Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.09 Mб
Скачать

антидиабетических лекарства: уже знакомый нам метформин и стероидный гормон DHEA, который является прекурсором для синтеза половых гормонов.

Давайте остановимся на этом ненадолго. Мы уже обсуждали связь уровня гормона роста и старения. Первый раз, когда обсуждали зависимость продолжительности жизни землекопов Мехова от социального статуса — получается, что в исследовании люди получали коктейль из лекарств, который стоило бы дать животным, чтобы имитировать физиологические эффекты, связанные с продвижением по социальной лестнице и удваивающие срок жизни!

В другой раз о гормоне роста на страницах этой книги мы говорили, когда приводили пример долгоживущей карликовой мыши

— мутанта-рекордсмена в лаборатории Анджея Бартке — и обсуждали людей-карликов из Эквадора. В обоих примерах угнетение сигналов гормона роста приводило к увеличению продолжительности жизни и снижению вероятности возрастзависимых заболеваний.

Оказывается, в зависимости от обстоятельств один и тот же фактор может иметь биологический эффект с разным знаком. Этот и другие примеры заставляют думать, что формула продления жизни может потребовать точной настройки и персонификации.

Удивительно, но известный американский интернетпредприниматель Питер Тиль, по его собственным словам, «самолечился» гормоном роста именно против старения, несмотря на противоречивые данные о его свойствах в академической литературе. Остается позавидовать интуиции или информированности миллиардера — а главное, дождаться, пока необходимые исследования удастся выполнить на достаточно больших группах пациентов для получения надежных результатов.

Про биологически активные добавки

Другой возможной лазейкой, позволяющей быстро перейти к испытанию препаратов от старения, может быть особенность законодательства в развитых странах, где биологически активные добавки (БАД) можно продавать практически на свой страх и риск. В

США существует список GRAS (Generally recognized as safe) БАДов,

https://t.me/medicina_free

которые предполагаются безопасными и разрешаются к продаже фактически как пищевые продукты— без необходимых медицинских испытаний. Большая часть того, что можно купить в магазинах спортивного питания, состоит из веществ из этого списка.

Наверняка среди БАДов, преимущественно представляющих собой природные соединения, могут находиться вещества с выраженным эффектом на продолжительность жизни человека. В конце концов, специалистам по народной и самой современной медицине известно множество таких примеров: рапамицин и пенициллин, выделенные из культуры грибов; метформин, который является ближайшим аналогом природного соединения гуанидина.

Продажи БАДов — многомиллиардная индустрия, в которой практически невозможна хорошая патентная защита. Это значит, что, несмотря на огромное количество участников, прибыль каждого из них ограничена и конкуренция происходит в области маркетинга, а не в сфере доказательства полезности тех или иных «коктейлей».

Кроме того, законодательство запрещает рекламировать БАДы по произвольным медицинским показаниям. Существует список разрешенных формулировок для каждого из компонентов. Вот почему производители идут на уловки. Предполагая, например, что какой-то из ингредиентов омолаживает организм и укрепляет иммунитет, в капсулу добавляют витамин С, для которого разрешена такая формулировка, а значит, и вся капсула, содержащая еще и витамин, может продаваться как средство для укрепления иммунитета. Не удивляйтесь потом, что для достижения рекламируемого эффекта вам предлагают в день съесть пригоршню немаленьких таблеток — по 500 мг каждая.

Есть причины, по которым компании — производители БАДов редко замечены в проведении клинических исследований. Во-первых, их бизнес-модель не требует эффективности, а раз так, то зачем рисковать — вдруг исследования покажут отрицательный результат? В большом корпусе медицинской литературы (PubMed) почти всегда найдется хотя бы одна статья с доказательствами волшебных свойств для любого из ингредиентов.

Положительный результат клинического испытания даже может создать непредвиденные трудности: в случае, если какой-то БАД продемонстрирует сильные биологические эффекты в каком-то из

https://t.me/medicina_free

исследований в дозах, соответствующих продаваемым, регулятор может потребовать дополнительного изучения. Таким образом, в любой момент БАД может внезапно превратиться в лекарство со всеми вытекающими последствиями (включая обязательное проведение дорогостоящих доклинических и клинических исследований). Ввиду того что БАДы практически невозможно защитить при помощи патента, трудно себе представить финансовое обоснование для проведения полноценных научных исследований.

На этом раздел, посвященный БАДам, можно было бы и закончить. Мир, однако, не стоит на месте, и в последние годы появилось несколько компаний, работающих над выведением на рынок добавок против старения и добровольно проводящих настоящие клинические исследования.

Начать, безусловно, необходимо с Elysium. Компания создана с участием профессора Леонарда Гуаренте из Массачусетского технологического института и получила в свое распоряжение значительный объем интеллектуальной собственности, связанной с исследованиями ролиникотинамид-аденин-динуклеотида (НАД, или NAD) в регулировании стрессовой устойчивости и продолжительности жизни модельных животных. Это природное соединение, и потому оно может продаваться как биологически активная добавка.

