Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_Vetel_8_semestr.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
604.16 Кб
Скачать

33. Антиутопия Замятина «Мы» и ее творческая судьба. Осмысление романа критикой. Значение романа для мировой лит-ры.

ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884–1937), Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. В марте 1916 года Замятин отправляется в командировку в Англию, на завод в Нью-Кастле. Здесь, в Англии, он увидел, как закладываются основы окаянного "машинного рая". Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии Мы (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви»

Анализ

В романе 40 записей. 40 - число сакральное: 40 дней продолжалось искушение Христа в пустыне, 40 дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, 40 дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в истории Д – 503 (это «имя» рассказчика) - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все нумера, которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Травестирование библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности. Он создаёт модель мира будущего, в котором решены все материальные проблемы. Человек в этом мире не знает ни страха, ни голода, ни холода. Там торжествует плоть, а «равенство всеобщей сытости» достигнуто путём устранения индивидуальной свободы. Страна, изображённая в романе «Мы», обнесена Зелёной Стеной. Страна искусственного счастья напоминает замкнутый, отгороженный от всей вселенной остров. Общество, изображённое в романе, достигло материального совершенства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии.

Перед глазами идеологически оболваненного Д - 503 предстаёт символическая картина идеального общественного устройства, восхищающая его эстетически и нравственно. Любовь, этика, счастье организованы и математизированы, периодически всем нумерам (обитателям этого государства) делают Великую операцию по удалению фантазии.

Действие романа происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла». Мотив стекла символизирует парадоксальное сочетание вынужденной «публичности» существования, жизни с разъединённостью людей, так как стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой границей, преградой - кажущаяся доступность взгляду не означает родства, даже простого знакомства. Мотивы упрощения гротескны: нумер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам – на основе идеи упрощения оказывается возможной организация, с помощью которой «стеклянный» - хрупкий, искусственный - мир защищает себя от гибели. «Математически безошибочное счастье». Каждый ради этого должен отказаться от собственной личности. Человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью.Сведя любовь к чистой физиологии, Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родства, ибо всякие прочные связи, кроме связи с Единым Государством, преступны В стране создана целая система подавления инакомыслия. Замятин изображает духовную эволюцию героя, прослеживает, как от осознания себя микробом в этом мире Д - 503 приходит к ощущению целой вселенной внутри себя. Бурные перемены начинают происходить с ним с того момента, когда в его жизнь входит I - 330. Этот сюжет станет традиционным - прекрасная, манящая к себе женщина выталкивает его из привычной колеи в другую реальность предстающую опасной и влекущей одновременно. После этого доктор и ставит диагноз: «По-видимому, у вас образовалась душа».

Критика о романе

Современники восприняли роман как карикатуру на коммунистич общество будущего. К к.20х годов вокруг З. склад-ся враждебная полоса отчуждения. Обреченный на творч молчание, З. обратился с просьбой к Сталину разрешть ему выехать за границу, в 1931 просьба удовлетворена.

В. Правдухин: Замятин из такого блестящего художника - нелицеприятного и беспощадного - готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. "

А. Воронский Замятин подошел к октябрьской революции со стороны, холодно и враждебно: чужда она ему не в деталях, хотя бы и существенно важных, а в основном. Роман производит тяжелое и странное впечатление Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному, бисмарковскому, реакционному рихтеровскому социализму С художественной стороны роман написан превосходно.

Лунин Э. Роман "Мы" - памфлет на социалистическое общество, контрреволюционная вылазка писателя.

Д.Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено».

Ц.А. Керопян: З. смог предвидеть трагедию 30х, когда все решает гос-во, а чел выполняет.

Значение романа для мировой литературы

Роман «Мы» породил целую мощную традицию антиутопии: "О дивный новый мир" О. Хаксли, "Приглашение на казпь" В. Сирина-Набокова, "1984 год" Дж. Оруэлла, "451- по Фаренгейту" Рея Брэдбери.. Главными объектами критики всех трех антиутопий стали техницизм и тоталитаризм нашего столетия. Один из зарубежных исследователей отмечает, что произведение Замятина «духовнее», чем романы его последователей, особенно творца «романа идей» в английской литературе 20-х годов О. Хаксли

34. ТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ШОЛОХОВА (Сборники «Донские рассказы», «Лазоревая степь»). (+ Немного биографии, если не надо, удалите, в кратком есть родинка, продкомиссар и шибалково семя.. )

Побыв и учителем ликбеза, и продотрядником, Шолохов, «вероятно, унаследовав от отца стремление к постоянной перемене профессии, успел за шесть лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем в низшей школе, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, будучи безработным, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все время усиленно занимался самообразованием». В первых публикациях, как и в самодеятельных пьесках, Шолохов реализовал свои способности к комизму. Это были фельетоны с большой выдумкой: напечатанные газетой «Юношеская правда» осенью 1923 г. «Испытание» и «Три» (рассказы трех пуговиц о своих бывших владельцах, в том числе пуговицы с брюк, которыми пользовались человек пять комсомольцев-рабфаковцев) и в начале 1924 г. - «Ревизор». Лишь 14 декабря 1924 г. в «Молодом ленинце» (бывшая «Юношеская правда» и будущий «Московский комсомолец») появляется первый рассказ Шолохова «Родинка» С комизма Шолохов практически без перехода переключился на самый густой, не лишенный мелодраматичности трагизм. В 1925 г. он уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Но сам он к ранним своим произведениям потом относился пренебрежительно. «Переизданные в 1931 году ничтожно малым тиражом (5500 экземпляров), они затем в течение двадцати пяти лет нигде не появлялись».

