Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Shaub_I_Yu_Mif_kult_ritual_v_Severnom_Prichernomorye_VII-IV_vv_do_n_e

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
22.56 Mб
Скачать

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

На связь Аполлона с представлениями о загробном мире косвен­ но указывают две терракотовые статуэтки, обнаруженные в гробни­ цах Таманского полуострова. О дна— аттического производства конца V в. представляет Аполлона в виде полуобнаженного юноши, сидящего, положив ноги на омфал, с ланью на правом бедре (ОАК, 1870-1871, с. 164, табл. II, 3; Кобылина, 1974, с. 24, табл. 19, 6). Статуэтка найдена в комплексе со знаменитыми фигурными сосуда­ ми в виде сфинкса, сирены, Афродиты в раковине, демона, танцую­ щего окласму38, и другими в кургане близ Фанагории. Следует от­ метить ярко выраженный хтонический характер этого комплекса (его описание см.: Фармаковский, 1921). Другая терракота, представляю­ щая Аполлона-Кифареда39 фанагорийского производства IV в., про­ исходит из гробницы 5 кургана Б. Близница (Грач, 1974, с. 39, табл. 45, 6); из этой же могилы происходят также статуэтки комических актеров40, сидящего на земле мальчика41, танцора окласмы, женщин

с(погребальными) дарами.

Освязи Аполлона с потусторонним миром свидетельствует так­ же и изображение этого бога с лавровой ветвью в руке42 на дере­ вянном саркофаге IV в. из Змеиного кургана (Сокольский, 1969, с. 31 сл., табл. 16.3) (рис. 75а-б)43, скорее всего, аттического про­ изводства. Кстати, на деревянной пластине, которая представляет собой pendant к той, на которой представлен Аполлон, изображена,

38 О связи этого танца с культом хтонического Диониса см.: Шауб, 1988а, с. 226.

39 О том, что большинство гипербореев — кифаристы, которые постоянно славят бога, играя на своих кифарах, см.: Diod. II, 47.

40 О связи этих статуэток с культом хтонического Диониса см.: Alexandrescu, 1966, р. 75 sv.

410 хтонической символике подобных изображений см.: Mobius, 1916, S. 212.

42 Лавровая ветвь указывает в одних случаях на характер Аполлона как бога-врача (см.: Pick, 1898, S. 171; Ehrhardt, 1983, S. 147), в других, как, например, на монетах Метапонта и Аполлонии Иллирийской (см.: Lacroix, р. 1965, 156, tabl. XII, 3), лавровая ветвь в руках Аполлона может говорить о нем как о гиперборейском боге (о лавре у гиперборейцев см.: Pind. Pyth. X. 40). Так, Метапонт (так же как Аполлония Иллирийская) послал в Дельфы дары, аналогичные гиперборейским — золотой сноп (см.: Strab.VI. 1, 15; Plut. De pyth. or. 402A). О Метапонте в связи с Аполлоном Гиперборейским и его жрецом-шаманом Аристеем имеется интереснейшее свидетельство Геродота (см.: Hdt. IV, 15), во времена которого в городе на городской площади стоял алтарь Аполлона (Гиперборейского), окруженный лавровыми деревьями, со статуей Аристея поблизости. Что касается Аполлонии, то она была одним из передаточных пунктов гиперборейских даров (см.: Hdt. IV, 33; Доватур и др., 1982, с. 266, прим. 276).

43 Аполлон Врач или Аполлон Гиперборейский представлен на саркофаге? Не явля­ ется ли это изображение еще одним аргументом в пользу предположения о близости, если не идентичности, обоих богов?

320

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

с.9 сл.), но и в собственных именах (Абаев, 1949, с. 179 сл.). Как справедливо отметил В. Д. Блаватский, популярность оленя у ски­ фов и меотов была связана с почитанием солнца (Блаватский, 1964,

с.22)49

Кнегреческим чертам сюжета, представленного на медальонах из Феодосии, можно отнести и копье, которым Аполлон поражает оленя, поскольку это оружие абсолютно нетипично для Аполлона,

вто время как самыми характерными его атрибутами являются лук и стрелы (Лосев, 1957, с. 289).

Очень распространенное с третьей четверти IV в. в типологии пантикапейских монет (среди медных монет — самое распростра­ ненное) изображение лука и стрелы (или лука в горите) в качестве атрибутов и символов Аполлона50 было обусловлено, скорее всего, не столько тем, что они являлись «рудиментами охотничьей архаики» (там же), сколько местными влияниями (в частности, вероятно, воз­ действием на образ греческого Аполлона родственного ему скиф­ ского бога Гойтосира). Не исключено, что эти изображения на мо­ нетах Пантикапея выступали в качестве атрибутов Аполлона Врача (напомним, что жрец Аполлона Гиперборейского Абарйс с помощью стрелы исцелял болезни).

