Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Shaub_I_Yu_Mif_kult_ritual_v_Severnom_Prichernomorye_VII-IV_vv_do_n_e

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
22.56 Mб
Скачать

Глава VI. Культы Х ерсоиеса

------------------------------------------------------------ V---------------

Нельзя согласиться с утверждением В. М. Зубаря (там же) о том, что Геракл с начала III в. и в Херсонесе, и в других областях Греции превращается из героя в божество. В Греции этот процесс завершил­ ся не позднее IV в., и Херсонес в этом плане также, скорее всего, не был исключением.

В то же время находка на поселении Панское I граффито-посвя­ щения Гераклу Сотеру на чернолаковом канфаре второй половины IV в., аналогичном сосудам на рельефах с отдыхающим Гераклом (Столба, 1989; Зубарь, 2004, с. 133), не оставляет сомнений в том, насколько важен был спасительный аспект в культе Геракла (об этом, вероятно, свидетельствует и ряд других херсонесских граффити).

Загадочный священный ZAZTHP присяги херсонеситов, который О. Н. Трубачев (1999) остроумно связывает с индийским словом shastra — «власть», и который, несомненно, являлся материальным предметом, должен был, скорее всего, быть фетишем одного из глав­ ных херсонесских божеств, т. е. Девы или Геракла. Поскольку из­ вестно, что в некоторых местах Греции поклонялись Гераклу в виде камня, обладавшего магическими свойствами4, допустимо предпо­ ложить, что в такой архаической форме это божество могли почитать и в Херсонесе.

Дионис

Немногим меньшей популярностью, чем Геракл, пользовался в Херсонесе Дионис. Это объяснялось, конечно, не только значитель­ ной ролью виноградарства в хозяйстве Херсонесского государства (АСХ, N 14), но и какими-то другими причинами, которые мы по­ пытаемся выяснить ниже.

Дионис — единственный (наряду с Девой) бог, о существовании празднеств и храма которого еще в III в. можно сделать вывод на основе эпиграфических данных. Так, в декрете в честь Диофанта (IOSPE I2, № 343) рассказывается о том, что соседние варвары со­ вершили набег, когда херсонеситы отправились вместе с детьми и

4 В Гиетте (Беотия) в храме Геракла находилось древнее изображение Геракла в виде неотесанного камня (M0ov... ’apyou ката то ’apxaiov), где страждущие, по словам Павсания (Paus. IX. 24, 3) могли находить себе исцеление. Этот культ Геракла как 'f|p(o<; ’кхтро<;, по мнению У. фон Виламовиц-Меллендорфа (Wilamowitz-Mollendorf, 1895,

S- 34, прим. 67), вероятно, вытеснил другой, более древний культ (см.: Кагаров, 1913, с. 76).

271

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

жёнами «на перенесение Диониса» (втп. xdv] KOJUIS CXV той Aiovi3c[ov; ср.: Виноградов, 1997). Жители Херсонеса сопровождали священную статую Диониса, которую в определённый день выносили или вы­ возили куда-то за город и затем возвращали обратно в городское святилище бога (Толстой, 1918, с. 100). В. В. Латышев (1909, с. 210) предположил, что в период сбора винограда в Херсонесе справляли праздник в честь Диониса; во время этого праздника «статуя Дио­ ниса в торжественной процессии выносилась из города в виноград­ ники и затем... возвращалась в город». Отметим, что чудесное спа­ сение от нападения варваров во время праздника бога херсонеситам даровал не Дионис, статую которого несли граждане, а Дева (см.: Толстой, 1918, с. 99 сл.).

Описавшего явления Девы херсонесского историка Сириска, симмнамоны увенчивают золотым венком в 21 число Дионисий (IOSPE I2,

344). Относительно этого сообщения декрета Р. X. Лепер (1912, с. 48) резонно замечает, что здесь имеется в виду 21-й день не празд­ ника, а месяца, в который проводился праздник.

Статуя Диониса для культовой процессии явно бралась из его храма. Именно данному храму мог принадлежать мраморный архи­ трав III в. с фрагментом надписи царя и жреца Пасиада (IOSPE I2,

414)5. Изображения голов быка и козла на этом архитраве свиде­ тельствуют о его принадлежности храму Диониса (Латышев, 1892, с. 25; Белов, 1948, с. 76)6.

