Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Райгородский Д.Я. (ред.-сост.) - Психология дел...doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
2.97 Mб
Скачать

«Это ужасно, не правда ли?»

В своей невинной форме это развлечение в некоторых слу­чаях помогает завязать беседу, когда говорить людям в принци­пе не о чем. Например, вы не виделись с одним из своих сосе­дей около полугода и вот случайно встречаетесь с ним на трам­вайной остановке. О чем разговаривать? Вы испытываете мучи­тельную неловкость. И тогда оба прибегаете к испытанному об­щественному увеселению - двухголосному пению, преиспол­ненному критики в адрес транспортных средств. Тут у вас есть, что сказать друг другу, вам становится неожиданно хорошо вместе. В конце концов, это одно из наших любимейших раз­влечений! Вы так и сыплете остротами насчет трамваев и трол­лейбусов. Но, разумеется, эта игра не столь уж безобидна с пси­хологической точки зрения, если, скажем, имеет место в компа­нии любителей пива и отдает поисками виноватого во всех на­ших бедах исключительно во внешней среде. Положение, мол, просто кошмарное, оно-де и раньше было не ах, ну а теперь, после выборов, дела, как в сказке, чем дальше, тем страшнее. Все нас обманули. Сами-то мы, конечно, без недостатков, разве что ввиду неблагоприятных обстоятельств не можем должным образом развернуться. Такой вариант игры ослепляет участни­ков (ибо существуют враги, портящие им жизнь). У индивида понижается чувство вины за собственные недостатки. Кроме того, на этой почве вероятно возникновение проблем с теми, кто не принадлежит к данной группе. До совершенства подоб­ная тактика доводится участником, который утверждает, будто всего ужаснее дела обстоят именно у него (или как правило у него). Мол, в его жизни происходят страшные вещи - удар за ударом судьбы. Данная игра может также иметь целью - ипохондрическое домогательство оказания говорящему какой бы то ни было медицинской помощи, включая и излишне сложные операции. «Пациент» в таких случаях жестоко манипулирует врачом и своими близкими с одним лишь намерением убедить их в том, насколько плохо он себя чувствует, и тем самым до-

биться от них внимания и заботы, которых он не в силах заслу­жить позитивной, в общественном плане, деятельностью.

«Видите, на какие жертвы мы идем!»

Эта игра подходит для партнеров того, кто в прежних играх выступал в роли «ведущего». Короче говоря, когда партнерам надоедает поведение главного игрока, они начинают лишь де­лать вид, будто заботятся о нем, стараются, прикладывают все усилия к тому, чтобы дорогому им человеку стало лучше. На са­мом же деле они как бы объявляют ему бойкот, теша себя на­деждами, что все это набьет бедолаге оскомину и он как-нибудь выпутается из создавшегося положения. В данную игру можно играть и одному. Например, решается на развод. Дома он ведет себя так, словно с цепи сорвался. Но вместе с тем на словах де­монстрирует обратное - подчеркивает, что не желает разры­вать семейных уз. Его супруга, пребывая в полном смятении (чему верить - словам или поступкам?), обращается за помо­щью к специалисту. Муж охотно идет ей навстречу, наносит ви­зиты в консультацию, изображая стремление изменить сущест­вующий порядок вещей к лучшему. И чем дальше, тем больше загоняет партнершу в угол, пока, наконец, не доводит дело до того, что она первой заговаривает о разводе. Моральный облик супруга не пострадал - ведь он приложил столько усилий, он ни в чем не виноват, это не он лишил детей отца и разрушил се­мью, он делал все, от него зависящее. Посещал даже консульта­цию, но и это не помогло.

«Да. но...»

