Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Франц Александер.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Глава 4. Вклад гештальтпсихологии, неврологии и эндокринологии

Психоанализ, однако, не был единственным научным движением к синтезу. Эта тенденция наблюдалась в начале века во всех областях знания. Результатом развития научных методов в девятнадцатом веке стал сбор данных; открытие новых фактов превратилось в высшую цель. Однако на попытки интерпретации и обобщения этих фактов в синтетических концепциях смотрели с подозрением, как на нездоровую спекуляцию или как на философию, в противоположность науке. Как реакция на эту чрезмерно аналитическую ориентацию, возникла настоятельная потребность в синтезе, ставшая общей тенденцией последнего десятилетия девятнадцатого века.

Новая синтетическая тенденция широко распространилась в немедицинской психологии. Здесь в девятнадцатом веке традиционным также был аналитический подход. После внедрения в психологию Фехнером и Вебером экспериментального метода появились психологические лаборатории, в которых человеческая психика разлагалась на составные части. Возникла психология зрения, слуха, тактильного восприятия, памяти, волевых актов. Но экспериментальный психолог даже не пытался установить взаимосвязь всех этих различных компонентов психики и понять, каким образом их интеграция создает то, что мы называем человеческой личностью. Гештальтпсихологию Келера, Вертгеймера и Коффки можно рассматривать как реакцию на эту партикуляристскую аналитическую ориентацию. Вероятно, наиболее важным достижением гештальтпсихологов была четкая формулировка тезиса, что целое есть не сумма частей, а нечто отличное от них, и что, исследуя одни лишь части, никогда нельзя понять всю систему; что в действительности справедливо как раз обратное — части могут быть вполне поняты лишь после раскрытия значения целого.

В медицине развитие шло в этом же направлении. Достижения в области неврологии проложили путь к более глубокому пониманию взаимосвязи между различными частями тела. Стало очевидно, что все части тела прямо или косвенно связаны с центральной управляющей системой и функционируют под контролем этого центрального органа. Произвольно сокращающиеся мышцы, как и вегетативные органы (последние при посредстве автономной, или вегетативной, нервной системы), находятся под воздействием высших центров нервной системы. Единство организма отчетливо выражено в функциях центральной нервной системы, которая регулирует как внутренние вегетативные процессы организма, так и его внешние выражения, его взаимоотношения с окружающей средой. Это центральное управление представлено высшими центрами нервной системы, психологические проявления которой у человека мы называем личностью. Действительно, мы видим, что физиологические исследования высших центров центральной нервной системы и психологические исследования личности имеют дело с различными проявлениями одного и того же. Если физиология подходит к функциям центральной нервной системы с точки зрения пространства и времени, психология описывает их в терминах различных субъективных феноменов, которые являются субъективными отражениями физиологических процессов.

Другой стимул для синтетической точки зрения дало открытие эндокринных желез, явившееся еще одним шагом к пониманию чрезвычайно сложных взаимоотношений между различными вегетативными функциями организма. Система эндокринных желез, как и нервная система, может рассматриваться как регуляторная. В то время как управляющее воздействие центральной нервной системы выражается в передаче регулирующих нервных импульсов к различным частям тела по периферийным нервным путям, химическая регуляция в случае эндокринных желез осуществляется путем перенесения специфических химических веществ потоком крови.

Теперь известно, что интенсивность метаболизма регулируется главным образом продуктом щитовидной железы, что углеводный метаболизм регулируется противодействующими влияниями внутренней секреции поджелудочной железы, с одной стороны, и гормонами передней доли гипофиза и надпочечников — с другой, и что главной железой, координирующей секрецию периферийных эндокринных желез, является передняя доля гипофиза.

В последнее время появляется все больше и больше данных, указывающих на то, что большинство функций эндокринных желез в конечном счете подчиняется функции высших центров мозга, то есть психической жизни.

Эти физиологические открытия способствовали нашему пониманию механизма управления телом со стороны психики и, в то же время, влияния периферийных телесных функций на центральные функции нервной системы. Тот факт, что психика управляет телом, является, несмотря на пренебрежение им со стороны биологии и медицины, наиболее фундаментальным фактом, известным нам о процессе жизни. Мы наблюдаем его на протяжении всей жизни каждый день, с того момента, как просыпаемся утром. Вся наша жизнь состоит в исполнении осознанных действий, направленных на осуществление идей и желаний, удовлетворение субъективных чувств, таких, как жажда и голод. Тело, этот сложный механизм, осуществляет крайне сложные и тонкие моторные действия под влиянием таких психологических феноменов, как идеи и желания. Наиболее специфически человеческая из всех телесных функций, речь, есть лишь выражение идей с помощью тонко настроенного музыкального инструмента — речевого аппарата. Все свои эмоции мы выражаем через физиологические процессы: печаль — плачем, удовольствие — смехом, стыд — покраснением. Все эмоции сопровождаются физиологическими изменениями: страх — учащенным сердцебиением, гнев — усиленной работой сердца, повышением кровяного давления и изменениями в углеводном метаболизме, отчаяние — глубоким вдохом и выдохом, называемыми вздохом. Все эти физиологические феномены есть результат сложных мышечных взаимодействий под влиянием нервных импульсов, передающихся мимическим мышцам лица и диафрагме при смехе, слезным железам при плаче, сердцу при страхе и надпочечникам и сосудистой системе при ярости. Нервные импульсы возникают в определенных эмоциональных ситуациях, которые в свою очередь создаются при взаимодействии нас с другими людьми. Эти исходные психологические ситуации могут быть поняты лишь с позиции психологии — как суммарные реакции организма на окружающую среду.