Подводя итог рассмотрению тех данных, которые, по нашему мнению, позволяют предполагать существование варварских черт в культе Аполлона на Боспоре, еще раз оговоримся, что наши выводы, основанные на имеющихся в наличии весьма немногочисленных и разнородных свидетельствах об этом культе, в значительной степени являются только гипотезами.

49 В. Д. Блаватский также указал на тот факт, что в древнейших пластах фольк­ лора Восточной Европы летнее солнце персонифицируется в образе золоторогого оленя.

50 Кроме тех случаев, когда лук изображается одновременно с палицей, как на медной монете Левкона II (аверс: голова Геракла вправо) или на феодосийской серебряной мо­ нете того же времени, где на реверсе изображен лук в горите и палица (аверс; голова Афины вправо), лук и стрела в боспорской нумизматике, без сомнения, связаны с Апол­ лоном. На это прежде всего указывает тот факт, что вновь появившиеся после полувеко­ вого перерыва пантикапейские медные монетки с изображением лука и стрелы (вправо: надпись ПАЫ) на аверсе имеют голову Аполлона (вправо) (Шелов, 1956, табл. VIII, 96: 1-я половина Пв. до н. э.; голова этого же бога изображена на аверсе серебряных монет первой половины II в. до н. э., на реверсе которых помещен лук в горите (там же. табл. VII, 86-88), а также на аналогичных бронзовых монетах первой половины и середины II в. до н. э. (там же. табл. VIII, 9Ф-96). Немаловажны в данной связи и те обстоятельст­ ва, которые уже были отмечены при рассмотрении изображения грифона со стрелой в

пасти.

324

Глава VII. Религиозная жизнь населения Боспора

V

Афродита

Большое количество самых разнообразных данных свидетельст­ вует о том, что культ Афродиты пользовался исключительной попу­ лярностью на Боспоре, а на азиатской его стороне был главным. Так, из девяти относящихся к рассматриваемому нами периоду лапидар­ ных надписей с посвящением Афродите (КБН, № 7, 13, 17,971,972, 104151, 1011, 1234; Сокольский, 1973, 91-92, рис. 452) из Азиатского Боспора происходят шесть, причем среди них две древнейшие, от­ носящиеся еще к V в., — это надпись, найденная в Восточном Прикубанье (см.: Dubois de Montpereux, 1843, р. 7) и обломок мрамор­ ного блюда с фрагментом посвящения Афродите из Кеп.

Что касается надписи, сохранившейся только на гравюре де ля Мотрэ, то, как бы не восстанавливать текст, несомненно, что это древнейший из известных нам на Боспоре эпиграфических памят­ ников культа Афродиты (Апатуры или «Владычицы Апатура») (см.: Толстой, 1909, с. 216 сл.; КБН, № 12, 34). Фрагмент мраморного блюда с остатками посвящения Афродите ]oq ’Афр[ (см.: Сокольский, 1973, с. 92, рис. 4) находит себе аналогию в мраморных блюдах V. С посвящениями Аполлону Дельфинию с ольвийского теменоса (Леви, 1966, с. 126 сл., рис. 2-4).

Наряду с главным святилищем Афродиты, Апатуром, местонахо­ ждение которого не установлено, другим важнейшим центром культа Афродиты на Тамани был город Кепы, само название которого ука­ зывает на связь с этим культом. Здесь было обнаружено древнейшее на Боспоре свидетельство культа Афродиты — граффито конца VI в.: «Разбив один — два Афродите. При жреце Мольпагоре» (Сокольский, 1973, с. 90, рис. 1, 2). Упоминание жреца свидетельствует об офици­ альном характере культа Афродиты в Кепах уже в конце VI в. О про­ цветании здесь этого культа в V в. говорит уже упомянутая надпись на мраморном лутерии. О том же для IV в. свидетельствует граффити с сокращённым (иногда в лигатурах) именем Афродиты (АФ или АФР) на чернолаковых сосудах, а также на стенке амфоры (см.: Сокольский, 1961, с. 58, рис. 24, 8,9; 1963а, рис. 4,2, 5). О непреходящем значении культа Афродиты для Кеп на протяжении всей истории этого города красноречиво говорят многочисленные памятники из открытого здесь

31 Это посвящение Афродите на постаменте памятника сделано, судя по всему, до­ черью Перисада I (см.: Латышев, 1906, с. 125).

52 К концу IV — началу III в. относится, вероятно, фрагмент посвящения Афродите из Кеп (см.: Белова, 1970).

325

Шауб И. Ю. Миф, культ. ритуал в Севернол! Причерноморье

эллинистического святилища Афродиты (см.: Сокольский, 1960, 1962, 1964). На Европейском Боспоре, кроме трех пантикапейских надписей, о культе Афродиты свидетельствует найденный в раннем мирмекийском зольнике фрагмент граффито на обломке чернолакового килика V в., а также часть граффито с посвящением Афродите на обломке краснофигурного килика V в. из Нимфея.

