Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для студентов ФФК.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
737.79 Кб
Скачать

6.6. Сеть как принцип «непрерывного образования».

Суть еще одной проблемы, решаемой сетевой организацией, состоит в разрыве между существующим сегодня институтом образования и быстро меняющимся социально-культурным контекстом, требующим от каждого отдельного человека предельной мобильности и гибкости, готовности к изменениям и адекватным действиям в условиях неопределенности.

6.6.1.

Еще два-три десятилетия назад образования, полученного в высшем или специальном учебном заведении, в основном хватало на весь трудовой период жизни человека. К девяностым годам ситуация изменилась принципиально и необратимо: каждые восемь - десять лет технологии деятельности, как индустриальные, так и, тем более, интеллектуальные, сменяются не только частично, но и по своим базовым основаниям. Протяженность трудовой жизни предполагает три, а то и четыре таких цикла, сводящих на нет или значительно обесценивающих знания и навыки, полученные на предыдущей фазе. В то же время основные принципы образования, сформулированные еще в XYIII веке, остаются, по сути, теми же самыми.

6.6.1.1.

Основная проблема здесь состоит в том, что организационная база современного образования и следующих за ней систем переподготовки и повышения квалификации значительно уже запросов и требований, которые предъявляют изменившиеся социальные условия. Пространство возможного самоопределения и свободного выбора современного человека на порядок превосходит тот набор возможностей, которые готовы предоставить ему существующие модели образования.

Эта диспропорция частично покрывается центрами элитарного университетского (универсального!) образования, но при этом сама их элитарность еще более углубляет наметившееся образовательное неравенство. С этой точки зрения, сетевая организация, особенно в гуманитарных сферах, является частичной компенсацией синдрома “образовательной элиты”, поскольку предоставляет членам сети существенно большее пространство выбора и самореализации по сравнению с их собственными организациями и ситуациями. По сути, сеть есть своеобразный заменитель таких индивидуальных человеческих качеств как рефлексия и понимание, ибо заставляет своих участников отстраненно и с известной долей самоиронии взглянуть на собственные действия и проекты.

6.6.1.2.

Так же, как для классического грека высшей и завершающей формой образования было путешествие на край ойкумены, что давало возможность взглянуть на свой полис со стороны и глазами других людей, так и для члена сети появляется шанс взглянуть на дело рук своих с противоположного конца Европы и мира. Правда, путешествие это носит “виртуальный”, условный (игровой) характер, однако смысл все тот же: понять себя и свое дело как органическую часть большого “космоса”. И если до последнего времени выражение “образование - дело царское” было во многом справедливым (всем остальным предлагались специализированные тренинги и рутинное обучение), то любая сеть с ее воинствующей установкой на демократичность дает шанс любому из своих участников. (Другое дело, что еще следует уяснить себе, как этим шансом воспользоваться. Но это уже тема особых образовательных программ внутри сетевых систем.)

6.6.2.

Фигурально выражаясь, член сети (если это действительно сеть) “приговорен” к непрерывному образованию, поскольку включен в непрерывные же информационные потоки и вынужден корректировать свою деятельность с учетом неопределенного и нестабильного количества факторов. Уже один факт многообразного отношения к своим проектам и предложениям со стороны других участников “напрягает” его способность к самоопределению и пониманию взглядов и установок “других”. Это полилогическое образование-игра, вспоминающее маевтические традиции диалогов Платона и средневековых диспутов, но более демократичное по своим процедурам и пропускным цензам.

6.6.3.

Образование как игра” является ключевым понятием сетевой организации, поскольку указывает на ее основной и общий для всех смысл, не имеющий прямого отношения к сиюминутным прагматическим потребностям, а служащий средством накопления интеллектуального и духовного ресурса для неопределенного и недетерминированного будущего. “Игра не есть обыденная жизнь как таковая... Она прерывает этот процесс (как и образование - С.З.)..., ибо цели, которым она служит, сами лежат вне сферы ... материального интереса или индивидуального удовлетворения потребностей... Игра может служить благу целой группы, но иным образом и иными средствами, нежели те, что непосредственно направлены на удовлетворение жизненных потребностей”.