Речь идет еще об одной манипулятивной игре, в процессе которой играющий в нее побуждает свое окружение высказы­вать различные точки зрения, с которыми он всякий раз согла­шается, правда, с добавлением словечка «но». Обрисовав ка­кую-нибудь проблему, он просит окружающих высказаться по поводу ее возможного решения. Однако все их предложения от­вергает, с тем чтобы услышать новые. Партнеры пытаются склонить играющего принять их помощь. Тот же, подобно строптивому дитяти, как бы говорит им: «Давайте-давайте, я хитрее вас всех и благодарить вас мне совершенно не за что».

Игра может распространяться как на вопросы жизни и смерти, так и на сущие пустяки типа: «Ну так что, фильм мне

смотреть или хоккей?». Для примера Ml выбрали нечто сред­нее:

А: Какие красивые у тебя цветы! Все-таки приятно иметь что-нибудь в этом роде в своей квартире. Жаль что у меня дома нет ни цветочка.

Б: Ну, это не проблема. Я охотно дам тебе отросток и ты вы­растишь цветы не хуже.

А: Что ты, неудобно как-то.

Б: Удобно, удобно. Я буду даже рада, видишь сколько их у меня. Могу дать и подросшие растения.

А. Нет, нет. Просто уважать себя перестану; если заберу у тебя цветы.

Б: (смеясь): Не хочешь брать даром, тогда купи.

А: Вот это другое дело. Только кто их поливать будет?

Б: Ты сама или дочка. Да и сын может этим заняться. Ему уже семь, мальчик справится. К тому же у тебя есть еще муж и мама.

А: Я на них рассчитывать не могу. А сама-то наверняка за­буду полить. Я бы с удовольствием, но вот память...

Б: Если все дело в дырявой памяти, так этому легко по­мочь. Оставляй возле будильника записку: «Внимание! Утром не забудь полить цветы, если нет воды. В мисочке под горш­ком».

А: Да, но я по утрам собираюсь в такой спешке, что ни на что не хватает времени.

Б: Можно поливать и после работы.

А: Да как же это упомнишь?

Б: Мало ли способов! Но... Знаешь что? Ответственность за это я беру на себя. Видимся мы каждый день, я буду просто те­бе напоминать, и точка.

А: Это было бы просто чудесно. Но что ты говорила о ми­сочках?

Б: Ну, в них, после того как польешь, появляется вода, на донышке.

А: Да у меня и нет подходящих мисок.

Б: Их нетрудно купить.

А: Оно так, но я не такая уж богатая. Сама знаешь, как все нынче дорого.

Б: Можно подумать, будто речь идет о трехстах горшках и мисках. Начни с малого - купи штуки две-три впрочем, я спо­койно могу подарить тебе три или даже четыре миски.

А: Замечательно! Но у меня и горшочков нет, да земли тоже.

Б: Послушай, на следующей неделе у тебя день рождения. Если хочешь, я подарю тебе три горшочка, три мисочки, землю, лейку, прямо с водой, и три цветка, такие, которые не засохнут даже при нерегулярно поливе. В придачу ты получишь книгу «Растения в домашнем хозяйстве».

А: Ты просто золото! Но если ты так сделаешь, это не ока­жется сюрпризом. А для меня важен не столько даже подарок, сколько сюрприз.

Б: Что ж, тогда я дарю их тебе просто так. Из уважения.

А: Ты действительно чудо! Но ведь землю нужно удобрять.

Б: Когда еще до этого дойдет дело... В общем, я тебе помогу.

А: Знаешь, что я вычитала в одной книжке? Будто у неко­торых людей цветы вызывают аллергию. Боюсь, как бы наш Гонзик от них не заболел. Ведь нынче каждый третий ребенок страдает этим заболеванием...

Б: Что тебе на это сказать? Могу подобрать растения, кото­рые не вызывают аллергии. К тому же зять-то у меня аллерго­лог, можно с ним посоветоваться.

А: Это было бы прекрасно! Но не удобно как-то беспокоить твоего зятя...

И так до бесконечности. Если они еще живы, наверное, по сей день играют в «Да, но...».