Ошироком распространении культа Диониса в Херсонесе гово­ рят и граффити (ГАХ, №624, 631), а также неоднократно засвиде­ тельствованное здесь в эпиграфике имя Дионисий (СоломониК, 1964, с. 83).

Однако ярчайшим свидетельством популярности в Херсонесе культа Диониса являются многочисленные изображения бога и его фиаса на произведениях искусства и его символов в нумизматике. Атрибут Диониса — сосуд для вина (скорее всего, канфар)7 — встречается на ранних (первой пол. IV в.) монетах Херсонеса (Анохин, 1977, табл. I, 19, 20). Возможно, к культу этого же бога относятся и изображения головы быка в фас, украшенной гирлян­

дой (там же, табл. I, 9-12), а также очень распространенный в

5 Г. Д. Белов (1948, с. 76) говорит, что в этой надписи речь идет о пожертвовании Пасиадом средств на восстановление этого храма, но это чистый домысел.

6 И. R Пичикян (1984, с. 198 сл.), однако, приводит ряд аргументов в пользу принад­ лежности этого пямятника культу Девы.

7 В. А. Анохин (1977, с. 135) называет его кратером.

272

Глава VI. Культы Херсонеса

---------------------------------------------------------------- ^

херсонесской нумизматике тип бодающегося быка (там же, табл. I, 8, 23 и многие др.).

Как справедливо пишет А. П. Иванова (АСХ, 14), «изображения Диониса и его свиты — один из часто встречающихся сюжетов в ис­ кусстве Херсонеса. Не удивительно,что в Херсонесе открыты и вотивные скульптуры Диониса. Среди них обращает на себя внимание некоторое число изображений бородатого Диониса архаистического типа. Один из подобных мраморных фрагментов послужил, может быть, оригиналом для терракотовой формы из мастерской херсонесского коропласта» (см.: Minns, 1913, р. 257 sq., fig. 210). Исследова­ тельница правильно отмечает, что предположение Э. Минза о том, что «архаический Дионис является изображением Гермеса-Пропилея типа Гермеса работы мастера Алкамена», не может быть принято для херсонесских бородатых головок Диониса, т. к. две из них най­ дены в районе, где была открыта надпись Пасиада, и, таким образом, могут быть связаны с местонахождением храма этого божества (АСХ, 14). Среди находок изображений Диониса следует выделить один из древнейших скульптурных памятников Херсонеса — голову боро­ датого бога конца V в. (АСХ, №1).

Из терракот, изображающих персонажей дионисийского культа, следует выделить маски как самого Диониса (Белов, 1970, табл. 12, 4), имеющие аналогии не только в Херсонесе, но и на Боспоре, так и сатиров, менады и силенов (см.: Белов, 1970, табл. 12, 1-3, 5, 6). Все эти терракоты, кроме, быть может, масок Диониса, которые относятся, вероятно, еще к IV в., датируются III в. Следует отметить находку всех вышеперечисленных типов терракот в одном детском погребении (там же, 70, 74), что указывает на существование в Херсонесе представлений о хтоническом Дионисе и его загробном фиасе.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании в Херсо­ несе не только официального культа Диониса, связанного, прежде всего, с его функцией бога винограда, но и частного культа, отра­ жавшего, судя по всему, эсхатологические представления херсонеситов.

О домашнем культе Диониса свидетельствует также терракотовый алтарик III в., на одной из двух сохранившихся сторон которого изображен Дионис с сатиром и менадой (на другой — Аполлон с Артемидой: Белов, 1970, № 28, табл. 13, 4, 4а).8

8Аналогичный жертвенник, также происходящий из Херсонеса, см.: ИАК, 1902, 2,

с.22, рис. 22.

