Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kollizii-1.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
441.86 Кб
Скачать

Коллизия 16

  • Статья 15 часть 4 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

  • Статья 4 часть 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ»

«Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в РФ непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения.

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права, особенно в контексте прав и свобод будет возникать. Здесь немного другой вопрос. Хотя, конечно, он выходит на проблему того, как действует международное право в российской правовой системе.

Формирование своеобразного нового типа нормативных актов уже самим Таможенным союзом.

В чем же здесь проблема? Ч.4 ст. 15 – ответ на вопрос о том, как действуют нормы международного права в российской правовой системе – опосредованно или непосредственно. Очевидно, и то, и другое возможно. Венская Конвенция, ФЗ «О международных договорах», Постановление Пленума ВС №5 от 10.10.2003 года (там уделяется внимание вопросу непосредственного действия и опосредованного действия, а значит непосредственного применения международных норм и применения их с учетом тех положений, в которых эти нормы конкретизируются во внутреннем законодательстве). Поэтому само по себе противоречие усмотреть только в том, что одни нормы международные признаются непосредственно действующими, а другие опосредованно путем их толкования во внутригосударственных актах, мы не можем.

Другое дело, что они включаются в правовую систему, и тем самым либо создают обязательства для всех, включая граждан и правоприменительные органы, либо они создают обязательства для государства-участника в лице законодательного органа принять соответствующие внутригосударственные акты для применения соответствующих норм. Это лишь одна проблема.

Опубликование. Вопрос о том, каков же механизм включения этих норм в правовую систему. Какие условия должны быть соблюдены.

Для непосредственного действия, тем более для действия международных договоров, если они распространяются на всех, в том числе граждан РФ, правоприменительные органы и т.д., это условие обязательного опубликования должно быть соблюдено исходя из требований конституции. По этому поводу то самое Постановление Пленума, о котором мы говорили.

Правовая природа решений органов Таможенного Союза. Это проблема.

Здесь не ограничиваются упоминанием просто договорной базы (договоры, которые являются составной частью, если они ратифицированы должным образом, или иным образом приняты и утверждены, или в соответствии с условиями, которые в самом МД определены, они вступают в силу для государства). Здесь речь идет еще и о решениях. Природа таких актов.

Закон о таможенном регулировании четко разграничивает эти вещи, с одной стороны, говоря о договорных нормах, на базе которых создан ТС, с другой стороны, упоминая о неких решениях органов ТС. Какие должны быть условия, чтобы эти решения могли также действовать, и, как мы видим, действовать непосредственно.

Пример: Европейский Союз. Такая сложная система права европейского союза первичного и вторичного. Договорного первичного и вторичного, создаваемого на основе договоров уже органами ЕС, которым переданы соответствующие полномочия на принятие решений, в том числе обязательных для государств-участников и имеющих вот это проникающее действие, то есть непосредственное действие не только для государства в целом и его органов, но и граждан, хозяйствующих субъектов.

Какое положение Конституции мы должны вспомнить? Если речь идет о допустимости или недопустимости передачи подобных прав межгосударственным объединениям.

С одной стороны, о суверенитете (ст. 4), с другой стороны ст. 79 КРФ.

Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Возможность принятия соответствующих актов – решений – органами ТС, органами межгосударственного объединения.

Надо определить, охватываются ли подобные акты ч.4 ст.15 или речь идет о каком-либо другом праве, которое существует помимо международного и внутригосударственного права – праве интеграционных объединений (супранациональное право).

Как работает статья 79? Допустима ли передача права издавать подобные акты межгосударственным объединениям? При каких условиях такая передача возможна.

Пока у нас нет такого отлаженного механизма передачи. Это ведь особый тип международных договоров, в соответствии с которыми речь идет о передаче суверенных прав межгосударственным объединениям. Принятие такого вида договоров связано с конституционными принципами, в том числе и с тем, как будет, например, реализовываться принцип государственного суверенитета, т.к. отдельные суверенные права передаются государством межгосударственному объединению.

Возникает вопрос о том, какие же здесь механизмы. Статья 79: …если такая передача происходит в соответствии с международным договором, не нарушает права граждан.

В данном случае мы имеем вариант, когда передавая межгосударственному объединению право принимать акты, связанные в том числе с дополнительными правилами, обязательными для исполнения гражданами и хозяйствующими субъектами данного государства – мы затрагиваем их права и свободы.

Конституция не уделяет этому вопросу такого внимания, которое может быть необходимо для того, чтобы понять, каким образом возможна передача суверенных прав государства, в то числе по изданию актов, обязательных для исполнения всеми, межгосударственному объединению.

Мы можем вывести условия исходя их конституционных принципов. В принципе передача суверенных прав возможна, но условия при этом должны быть определенные соблюдены.

Необходимо предусмотреть гарантии в соответствующем международном договоре. Конечно, подобное действие таких решений без доведения до сведения, включения в правовую систему будет нарушать конституционные принципы. Не говоря уже и о том, что сами международные договоры, которые касаются подобных вопросов, они, наверное, должны в особом порядке рассматриваться, может быть и с участием граждан (заключение некоторых МД обуславливается, например, проведением референдума или других способов выявления мнения населения).

У нас существуют и другие механизмы проверки международных договоров на предмет соответствия конституции еще до вступления в силу. Дополнительная гарантия снятия таких противоречий. Например, участие КС РФ на определенном этапе, когда речь идет о еще не вступившем в силу международном договоре, однако уже подписанном. Возможна его проверка в КС РФ на предмет соответствия конституции.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]