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым – засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды Федора Мелихова, Кондратьева, Макарова, прорывались из соседней Воронежской губернии бандитские отряды Маслакова, Курочкина, Колесникова. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

В чем же проявлялась его самобытность? Это в стремлении «воплотить человеческий характер, многомерный, сложный, как сама жизнь, не укладывающийся ни в какие трафареты». «Донские рассказы» написаны Шолоховым по горячим следам событий, участником которых был молодой писатель. Огненное дыхание гражданской войны, столкновение белого и красного казачества, борьба двух основных действующих сил деревни – кулацкой и бедняцко-батрацкой.

Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

В центре внимания рассказов – люди, разделенные революцией, гражданской войной.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

В рассказах много смертей, много крови, страданий, нечеловеческих мук и горестей. Во всех рассказах слышен смелый голос писателя, правдиво и честно рассказывающий о сложном времени. Герой Шолохова – это человек во всей неповторимости его характера, индивидуальностью облика, ему не чужды простые, «будничные» переживания.

и сегодня они поражают читателя своей искренностью, смелостью изображения революционного времени, очень противоречивого и яростного. Шолохов «привел в литературу героев, наделенных кипучим темпераментом, гордых, страстных в гневе и любви, устремленных к свободе и правде и полно воспринимающих красоту жизни»

В рассказе "Родинка" показана трагедия Николки (командира красного отряда), убитого в бою родным отцом, атаманом банды. Каждый из них борется за совю правду и за каждым идут люди. Николая уважают за храбрость, самоотверженность, за то, что он свой: в мировую войну без вести пропал его отец, умерла мать, на своей спине он испытал власть богатеев. Атамана банды – пожилого казака – поддерживают его люди, так как верят ему и сам он жизнью своей доказал право быть тем, за кем пойдут. Преследуя в бою банду, молодой командир отбился от своих и был убит атаманом. Снимая сапоги с убитого, побеитель увидел у него родинку (как у его сына). В рассказе нет детального описания, что чувствует этот человек.Трагедия описана буднично. Теперь ушел из жизни и другой человек, кот. понял, что не сумеет простить себе эту смерть, поначалу казавшейся убийством врага, но обернувшуюся потерей единст-го близкого человека. Писатель размышляет и над трагедией отца, который в убитом им красном командире узнает по родинке своего сына. Жизненным финалом его становится самоубийство над трупом сына.

В рассказе «Коловерть» ситуация как будто повторяется: старый казак Крамсков и двое его старших сыновей сражаются в рядах красных, когда же попадают в плен к белогвардейцам, то расправу над ним учиняет белый офицер- младший сын Крамскова. С может ли он в дальнейшем жить с этим? Понял ли его отец, что младший сын сделал сой выбор, от которого не откажется? События гражданской войны предстают страшной трагедией своего общества. В ней нет ни победителей, ни побежденных.

В рассказе «Продкомиссар» трагедия одного человека становится истоком новой жизни для других. Уходя от погони, комсомолец Бодягин, жертвуя собой, спасает замерзающего в снегу мальчишку.

Драматическая история, рассказанная Шибалком, героем рассказа "Шибалково семя", потрясает своей жестокостью. Героя обуревают противоречивые чувства: ожесточенность к женщине, матери его ребенка, и жалость к собственному ребенку, потрясение содеянным и страдание. "Тебя, Дарья, должен убить, -с болью говорит герой, - за то, что ты есть контра нашей советской власти".

В рассказе "Чужая кровь" с потрясающей силой показана ( на примере судьбы казака-старовера Гаврилы) победа светлого человеческого начала, которое сметает на своем пути идеологические догмы и жестокие классовые установки. Гаврила и его жена выхаживают тяжело раненного красноармейца Николая Косых, чужого мальчика с Урала. Их сын погиб, сражаясь за белогвардейцев. И когда Николай покидает эту семью, расставание воспринимается стариками как трагедия. Но остается память, возвращающая к тому времени, когда сердца застывали от боли к тем, кто их спас в это трудное время. И Николай не забудет, какой дорогой ценой заплачено за его жизнь, и старики будут помнить чужака, вернувшего их жизни.

Несмотря на весь драматизм событий гражданской войны, воспроизведенных в "Донских рассказах", основная их тональность светлая. Шолоховские герои мечтают о том времени, когда окончится война и можно будет поехать учиться куда-нибудь<...>Герой рассказа "Родинка" Николка сожалеет, что не успел приходскую школу окончить: <...>опять кровь, а я уже сморился так жить<...>". Мечтает поступить на рабфак Григорий, герой рассказа "Пастух". У Трофима, героя рассказа "Жеребенок", рука не поднимается убить жеребенка, хотя командир эскадрона настаивает на этом. "Жеребенка свово сничтожь! Наводит панику в бою".

Уже в ранних рассказах М. Шолохова выявилась такая черта его художественного дарования, как динамичность сюжетов. Один из принципов сюжетного построения - это когда писатель ставит своего героя перед все более и более усложняющимися психологическими испытаниями, которые приводят в конце к драматической развязке ("Родинка", "Чужая кровь").

Справедлива и точка зрения шолоховеда В. Гуры, который считает "Донские рассказы" художественной предысторией "Тихого Дона".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]