Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Landscape.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
9.34 Mб
Скачать

3. Историко-культурный комплекс:

  • находится под угрозой нежелательных изменений и утрат;

  • отличается высокой уязвимостью и подвержен воздействию негативных для него процессов.

Последнее может быть связано с утратой живых носителей культурных традиций, с периферийным положением по отношению к культурным цен- трам, с пороговым характером сукцессионных процессов.

490

Управление культурными ландшафтами

Некоторые объекты наследия ещё не идентифицированы в категориях их историко-культурной ценности, а их защита должным образом не оформлена. Так, своеобразным и ещё не вполне осознанным и освоенным ресурсом куль- турного наследия являются мемориальные ландшафты прошедших войн, осо- бенно Второй мировой войны. Они могут включать целые системы оборони- тельных укреплений и земляных сооружений. К сожалению, на наших глазах эти укрепления варварски разрушаются искателями военных атрибутов, ору- жия и боеприпасов. В результате существенно изменяется микрорельеф и иска- жается ландшафт.

В ряде случаев возникает вопрос о разграничении собственно культурных и природных ландшафтов, природных комплексов. «Культурный» аспект мо- жет прослеживаться повсеместно по территории национального парка или музея-заповедника, которая полностью может трактоваться как культурный ландшафт или как совокупность культурно-ландшафтных комплексов. Реше- ние такого вопроса должно основываться на концепции наследия, исходя из результатов определения его базовой ценности — природной, историко-куль- турной или комплексной. Территориальные комплексы, ключевые свойства и компоненты которых представляют очевидную историко-культурную цен- ность, целесообразно рассматривать именно в качестве культурных ландшаф- тов. Территориальные комплексы, отдельные свойства или компоненты кото- рых представляют некоторый историко-культурный интерес, но не выполня- ют системообразующей роли, могут относиться к тем категориям, которые предусмотрены в составе общей территориальной дифференциации охраняе- мой территории. Следует также различать культурный ландшафт как а) типо- логическую категорию (например, сельский культурный ландшафт вообще); б) категорию районирования (культурно-ландшафтный район может вклю- чать как историко-культурные, так и сугубо природные территориальные комплексы); в) конкретный индивидуальный целостный географически фик- сированный участок — операционную единицу управления, по отношению к которой (аналогично памятнику культуры) и принимаются основные управ- ленческие решения.

Проектная документация, функциональное зонирование и режимы содержания охраняемых территорий

Принятие управленческих решений в отношении культурных ландшафтов обязательно отражается в проектной документации по тем территориям, где предусмотрено целенаправленное сохранение природного и культурного на- следия. Даже если культурные ландшафты и не обозначены как целостный объ- ект охраны, действия, намечаемые проектной документацией, всегда тем или иным образом их касаются. Основные управленческие проектные документы включают схемы и проекты организации территорий, генеральные планы, про- граммы развития, планы управления. Семантические соотношения между эти- ми типами документации весьма неоднозначны, поскольку не существует жёсткого нормирования состава и содержания подобных документов и нет пол- ного соответствия между системами проектной документации в управленче-

491

Культурный ландшафт как объект наследия

ских отраслях (ведомствах), в том числе в сфере управления особо охраняемы- ми территориями.

В процессе организации или расширения особо охраняемых территорий, при которых предусмотрены специализированные учреждения, разрабатыва- ются предпроектные документы — эколого-экономические или технико-эко- номические обоснования. Они составляют первичную информационную базу для осуществления управленческих процедур по созданию таких территорий и сопутствующих им учреждений. Впоследствии информация, заложенная в этих документах, уточняется, дополняется и используется для разработки схем и проектов (для национальных парков и заповедников), а также генеральных планов (для музеев-заповедников) организации и развития территорий. Это своеобразные концептуально-оперативные графические модели территорий, с текстовыми пояснениями, обосновывающими предложения по организации территории, её развитию и управлению ею. Такие документы составляют ос- новную информационную базу для принятия и реализации управленческих ре- шений учреждениями, создаваемыми при определённых видах особо охраняе- мых территорий.

Национальные парки, заповедники и музеи-заповедники в качестве учреж- дений нуждаются в упорядочении, планировании и развитии своей профиль- ной деятельности. Для этого разрабатываются менеджмент-планы, или планы управления (для заповедников и национальных парков), и программы разви- тия (для музеев-заповедников). Они сохраняют преемственность по отноше- нию к предшествовавшим проектным документам и частично дублируют их проблематику. Например, при разработке менеджмент-планов национальных парков в их состав включается дополнительная базовая информация о террито- рии, которая не попала по тем или иным причинам в проект (схему) организа- ции территории. Менеджмент-план — достаточно новый документ в управлен- ческой практике национальных парков. По результатам анализа разработки не- скольких модельных менеджмент-планов были разработаны практические рекомендации по их составлению (Буйволов, 2002). План управления (менедж- мент-план) — система программ, составленных в соответствии с заданными стратегическими установками для решения проблем, выявленных при анализе и оценке состояния объекта управления.