273

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

Сабазий

В святилище усадьбы №6 поселения Панское I вместе с террако­ товыми статуэтками женского божества, в котором традиционно видят Деметру или Кору (Hannestad, 2002, 203), был найден черно­ лаковый сосуд конца IV в. с надписью IEPAXABAZIOY (см.: Гилевич, 1989). Культ этого фрако-фригийского божества плодородия, родст­ венного Дионису (см.: Picard, 1961), характерный благословляющий жест («benedictio latina») и фригийская шапка которого роднят его с фракийским Херосом, в Херсонесе пока надёжно не засвидетельст­ вован (граффити ZA — не в счёт). Как и откуда культ Сабазия попал на хору Херсонеса, неясно; А. Н. Гилевич (1989, с. 76) считает, что из Малой Азии. Эта же исследовательница отнесла к культу Сабазия две подвески в виде многоликой бородатой головы, найденные в том же комплексе, а также обнаруженное рядом с ним миниатюрное серебряное изображение свернувшейся змеи (Гилевич, 1989, с. 72 сл.). Допуская большую вероятность данного предположения, А. Н. Щеглов (Sceglov, 2002, 216-217, 220) все же справедливо ого­ варивается, что все эти предметы могли быть связаны и с другими хтоническими культами.

Мать богов

Вполне вероятно, что культ Матери богов (Кибелы) был перене­ сён в Херсонес колонистами из Гераклеи (Бабинов, 1970, с. 78). Об этом может свидетельствовать один из древнейших скульптурных памятников Херсонеса — мраморная голова статуи Кибелы конца V в. (АСХ, № 44). Подавляющее большинство прочих статуарных памятников этого культа относится уже к римскому времени (см.: АСХ, № 45-56), в то время как основная масса терракот, изображаю­ щих Кибелу, которые были найдены как в Херсонесе, так и на его хоре, относится к эллинистической эпохе (см.: Бондаренко, 2003, с. 103).

Что касается довольно многочисленных граффити МА (реже МАТ) преимущественно IV—III вв., происходящих и из самого города, и с хоры (Граффити, №680, 883,1172-1157, 1199-2001; Соломоник, 1984, № 129, 210, 237, 342), то однозначно отнести их к посвятительным (как, например, Novoq Maxpi: Соломоник, 1984, № 425), даже учи­ тывая тот факт, что Ма — это одно из имён Кибелы, затруднительно,

974

Глава VI. Культы Херсонеса

т. к. эти аббревиации могут скрывать имена, причем не всегда теофорные (см., например, Метод: Граффити, №1171).

Особый интерес среди вероятных граффити-посвящений пред­ ставляют два. Это, во-первых, вторично использованный фрагмент краснофигурного кратера конца V — начала IV в., на внутренней поверхности которого процарапано граффито МАО, а ниже надписи изображён лев. На внешней стороне данного черепка выгравирован кабан и, возможно, дерево. Э. И. Соломоник (Граффити, №1177) расшифровывает граффито на этом черепке как Ма[тт|р] 0[ecov], то есть Мать богов, поскольку лев считался священным животным Кибелы. Дополнительным аргументом в пользу того, что данное граффито связано с Матерью богов, может служить и тот факт, что

икабан, и дерево связаны с Аттисом, спутником этой богини (Paus. VII, 17, 9-11). Именно в качестве совместного посвящения Кибеле

иАттису может быть трактовано и второе из выделенных нами граф­ фити: ATT и МА на кольце поддона чернолаковой чашечки середины IV в. (Граффити, №1198). Судя по имеющимся данным, культ Кибе­ лы в Херсонесе не имел официального характера и был распростра­ нен гораздо менее, чем в Ольвии и на Боспоре, поэтому можно пред­ полагать, что в Херсонесе функции этой богини были в какой-то форме ассимилированы богиней Девой (ср.: Зубарь, 2005, с. 218).

Артемида

Подобное же явление можно наблюдать и в херсонесском культе Артемиды, и это несмотря на достаточно большую популярность, о чем свидетельствуют терракоты (Костромичева, Шевченко, 1988, с. 63; Шевченко, 1997, с. 254 сл.; она же, с. 1998, № 6) и, вероятно, некоторые из граффити АР, APT и АРТЕ (например: Граффити, №311), но, главное, — граффити ААА и АРАЛ, в которых Э. И. Соломоник (1968, с. 157) увидела имена Артемиды, Аполлона и Латоны, что блестяще подтвердилось находкой эллинистического домашнего святилища этих богов (Золотарев, 1989, с. 266 сл.). Однако если в Керкинитиде благодаря находкам двух граффити-посвящений Арте­ миде Эфесской V в., а также изображениям Артемиды на монетах начала III в. можно предполагать существование официального куль­ та этой богини (Кутайсов, 1992, с. 46 сл.), то в Херсонесе ее почита­ ние никогда не выходило за рамки частного домашнего культа (Бон­ даренко, 2003, с. 102).