NAD не биодоступен. В переводе на русский это означает, что молекулы NAD плохо всасываются в кишечнике и расщепляются в желудке и печени. Вот почему NAD трудно превратить в таблетку. Одним из способов решения этой проблемы может быть поиск препаратов-прекурсоров, то есть молекул, которые превращаются в NAD в результате химических реакций после попадания в организм. Одним из прекурсоров NAD является ниацин (NA — никотиновая кислота), больше известный как витамин B3. Другой пример —

никотинамидрибозид (NR).

Elysium предлагает препарат на основе другой молекулы, никотинамидамононуклеотида (NMN). Это еще один эффективный прекурсор NAD, и у компании имеются патенты на синтез и применение. Elysium привлекла к работе впечатляющий научный консультативный совет, включающий восьмерых нобелевских лауреатов, и приступила к клиническим испытаниям. В 2019 году удалось сделать первую фазу и доказать повышение уровня NAD при

https://t.me/medicina_free

разумных дозировках без побочных эффектов. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Nature

Communications124.

К сожалению, никаких признаков эффективности препарата против старения в исследовании обнаружено не было. Это, быть может, и не проблема, так как эффективность лекарств определяется в результате второй фазы клинических исследований, задействующих большее число пациентов. В то же время увеличение группы, необходимой для демонстрации эффекта, чаще всего свидетельствует о небольшом эффекте. Может статься, что препарат окажется значительно более эффективен у людей с хроническими заболеваниями. Исследования продолжаются, и мы очень скоро узнаем, в какой мере результаты приема NMN на модельных организмах могут быть соотнесены с человеком.

Elysium демонстрирует новую бизнес-модель для компаний, специализирующихся на продаже БАДов против старения. В декабре 2019-го компания привлекла новый, третий по счету, раунд инвестиций ($40 млн), а в апреле 2020 года лицензировала у Йельского университета использование биомаркера старения на основе метилирования ДНК. Elysium предлагает своим клиентам не только применять свой продукт, но и одновременно измерять биомаркеры старения. В случае, если достаточно большое количество потребителей включится в такую программу, мы сможем увидеть динамику биомаркеров старения в ответ на NMN, а вместе с этим, быть может, и первые доказательства эффективности (или неэффективности) препарата.

Использование БАДов в качестве терапевтического средства позволяет, в отличие от классических биотехнологических компаний, демонстрировать солидную выручку и одновременно проводить клинические исследования. Выглядит как крайне привлекательная бизнес-модель! Полагают, что соотношение стоимости компании к выручке у Elysium превышало 20 — это чрезвычайно высокий показатель, характерный уже не для продавцов БАДов, а скорее для ITкомпаний.

Метформин или NAD со всеми своими прекурсорами — не единственные вещества, способные продлевать жизнь модельным организмам. Чтобы закрыть тему БАДов и старения, приведу еще один

https://t.me/medicina_free

пример. В Институте Бака по исследованию старения (Новато, Калифорния) в течение многих лет изучали вещества, способные продлить жизнь круглых червей. Проверялись три вида молекул: синтетические вещества, метаболиты (то есть вещества, возникающие в результате естественных биологических процессов; могут продаваться как БАДы) и, собственно, известные биологически активные добавки. Одним из самых интересных примеров стала альфа-кетоглутаровая кислота (AKG). Это соединение, уже давно используемое в спортивной медицине, продемонстрировало способность увеличивать жизнь как лабораторных видов червей, так и представителей коллекции «диких» видов, специально собранных для доказательства широкой применимости полученных результатов.

В 2019 году появился препринт, а уже в 2020 году в престижном

журнале Cell Metabolism была опубликована статья125, написанная звездной командой, включающей в себя Брайана Кеннеди (в прошлом директор Института Бака по исследованию старения) и Гордона Литгоу. В экспериментальной работе описаны влияние AKG на продолжительность жизни и показатели здоровья у мышей. В результате применения препарата у мышей значительно уменьшился индекс дряхлости. Спонсором экспериментов выступила компания Ponce De Leon Health, которая в августе 2019 года объявила о начале продаж AKG-содержащего БАДа и сопутствующего биомаркера.

В2021 году было объявлено126 об окончании первых, «пилотных», клинических исследований AKG у человека, где показано снижение биологического возраста в среднем на 7 лет (согласно маркерам метилирования ДНК) уже после нескольких месяцев после начала терапии. Как и ожидалось, эффект препарата достигает предельного уровня примерно через месяц с начала приема и лучше проявляется у более пожилых пациентов. В будущем станет ясно, воздействует ли AKG на прочие признаки старения.

Метформин (принимайте лекарства только по назначению своего лечащего врача!) в сочетании с БАДом вполне может оказаться «временным» решением для людей, уже ощущающих свой возраст и неспособных ждать, пока «тяжелая» фармакология против старения пройдет клинические исследования.

Вэтом смысле полезно наблюдать за теми, кто, быть может, «знает то, чего не знают другие». К примеру, Дэвид Синклер, профессор

https://t.me/medicina_free