При разработке программы развития музеев-заповедников в неё может быть включена концептуальная модель территории, если концепция развития не была в должной мере разработана ранее или была пересмотрена. Программа может быть посвящена одному, наиболее значимому, территориальному фено- мену — например, «Программа сохранения культурного ландшафта Бородин- ского музея-заповедника». В общем случае, программа — основанная на анали- зе и оценке состояния объекта управления система действий и мероприятий, предусматривающая их последовательность и приоритетность, сроки, источни- ки финансирования, исполнителей. Здесь обозначена достаточно общая после- довательность создания проектного обеспечения, которая на практике может иметь свои нюансы.

Принципиальным планировочным средством представления проектных решений служит функциональное зонирование и определение режимов и рег-

492

Управление культурными ландшафтами

ламентов содержания территориальных комплексов наследия в выделяемых зо- нах. Для каждого функционального участка проектируемой территории, пред- ставляющего природную или историко-культурную ценность, должны быть указаны ведущие, сопутствующие, допустимые и исключаемые виды деятель- ности и мероприятия. Кроме того, должны быть обозначены конкурирующие, если они есть, варианты развития территории и показана степень совмести- мости природоохранных целей с задачами сохранения культурного наследия.

Типовой состав функциональных зон национальных парков приведён вза- коне «Об особо охраняемых природных территориях», но зоны охраны куль- турных ландшафтов в него не включены. В ряду предусмотренных законом зон определённое значение для сохранения культурных ландшафтов могут иметь зона охраны историко-культурных объектов и зона традиционного природо- пользования, но их выделение и режим не вполне адекватны задачам охраны ландшафтов. Зона охраны историко-культурных объектов обычно предусмат- ривается для особо выдающихся архитектурных памятников, а зона традици- онного природопользования выделяется там, где разрешена традиционная хо- зяйственная деятельность. Однако специфика проблем сохранения целостных историко-культурных территориальных комплексов, находящихся в управле- нии национальных парков, предопределяет необходимость выделения соответ- ствующих зон. Так, в национальном парке «Угра» выделена зона охраняемого ландшафта, в национальном парке «Русский Север» — зона охраны историче- ского ландшафта, в национальном парке «Смоленское Поозерье» — зона охра- ны историко-культурных памятников и ландшафтов, в национальном парке «Себежский» функция сохранения культурных ландшафтов закреплена как ос- новная за зоной традиционного природопользования, и т. д. В менеджмент- плане Кенозерского национального парка предложена корректировка сущест- вующего функционального зонирования с выделением зоны охраны культур- ных ландшафтов.

Своеобразие и исключительность Кенозерского национального парка свя- заны с наличием здесь исторически ценных и уникальных культурных ланд- шафтов, требующих специальных режимных мероприятий. Предлагаемая к выделению функциональная зона охраны культурных ландшафтов, во-первых, должна заменить зону традиционного природопользования, поскольку основ- ным условием существования культурных ландшафтов является поддержание экологически оправданных традиционных форм жизнедеятельности местного населения. А во-вторых, она включает в себя подзону охраны памятников исто- рии и культуры, поскольку культурные ландшафты относятся к интегрирую- щим историко-культурным объектам наследия и стратегия их охраны базиру- ется на принципах охраны памятников истории и культуры. Таким образом, в зону охраны культурных ландшафтов попадают территории исторических населённых пунктов, насыщенных памятниками истории и культуры и объек- тами крестьянского хозяйства, а также прилегающие лесные, луговые и полевые угодья, в которых осуществляется традиционная хозяйственная деятельность местного населения.

Для объектов культурного наследия, к которым отнесён и культурный ландшафт, законом «Об объектах культурного наследия» (см. выше) преду-

493

Культурный ландшафт как объект наследия

смотрены зоны охраны — охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого природного ландшафта. К сожалению, весьма распространены случаи отсутствия зон охраны у объектов культурного наследия (памятников культуры), либо несоблюдение их режима. Надо обратить внимание, что зоны охраны историко-культурных объектов и зоны охраны объектов культурного наследия (памятников культуры) — это два разных типа территориальной ох- раны, установленные разными по профилю законами. Однако иногда они оши- бочно отождествляются, что приходится наблюдать в индивидуальных норма- тивно-правовых документах некоторых национальных парков. В то же время выборочное использование предусмотренных для зон охраны нормативных положений применительно к соответствующим функциональным зонам особо охраняемых территорий может быть полезным.