275

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

Деметра и Кора

Считается, что о популярности культа Деметры и Коры9 в Херсонесском государстве в V-IV вв. говорят многочисленные и повсеме­ стные находки самого распространенного типа терракот — протом (Шевченко, Костромичева, 1986, с. 77 сл.; Шевченко, 1988, с. 130 сл.; она же, 1998, с. 53 сл., № 1-5, 7-14; Латышева, 1983, с. 67 сл.). Для Херсонеса наиболее характерны терракоты подобного типа обрезанные чуть ниже пояса, представляющие женскую фигуру с поднятыми к груди руками, в покрывале с широким отворотом, обрамляющим го­ лову, правую грудь и плечо (Кобылина, 1970, с. 13). Однако далеко не все протомы, которые традиционно относят к культу Деметры и Коры (см.: Бондаренко, 2003, с. 98-99), были связаны с культом только этих божеств (в них могли видеть и других богинь, например, Деву)10.

Также лишь какая-то часть из многочисленных граффити ДА и ДАМ является посвящениями Деметре (к примеру: Граффити № 924). И уж, конечно, отнюдь не только и не столько тем, что сельское хо­ зяйство играло огромную роль в экономике Херсонеса (см., например: Бондаренко, 2003, с. 97), а упованием на бессмертие, которое обещал элевсинский миф, можно объяснить широкое распространение куль­ та Деметры, в частности, помещение протом в могилы ( об этой практике см.: Бондаренко, 2003, с. 99).

Даже если Деметра действительно почиталась с IV в. в домашних святилищах на поселениях Панское I (Щеглов, 1976, с. 39; он же, 1978, с. 80 сл.; Hannestad, 2002, р. 203 сл.) и Маслины (Латышева, 1988, с. 66 сл.), речь и здесь, и в прочих случаях может идти только о частных культах богини. Знаменательно, что среди памятников лапидарной эпиграфики Херсонеса есть только одно частное посвя­ щение Деметре (III в.: IOSPE I2, № 715).

Таким образом, как бы не интерпретировать имеющиеся в нашем распоряжении терракоты и граффити, ясно одно: культ Деметры и Коры (о характере которого здесь вообще невозможно сказать ниче­ го определенного) не только на ранних этапах, но и на протяжении всего античного периода оставался частным (Бондаренко, 2003, с. 100). Этот факт можно объяснить тем, что, как и в случаях других богинь, в Херсонесе культ Деметры и Коры в значительной степени был ассимилирован культом Девы.

9 Эта популярность даже во многих зарубежных работах объясняется только связью этих богинь с зерном: см., напр.: Hannestad, 2002, р. 203.

10См.: прим. 16.

276

Глава VI. Культы Херсонеса

V

Аполлон

Очень возможно, учитывая исключительную важность культа Аполлона в греческих полисах и особенно в колониях, что культ этого бога был принесён в Херсонес первыми поселенцами. Однако о том, в каких ипостасях почитался здесь Аполлон, ничего не из­ вестно (Шевченко, 1998, с. 103). Попытки Ю. А. Бабинова (1970, с. 75, 76) и вслед за ним М. Е. Бондаренко (2003, с. 75) по единст­ венному граффито ЛУК и единственному же AY доказать существо­ вание в Херсонесе культа Аполлона Ликийского явно несостоятель­ ны11. Столь же слабо аргументированы и предположения тех же исследователей (Бибиков, 1972; с. 31-32, Бондаренко, 2003, с. 75), а также Е. Я. Туровского и С. Г. Демьянчука (2001, с. 112) о дельфине (который мог быть атрибутом целого ряда божеств) на херсонесских монетах как о символе Аполлона Дельфиния. Гораздо более вероят­ но предположение последних из упомянутых археологов об отраже­ нии символики Аполлона в изображениях льва без дополнительных атрибутов, льва с копьём (стрелой) в пасти, звезды и грифона на монетах Херсонеса IV в. (там же, с. 122-123).