В октябре 1871 г. в одном из курганов на западном берегу Цукурского лимана была случайно найдена сильно поврежденная двойная герма из белого мрамора с посвящением Афродите Урании, влады­ чице Апатура (см.: Шауб, 1986; Шауб, 1998а).

Так как рассматриваемый памятник— вотив, одно лицо гермы должно было изображать богиню, в честь которой вырезана надпись, т. е. Афродиту. С другой стороны находилось лицо мужского боже­ ства.

Изображение Афродиты в виде головы, бюста или гермы несо­ мненно указывает на ее хтонический характер, равно как подобные изображения других богинь природы, земли и плодородия — Демет­ ры, Коры, Семелы (Delivorrias, 1984, р. 108). В связи с Афродитой исследователи справедливо полагают, что образцом для ее изобра­ жения только в виде головы послужили восточные прототипы (Мак­ симова, 1916, с. 113; изображения Астарты через Афродиту Параюоптусу: Langlotz, 1954, S. 32; Fauth, 1964, S. 1966).

Что касается герм Афродиты, то они развились из аниконических ашер, которые стали известны в Греции через Малую Азию благода­ ря алтарям Астарты сиро-финикийских областей (Lullies, 1931, S. 85, 86; Delivorrias, 1984, р. 10). Главным аргументом в пользу этого утверждения является герма Афродиты Урании (Paus. I, 19, 2), сто­ явшая в Афинском местечке Кепы в святилище богини, культ которой был введён с Востока царём Эгеем (Paus. I, 14, 7) (о характере этой Афродиты Небесной говорит тот факт, что Эгей ввёл ее культ, считая отсутствие у него детей следствием ее гнева; ср.: Hdt. I, 105).

Ярчайшими восточными чертами Афродиты считаются ее эпите­ ты ’Oupavia (Урания, «небесная»), ’E7nipayia (Эпитрагия, «на козле») и ev кг|7юц («в садах»), а также ее связь с морем (Farnell, 1896, р. 629 сл.). Все эти черты наличествуют в культе Афродиты на Боспоре: Урания — ее самый распространенный эпитет здесь, изображение Афродиты, сидящей на козле, засвидетельствовано терракотовыми рельефами; Кепами («садами» назывался город Азиатского Боспора. где обнаружено святилище Афродиты. Связь богини с морем фик­ сируется на Боспоре фигурными сосудами и терракотами, а в римское время культом Афродиты Навархиды (КБН, № 11, 15). О наличии на

326

Глава VII. Религиозная жизнь населения Боспора

азиатской стороне Боспора культа Астарты под именем Астары из­ вестно из посвятительной надписи царицы Комосарии.

Мужское божество с обратной стороны гермы могло быть либо Гермесом, либо Дионисом, как о том свидетельствуют терракоты и изображения на вазах. Кроме того, сыном Афродиты и Диониса считался Приап (см.: Gruppe, 1906, Sp. 313), а Афродиты и Герме­ са — Гермафродит (напр., Diod. IV, *6).

Близких аналогий нашему памятнику нет. Однако двойную герму мужского и женского божеств мы видим на одном «позднехалдей­ ском», как называл его Лейярд, рельефе. Лейярд, а вслед за ним и Фарнелл (Famell, 18966, р. 629) считают этот памятник связанным с культом Иштар, причем в его андрогинном аспекте (о муже-женском характере Иштар см.: Jeremias, 1906, S. 111). Боспорская герма, по­ священная Афродите Урании, скорее всего, также была связана имен­ но с этим аспектом в культе богини53.

Среди прочих данных, указывающих на характерность андрогинизма для культа Афродиты, наиболее интересным является свиде­ тельство Геродота (I, 105) о том, что в сирийском городе Аскалоне скифы разграбили древнейшее святилище Афродиты Урании, за что богиня поразила грабителей и их потомков женской болезнью. Далее Геродот (IV, 67) рассказывает, что, по словам самих этих женоподоб­ ных мужчин-энареев, которые являлись наследственными прорица­ телями, это искусство дала им Афродита.

В связи с этой историей приходят на память мифы о прорицателе Тиресии, который был ослеплен либо Афиной, либо Герой. Взамен, однако, Тиресий получил дар прорицания (Apollod. Ill, 6, 7). Струк­ турно-типологическое сходство мифов о Тиресии с легендами о про­ исхождении энареев станет еще ярче, если вспомнить о семантическом тождестве в греческих мифах ослепления и оскопления, что было доказано М. С. Альтманом (1930) на примере легенды о Тамирисе.