Обычно режим функциональных зон и зон охраны включает различного рода запрещения, ограничения и допущения тех или иных видов деятельности. Однако для создания устойчивых позитивных тенденций в состоянии культур- ных ландшафтов важно изменить управленческие акценты, а именно: вместо запрещения негативного воздействия поощрять позитивное воздействие. На- пример, в менеджмент-плане Кенозерского национального парка предлагае- мый режим зоны охраны культурных ландшафтов включает особые статьи о поддержке деятельности, обеспечивающей воспроизводство культурного ланд- шафта, в частности:

  • восстановление традиционных крестьянских дворов и исторической за- стройки поселений;

  • ведение консервационных и реставрационных работ на памятниках ис- тории и культуры, их содержание и благоустройство прилегающей к ним территории;

  • восстановление градоформирующего значения памятников в архитек- турно-пространственной организации населённых пунктов;

  • ликвидация или дезавуация поздней диссонирующей застройки;

  • ведение традиционной сельскохозяйственной деятельности в пределах исторически сложившихся границ сельхозугодий;

  • сохранение исторически ценной системы планировки угодий и селитеб- ных земель;

  • поддержание существующих и возрождение утраченных промыслов и ремёсел;

  • проведение рубок ухода за лесом и реконструкция лесных биогеоценозов для восстановления планировочной и ценотической структуры ланд- шафта;

  • восстановление исторических путей и средств передвижения (гужевой транспорт, традиционные виды водного транспорта) и специальное обо- рудование восстановленных трасс;

  • проведение научных исследований, направленных на выработку практи- ческих рекомендаций по комплексному ведению хозяйства при его тра- диционно многоукладной форме;

  • расчистку композиционно значимых для пейзажа луговых и полевых угодий от древесно-кустарниковой растительности;

494

Управление культурными ландшафтами

  • обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия памятни- ков и восстановление визуальных связей как между ними, так и между памятниками и поселениями;

  • восстановление иных нарушенных элементов и параметров культурного ландшафта.

Меры охраны культурных ландшафтов в границах особо охраняемых тер- риторий должны предприниматься с учётом индивидуальных особенностей объектов охраны и их современной роли в социокультурном пространстве. Действия, предписываемые режимами функциональных зон и зон охраны, по характеру избираемых технологий могут быть сведены к следующим типам режимов:

а) консервационный, или заповедный — не допускающий никакого вме- шательства или воздействия, ведущего к изменению состояния объекта охраны. Меры охраны сводятся к созданию инженерно-технических и экологических условий, обеспечивающих стабильность объекта охраны. Такой режим характе- рен для природных заповедников и памятников природы, истории и культуры, в особенности памятников археологии. Он часто используется на охраняемых территориях с научно-исследовательскими функциями;

б) регулятивный, или заказной — основанный на различных соотношени- ях частных запретов и ограничений пользования, если оно может нанести вред объекту охраны. Он характерен для зон охраны объектов культурного насле- дия, природных и природно-исторических заказников, существенен для охра- ны культурного ландшафта. Этот тип режима является наиболее распро- странённым на особо охраняемых территориях;

в) репозиционный / регенерационный / реновационный — направленный на восстановление нарушенных или утраченных фрагментов наследия, их рес- таврацию, создание условий благоприятствования реликтовым формам насле- дия и культурным ландшафтам и их поддержки, включая специальную систему мер по их возрождению. Он специфичен именно для историко-культурных территорий различного типа;

г) адаптационный — приспосабливающий территорию к некоторым целе- вым видам пользования, таким, как рекреация, лечебно-профилактическая дея- тельность, образование, воспитание и др. Приспособление территории подра- зумевает создание соответствующей инфраструктуры, способствующей вос- приятию объекта наследия и одновременно защищающей его от деградации в процессе использования. Такой режим должен устанавливаться для территорий с рекреационными и просветительскими функциями, в частности, для музеев- заповедников и национальных парков;

д) оптимизационный —направленный на гармонизацию системы приро- допользования, включая создание условий для устойчивого развития террито- рий, разработку мер по урегулированию конфликтов между различными целе- выми установками в случае полифункциональной структуры территории. Он должен основываться на приоритете охраны природного и культурного насле- дия с учётом социально-экономических ориентиров развития. Такой режим должен устанавливаться для территорий, где устойчивое развитие рассматрива- ется в качестве одной из основных перспектив, а именно для национальных

495

Культурный ландшафт как объект наследия

парков и биосферных заповедников, а также для иных территорий, где стоит за- дача охраны культурного ландшафта.

Принято считать, что режимы особо охраняемых территорий ограничива- ют в правах пользователей различных ресурсов. Однако обратим внимание, что такие режимы одновременно защищают права людей на владение традицион- ными культурными ценностями, в том числе — ценностями культурного ланд- шафта, и на их возрождение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]