Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для студентов ФФК.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
737.79 Кб
Скачать

4.4. Стратегические ресурсы управленческой деятельности.

Горизонт управленческой деятельности предполагает различные типы ресурсов, которые, безусловно, не сводятся к набору, обозначенному как «первичные ресурсы».

Следующий по хронологии изложения, но не по важности, с управленческой точки зрения, тип можно обозначить как «стратегические ресурсы» организации (или проекта). В самом общем виде под «стратегическими ресурсами» имеются в виду те возможности управленческой деятельности, которые предоставляет внешняя среда. А именно, тенденции и процессы внешней ситуации, опираясь на которые управленец может достигать своих целей. Существенным признаком «внешней» ситуации является то, что она не инициирована и не управляема организацией (проектной командой), но, в то же время, ее инерция может быть использована для достижения локальных целей организации.

4.4.1.

В данном случае использование термина «стратегические ресурсы» опирается на традицию определенного понимания стратегии как адаптации организации (проекта) к изменяющейся внешней среде. Это же обстоятельство позволяет понимать под идеей стратегического развития процесс постоянного изменения, опосредованного эволюцией внешнего окружения.

4.4.1.1.

Наиболее подходящей метафорой, поясняющей идею «стратегических ресурсов» и способ их использования в управленческой деятельности, является виндсерфинг. В этом виде спорта использование инерции волны является необходимым условием для успешного выступления. Продолжая сравнение, можно сформулировать проблемные вопросы, характерные для деятельности стратегического управления в целом: каким образом стихийная (естественная) энергия волны становится ресурсом деятельности? Можно ли сказать, что спортсмен «управляет» волной и «планирует» ее? Что является признаком и принципом управления в рамках этой метафоры? И т.д.

Для обсуждения тематики стратегического управления ресурсами необходимо использовать систему представлений о категории «естественного – искусственного», существенной для понимания современного управления. (См. об этом также параграф 1.3.2.).

Представим себе некий естественный, т.е. стихийно идущий процесс. Находясь в исследовательской позиции, можно тем или иным образом спрогнозировать течение событий и сказать, что ситуация будет развиваться по определенному сценарию (сценарий А – B на схеме 4-3). Управленческое действие в целом и проектирование в особенности возникает в тот момент, когда некто (управленческая позиция D) заявляет, что это естественное течение событий должно быть изменено. Или, иначе говоря, прогноз, данный в исследовании, признается неблагоприятным для организации (проекта) и делается попытка каким-то образом изменить тенденцию A – B за счет действия D – O.

Менеджерская активность и потенциал организации начинает использоваться для того, чтобы изменить траекторию «естественного» процесса. При этом совершенно очевидно, что любое действие, направленное в будущее, никогда полностью своей цели достичь не сможет, поскольку все время будут присутствовать какие-то отклонения от первоначального плана. А потому искусственное воздействие не может быть разовым и требует постоянного повторения, с учетом корректировки основного процесса. В результате получается нечто среднее (О – С’), которое является компромиссом между естественным течением событий (А – В) и теми искусственно создаваемыми усилиями (D – O), которые и составляют суть активного управленческого действия.

4.4.3.

Соотношение искусственного и естественного является крайне важным для любого управленческого действия. Поскольку результат управленческой активности несет в себе искусственные и естественные компоненты. То есть он не является чисто искусственным образованием в той мере, в какой всегда существует определенное соотношение между естественной тенденцией и управленческим вмешательством в нее. Следовательно, управление не может строиться исключительно на целеполагании. Оно должно учитывать и включать в себя естественные компоненты, которые существует независимо от нашего желания и намерения. И чем более точен учет этих естественных компонентов, чем более точно прописана объективная ситуация (исследовательский объект), тем более велики шансы на успех управленческого действия. Иначе может случиться так, что «естественное» течение событий начинает ломать управленческий замысел.

4.4.3.1.