Что касается граффити, то о культе Аполлона могут свидетель­ ствовать более или менее надёжно лишь два: АПОА (Граффити, №247, 248), хотя ср.: граффити конца V — начала IV в. с именем Аполлодора (№295, 296). Кроме того, среди многочисленных граф­ фити, состоящих из букв АА, ААА, вероятно, есть совместные по­ священия Аполлону и Артемиде, а также этим богам и их матери Латоне (о домашнем святилище IV—III вв., в котором почитались вместе Аполлон, Артемида и Лето см.: Золотарёв, 1985, с. 270 сл.).

Кроме большого числа теофорных имён с основой Аполл-, за­ фиксированных граффити, а также лапидарной эпиграфикой, амфорными клеймами и монетами (см.: Даниленко, 1966; Соломоник, 1973; Кац, 1994, с. 86-90). О культе Аполлона в Херсонесе V-IV вв. сви­ детельствуют также несколько терракот (см.: Белов, 1970, табл. 13, 6; Шевченко, 1998, с. 101, рис. 2; 2000, № 16).

Вполне вероятно, что культ Аполлона существовал и в Керкинитиде, где была найдена его терракотовая статуэтка (см.: Кутайсов, 1992, с. 58). Однако утверждение о том, что изображение стрелы на ранних монетах этого города является атрибутом Аполлона Врача

11 Когда в Херсонесе появился месяц Ликей, существование которого засвидетель­

ствовано одной надписью (IOSPE I2 № 358), не известно.

277

Глава VI. Культы Х ерсонеса

-------------------------------------------------------------- 1------------------------------

возражения, поскольку, кроме вышеупомянутых граффити, никаких других данных о культе Зевса в Херсонесе доэллинистической эпохи нет. Что же касается Геры, то ее культ, как и в других северопричер­ номорских колониях классического периода, едва ли имел в Херсо­ несе значительное распространение. Считанные граффити HPAIV в., скорее всего, относятся к Гераклу или были частью теофорных, но уже потерявших непосредственную связь с культом Геры имён типа Геродот, Герофил и т. п., а время появления месяца Герей, существо­ вавшего в Херсонесе в первые века новой эры (см.: Кадеев, 1996, с. 145), неизвестно. Неправомерно и объединение обоих культов, основанное лишь на общегреческой мифологической традиции.

Афина

О существовании в Херсонесе официального культа Афины сви­ детельствуют монеты города с изображением головы этой богини, которые относятся к 180-170 гг. (Анохин, 1977, № 159-163). Однако для предположения, что этот культ носил официальный характер уже со второй половины IV в., а сама богиня «занимала очень важное место в городском пантеоне» (Бондаренко, 2003, с. 85, 87), данных явно недостаточно. Посвящение IV в. на мраморном постаменте для статуи (10SPE I2, № 406) носит частный характер, а принадлежность Афине одного из двух реконструируемых в северо-восточной части Херсонеса храмов рубежа IV—III вв. — лишь догадка, как и связь с культом этой богини монументального алтаря, облицованного плита­ ми с изображениями щитов (см.: Золотарёв, Буйских, 1994, с. 95 сл.)13 и двух керкинитидских V в. (Кутайсов, 1992, с. 46-47). Свидетельст­ вами частного культа Афины в Херсонесском государстве можно счи­ тать также золотой перстень рубежа IV—III вв. с изображением сидящей богини, держащей в руке Нику, из склепа № 1012 и бронзовый перстень IV в., на котором вырезана Афина Промахос (Кутайсов, Ланцов, 1989, с. 11, № 53), из некрополя Керкинитиды. О том, что херсонеситы классической эпохи были хорошо знакомы с образом Афины, свиде­ тельствует обломок краснофигурного кратера V — начала IV в. с изо­ бражением Афины и Посейдона (Гриневич, 1930, с. 115).

13 Сильно повреждённый эллинистический рельеф (Соколов, 1999, с. 380, илл. 75) изображает, судя по двум копьям в ее руке, отнюдь не Афину (АСХ, №84; Бондаренко, 2003, с. 86), а, возможно, Деву.

279

Соседние файлы в предмете История стран Ближнего Востока