Возвращаясь к аскалонскому храму Афродиты Урании, важно отметить, что этим именем Геродот назвал богиню Деркето, изобра­ жавшуюся полуженщиной-полурыбой (Доватур и др., 1982, с. 179)54. Этот образ весьма напоминает Ехидну — змееногую деву, которая

53 В связи с андрогинизмом в культе Афродиты очень интересно свидетельство Плутарха о Тесее, который, подчиняясь повелению дельфийского оракула взять в путеводительницы Афродиту, когда приносил ей в жертву козу, обнаружил, что животное превратилось в козла. Это и дало эпитет богини ’EHiipayia (Plut. Thes., 18).

54 Согласно одному мифу, Афродита, убегая от Тифона, приняла образ рыбы (Ovid. Metam. III. 331 и др.). По свидетельству Афинея (VII, 282 е), рыба помпил родилась одновременно с Афродитой из крови Урана.

327

Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье

Рис. 79. Терракотовый рельеф (прорисовка). V в. Та­

манский п-ов (ОАК, 1859, табл. VI, I).

стала родоначальницей скифов, вступив в брак с Гераклом (Ельницкий, 1960, с. 49).

О близости или даже тождественности Ехидны и Афродиты Ура­ нии позволяет догадываться изложенный Страбоном (XI, 2, 10) миф об Афродите Апатуре (см.: Шауб, 1979). О браке Афродиты с Герак­ лом Страбон не сообщает, да это ему и не важно, поскольку, излагая миф, он стремился объяснить эпитет Апатура, но на мысль о том, что богиня в награду за доблесть героя могла подарить ему свою любовь, наводят фольклорно-мифологические параллели (см.: Тол­ стой, 1966, с. 234).

Учитывая мифологическую и культовую связь Афродиты и Ге­ ракла на Боспоре, не исключено, что мужским персонажем нашей гермы мог быть и Геракл. Чтобы предупредить недоуменный вопрос, какое отношение к андрогинности мог иметь этот мужественный герой (наряду с женоподобным Дионисом55 или отцом Гермафроди­

55Женоподобным Дионис называется неоднократно (см., напр.: Eur. Bacch. 353 и др.): ср.: терракота Диониса IV в. из Пантикапея (Кобылина, 1961а, с. 39, цветная вклейка).

328

Глава VII. Религиозная жизнь населения Боспора

та), напомним миф о пребыва­ нии Геракла у Омфалы56, когда он носил женскую одежду и вы­ полнял женскую работу57.

Следует отметить, что анд-

 

 

рогинный аспект в культе Аф­

 

 

родиты Урании на Боспоре, од­

 

 

ним из свидетельств которого

 

 

является, на наш взгляд, рас­

 

 

смотренная герма, мог сущест­

 

 

вовать только благодаря нали­

 

 

чию этих черт в культе местной

 

 

богини, которую греки отожде­

 

 

ствили со своей Афродитой и

 

 

почитали в святилище с негре­

 

 

ческим названием Апатур.

 

 

Любопытным памятником,

 

 

связанным с культом Афроди­

 

 

ты, является небольшой вотив-

 

 

ный рельеф V в., найденный в

 

 

одной из гробниц Таманского

Рис. 80. Фигурный лекиф (прорисов­

полуострова (рис. 79). Посколь­

ка). V в. Пантикапей. I (ОАК, 1870-1871,

ку Афродита изображена сидя­

 

табл. V, 3)

щей но козле, она прежде всего

 

 

является Эпитрагией (см.: Ganszyniec,

1923а, S. 431 ff.; Levy, 1965,

р. 559 sq.). Л. Р. Фарнелл полагает, что коза была священным живот­ ным в семитическом культе Афродиты и видит в Эпитрагии ее древ­ нюю культовую форму (Farrell, 18966, р. 685; ср.: Mitropoulou, 1975, S. 37, 38). Возможно, Афродита Эпитрагия ассоциировалась с Аф­ родитой Пандемос (Plut. Thes., 18; в жертву ей приносили козу: Lu­ cian. Dial. Meretr., VII, 1), но не менее вероятна и ее идентичность с Афродитой Уранией (Paus. I, 14, 7; в жертву ей приносили козлов: Tacit. Hist. II, 3). Так как на Боспоре (в частности, в Пантикапее) мы не имеем свидетельств о культе Афродиты Пандемос, но имеем многочисленные данные о культе Афродиты Урании, рассматривае­

56 Любопытную гипотезу о сложении в Греции образа Геракла из принесённого с собою ахейцами героя и паредра догреческой Великой Богини и возникновении на ос­ нове переплетения всех этих образов мифа о Геракле и Омфале (см.: Suhr, 1953).

57Травестия и выполнение женских работ характерны для шаманов «превращённо­ го пола» (ср. с энареями, см.: Halliday, 1912); в образе Геракла наличествует и целый ряд других шаманских черт (см.: Schweitzer, 1922).

329

Соседние файлы в предмете История стран Ближнего Востока