Момент «естественности» в управлении, и особенно в управлении проектами играет особую роль. Поэтому, начиная с 60-70-х годов, в проектной теории начинает появляться методика так называемого «мягкого проектирования». Это проектирование, в отличие от «жесткого» (сугубо профессионального), пытается учитывать некоторые внешние контексты в лице непрофессионалов. Так, например, в архитектурном проектировании складывается практика включения в проект тех людей (общественных групп), которые живут на территории – объекте проектирования. Специфической задачей становится, в частности, формирование общественного мнения как важной составляющей управления проектом и т.п. По сути дела, в различных формах проходит поворот к более тщательным исследовательским техникам, что означает повышенное внимание к учету «естественных» процессов.

Например, японская фирма в своей организационной структуре использует «естественные» традиции устроения традиционной японской семьи. Геополитическая стратегия развития японской промышленности в 60-80-е годы, по мнению ряда исследователей, успешно использует историческую традицию экспансии на страны Юго-Восточной Азии. И так далее.

Таким образом, к набору «первичных ресурсов» добавляются «стратегические ресурсы» организации, которые основаны на способности использовать специфику «внешней» ситуации в своих управленческих целях. Это ресурсы особого рода, весьма связанные с характером интеллектуальных возможностей управленческой команды. Обычно управленческая среда (внешняя среда организации) представляет сложный конгломерат событий, явлений и процессов «естественного» характера, которые очень сложно воспринимать однозначно, – т.е. как возможности или как угрозы. Любая из выделяемых тенденций может как способствовать достижению управленческих целей, так и сопротивляться их достижению – в зависимости от уровня управленческого понимания, интерпретации событий и умения выстраивать соответствующее действие. А, следовательно, вопрос «видения» ситуации и адекватного использования ее для специфических целей управления (интеллектуальных вложений) является ключевым для управления стратегическими ресурсами.

Управление социально-культурными процессами и организациями в этой сфере, с одной стороны, «понимает» и исследует естественные тенденции, а с другой стороны, превращает их в свои инструменты. Это означает, что «Е» - линия (данная, например, в форме культурной традиции, наборе норм жизни на той или иной территории и т.д.) может рассматриваться, как минимум, в двух ипостасях: может выступать как объект изучения, прогнозирования и исследования; но может рассматриваться как инструмент и средство управленческой работы.

В тот момент, когда происходит «инструментализация», мы превращаем естественную тенденцию в средство собственной деятельности и, тем самым, «обискусствляем». Игра превращений «естественного и искусственного» является одним из самых сложных действий в управленческой теории и практике, но, одновременно, позволяет концентрировать практически неограниченный объем ресурсов развития.

Способность превратить объект в инструмент, тенденцию в свой ресурс есть одно из базовых умений профессионала, работающего с гуманитарными практиками. И чем объемнее, мощнее тенденция, которую удалось выявить в исследовании, тем сложней ее превратить в инструмент, но тем мощнее этот инструмент будет. Сам по себе результат исследования в чистом виде (прогноз) ничего не дают, с точки зрения управленческого действия (хотя, безусловно, могут представлять интерес в научном и познавательном смысле). На следующем шаге встает вопрос об инструментализации (обискусствлении) описанного процесса-тенденции. И наоборот, чисто искусственная инновация может «объестествляться», т.е. становиться само собой разумеющейся для воспринимающего сознания, переходить в разряд норм и образцов, не подлежащих сомнению и, таким образом, становиться каналом трансляции управленческого влияния и воздействия.

4.4.4.

Любопытным примером «объестествления» инновации является социально – культурная (а не художественная) деятельность таких художников как Пикассо и его окружения. Художественный эксперимент начала века на протяжении двух-трех десятилетий превратился в нормативный элемент дизайна жизни среднего класса. Инновация, с точки зрения обыденного сознания, превратилась во вполне «естественную» компоненту существования широкого социального слоя.