Виктория окончательно узаконил эвтаназию. При этом процедура будет осуществляться только для смертельно больных пациентов в полном сознании с ожидаемой продолжительностью жизни менее полугода.

В октябре 2014 года другой ученый — профессор Пенсильванского университета Иезекииль Эмануэль — предположил, что не хочет жить дольше 75 лет. Свои доводы доктор изложил в статье с названием «Почему я надеюсь умереть в 75» в журнале The Atlantic, которую я

настоятельно рекомендую к прочтению130. К этому сообщению нельзя было не прислушаться, ибо автор — видный американский онколог, специалист по медицинской этике, работавший советником по политике в области здравоохранения в администрации президента США Барака Обамы.

Всвоей нашумевшей статье доктор последовательно перечислил все, что вам до сих пор приходилось слышать. И очевидное драматическое снижение качества жизни по мере приближения к среднему возрасту (80 годам), и нарастающие шансы старческого слабоумия (деменции), и исчезающие шансы принести общественную пользу, и разрыв между личным опытом и духом времени.

Вотличие от своего коллеги-ученого из Австралии, доктор Эмануэль не только не призывает к медицинской эвтаназии, а еще с 1990-х годов является одним из самых громогласных ее противников. Как специалист по медицинской этике, профессор исследовал эти проблемы и пришел к выводу, что чаще всего помощь, связанную с уходом из жизни, ищут люди, страдающие не от нестерпимой боли, а от вызванной болезнью депрессии, чувством потери контроля или стыда. А потому предполагается решать именно эти вопросы, совершенствуя стандарты паллиативной помощи.

Доктор Эмануэль предложил другой вариант — личный выбор в пользу отказа от борьбы за жизнь начиная с определенного возраста. Доктор предлагает добровольно отказаться от «излишних» медицинских вмешательств, таких как вакцинация или лечение, целью которого является только лишь продление его жизни. Через пять лет

https://t.me/medicina_free

после нашумевшей публикации, в 2019 году, автору было 62 года (все еще далеко до выбранного дедлайна!), и в интервью MIT Technology

Review131 он настаивал, что не передумал и не жалеет ни об одном написанном слове.

В одном из интервью доктор Эмануэль не постеснялся добавить изрядную ложку дегтя в бочку меда сторонников идеи увеличения продолжительности жизни. Во-первых, по мере того как доля пожилых (старше 65 лет) граждан растет, доля федеральных расходов на них в семь раз превышает расходы на молодых (до 18 лет).

Во-вторых, профессор не видит оснований думать, что 70 — это новые 50. Продолжительность жизни человека в последнее время и правда выросла, но время появления первого серьезного хронического заболевания практически не изменилось. В результате с каждым годом мы имеем все больше людей с тяжелыми диагнозами. Системе здравоохранения в последние 50 лет удается несколько замедлить старение как процесс умирания, но не более того.

Возьмем в качестве примера инсульт. Хорошими новостями можно считать то, что в промежутке с 2000 по 2010 год смертность от инсульта снизилась на 20%. Плохая новость — примерно 7 млн американцев, переживших инсульт, утратили способность двигаться или говорить. Еще примерно 13 млн американцев после нетяжелых форм инсульта страдают снижением когнитивных функций и перепадами настроения. В ближайшие 15 лет общее количество американцев с осложнениями после инсульта вырастет на 50%. Примерно такую же динамику цифр можно ожидать и в отношении других серьезных болезней. Быть может, мы и проживем дольше родителей, но вряд ли получим 20 безоблачных дополнительных лет в добром здравии.

Профессор Эмануэль и сейчас остается очень влиятельным экспертом в области здравоохранения. В 2020 году появилась новость о его вхождении в состав ближайших советников по вопросам борьбы с коронавирусом президента США Байдена (которому, кстати говоря, было 78 лет на момент избрания). Многие бросились перечитывать его прошлые труды и обнаружили то, что перекликалось с актуальной повесткой: в 2014 году доктор писал, что в случае пандемии молодой человек должен иметь преимущество в предоставлении медицинской помощи перед стариками старше 75 лет. Многие страны во время

https://t.me/medicina_free

пандемии COVID-19 испытали трудности, связанные с нагрузкой на систему здравоохранения, и столкнулись с необходимостью приоритизации (то есть фактически дискриминации) по возрастному признаку.

Уверен, что не ошибусь, предположив, что законодательство о легализации эвтаназии будет в ближайшие 10–20 лет принято и последовательно расширено в большинстве развитых стран. В феврале 2020 года Федеральный конституционный суд Германии вынес решение о неконституционности запрета на эвтаназию. Не думаю, вернее, надеюсь, что дело не дойдет до фашистских мер. Хотел написать «принудительных мер в отношении наших стариков», но остановился. В первую очередь речь пойдет о трудных решениях в отношении нас с вами — будущих стариков на пике волны демографической трансформации.

Более вероятна ситуация, когда организация системы здравоохранения загонит самых пожилых пациентов в ловушку непомерно дорогого лечения. Может победить позиция доктора Эмануэля: не секрет, что во многих странах, включая Россию, стандарт медицинской помощи гласно или негласно предусматривает сокращение объема медицинских процедур для самых пожилых пациентов.

В современной Российской Федерации сбывается мечта доктора Эмануэля. Согласно последним нормативам, речь идет об исключении высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) из перечня видов медицинской помощи по профилю «гериатрия». Получается, что возрастным пациентам остается доступна первичная специализированная медико-санитарная, специализированная (за исключением ВМП) и паллиативная медицинская помощь. Общественный резонанс заставил чиновников оправдываться, заявляя, что речь идет исключительно о гериатрических отделениях, а показания к оказанию ВМП определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение.

Случай, или как кто-то сказал бы, казус Дэвида Гудолла или аргументы доктора Иезекииля Эмануэля являются грозным предупреждением из будущего. Медицина избавит большинство из нас от внезапной смерти. Если прогресс даст сбой и старение как экспоненциальное увеличение рисков болезней и смерти с возрастом

https://t.me/medicina_free

не получится взять под контроль, то каждому из нас придется принимать тяжелые решения не только относительно своих родных, но и себя лично. Вселенная безразлична к твоей боли. А значит, у нас просто не может не получиться.

https://t.me/medicina_free