Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_Vetel_8_semestr.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
604.16 Кб
Скачать

25. Изображение буржуазного сословия в пьесах Горького («Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова»)

«Егор Булычев и другие» (1932)

«Достигаев и другие» (1934)

«Рябинин и другие» (замысел) – ТРИЛОГИЯ.

«Егор Булычев и другие» (1932). В основе пьесы та же проблема исторической неотвратимости, что и в «деле Артамоновых», но раскрывается она с иной стороны: изнутри психологии главного персонажа.

Действие пьесы разворачивается в «лютые дни», когда рушится самодержавие, но Октябрь еще не наступил. На глазах у зрителя совершается сложный процесс внутренней перестройки главного героя. Егор Булычов – образ человека из народа, который утратил связь с ним. Был простым человеком, веселым, буйным, а потом соблазнился деньгами. Женился, пустил деньги в оборот.

Символическая сцена – поражение раком печени. Симпатия автора на стороне героя, который видит, что при его жизни начинается дележ его наследства. Но он уже не может этому противостоять.

«Не на той улице я прожил, не с теми людьми», - говорит дочери. Ему жаль загубленной жизни.

Композиция пьесы полностью оправдывает название: в центре ее судьба главного героя. И хотя остальные персонажи по-своему неповторимы – от бесцветной посредственности Ксении до хитрой и лукавой Мелании, от холодно расчетливого Звонцова до юродствующего Пропотея, - они поистине «и другие» на фоне крупно, мощно выписанной фигуры Булычева.

Конфликт в пьесе развертывается стремительно. Драматизм ситуации осложнен тем, что герой тяжко и неизлечимо болен. Булычев (не знаю, как правильно!!! У Ветелиной через Е, в книгах – через о) полон земных дум и забот, распиранием сонмом философско – этических вопросов о смысле бытия, и тем острее ощущение им фальши и лицемерия буржуазного мира. Он яростно спорит с попом Павлином, стремящимся укротить бунт непокорного купца.

Он воспринимает звуки с улицы (песню демонстрантов) как панихиду по собственной жизни.

В 1935 г. Создается второй вариант пьесы «Васса Железнова». Горького можно обвинить в социальном заказе.

«Егор Булычев» и «Васса Железнова» (в сравнении) В этих двух пьесах в новых и весьма колоритных индивидуальностях и в новых ситуациях представлен по сути знакомый нам тип купца, дельца, владельца крупного предприятия: озорной, горячий, неукротимый, нелицеприятный Булычев и умная, твердая, страстно решительная и властная Васса. Один перед лицом смерти оказывается в положении позднего прозрения, понимая, что не на той «улице» прожил, что поклонялся ценностям неистинным и, обладая немалым богатством, «нажил» совсем немногое - только две любящие души, и то вопреки «закону» (внебрачную дочь Шурку и любовницу Глафиру). Другая, Железнова. стоит на страже интересов «дела» в роли его истовой охранительницы, чего бы это ни стоило, а поскольку «дело» на буржуазных основаниях - вечный провокатор зла, в понимании Горького, то Васса во имя рода, чести фамилии волей-неволей вовлекается в преступление, что в конце концов приводит к драматическому противоречию с семьей, всем живым и здоровым в ней, и с материнским, человеческим началом в самой Вассе. Драмы героев в пьесах «Егор Булычев» и «Васса Железнова» серьезны и значительны, но трагедиями в собственном смысле они не являются, несмотря на то, что важная роль в них отведена вечным мотивам классических трагедий - мотивам смерти и преступления. Это объясняется тем, что оба центральных героя данных драм пребывают, в понимании Горького, по ту сторону мира истинного, мира революции, принадлежат миру старому, как бы уже исторически и бытийно преодоленному, «бывшему» (корень фамилии героя - «бул» - «был» - в Булычеве и мотив «железного», неживого в Вассе - обыгрывание драматургом именно такого значения). Это лишает героев права на полноту зрительского сочувствия, а их конфликты - качества неразрешимости, непременного для трагедии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]