Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ 3-4 часть.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
738.82 Кб
Скачать

Перестройка в ссср. Социально-экономическое и политическое положение страны.

К середине 80-х гг. в СССР стал отчетливо проявляться кри­зис в экономической и социальной сферах. Уже в 70-е гг. в на­родном хозяйстве заметно снизились темпы экономического роста. Задачи экономического развития в 9—11-й пятилетках ока­зались невыполненными по большинству важнейших показате­лей. Темпы прироста национального дохода за этот период уменьшились более чем вдвое.

Серьезное отставание отмечалось в машиностроении, нефтя­ной и угольной промышленности, электронике, черной метал­лургии и химии, капитальном строительстве, сельском хозяйстве. На предприятиях значительно снизилась трудовая и технологи­ческая дисциплина, имели место расточительство, потери сырья и ценностей, небрежность в хранении продукции сельского хо­зяйства, использовании энергетического потенциала и природ­ных ресурсов страны. Был ослаблен контроль за использовани­ем социалистической собственности, которая нередко станови­лась как бы «ничьей». Экономика стала еще более затратной, почти не использующей нововведения, снижались темпы меха­низации и автоматизации производства. Вследствие этого сни­зились и темпы роста производительности труда, ухудшилось ка­чество продукции. В то же время в условиях острого дефицита услуг и товаров народного потребления набирала силу теневая экономика.

Неэффективной была финансовая политика, развивалась скрытая инфляция. Масса денег в наличном обращении увели­чилась за 1971-1985 гг. в 3 раза, а производство товаров народ­ного потребления - лишь в 2 раза. Аналогичные процессы про­исходили и в безналичном обороте. Собственные оборотные средства производственных отраслей увеличились за это же время в 3 раза, остатки банковских ссуд - в 4 раза, а валовой обще­ственный продукт, движение которого обслуживала эта денеж­ная масса, - в 2 раза (в ценах 1990 г.). В общем объеме сбереже­ний почти 75% были вынужденными, ибо не хватало нужных товаров и услуг. Рост доходов не сопровождался видимыми струк­турными перестройками. В результате быстро увеличивались денежные накопления населения - в 1981-1985 гг. они возрас­тали в среднем на 13 млрд. руб. в год.

Увеличился дефицит бюджета. Признание в 1987 г. руковод­ством страны его наличия и роста было сенсацией для обще­ства.

На развитии экономики отрицательно сказывалось несовер­шенство системы ценообразования. По утверждениям специа­листов, ничто в экономике СССР не росло так быстро, как до­тации к ценам, - с 1965 по 1986 г. их общая величина возросла с 3,6 до 73 млрд. руб.

В итоге образовался разрыв между общественными потреб­ностями и достигнутым уровнем производства, между платеже­способным спросом и его материальным покрытием. Обостри­лись продовольственные проблемы, неудовлетворительно ра­ботали промышленность и сфера быта. Экономические труд­ности негативно влияли на социальную сферу. Лозунг комму­нистов «Все во имя человека, все для блага человека!» давно стал носить лишь декларативный характер. Не решались про­блемы улучшения жилищных условий, продовольственного снабжения, организации транспорта, медицинского обслужи­вания. Ухудшилась материальная база социальной сферы, в ре­зультате чего сложился остаточный принцип выделения ресур­сов для ее развития, причем «остатки» на социальные нужды сокращались. Например, доля капитальных вложений в строительство жилья в 8-й пятилетке составляла 17% от общих объе­мов капитальных вложений в народное хозяйство, в 9-й - 15%, а в 10-й - 13%. Еще меньше средств направлялось на сооруже­ние социально-бытовых объектов. В городах и сельской мест­ности остро ощущался недостаток поликлиник, больниц, дет­ских учреждений.

По причине экономических сложностей и неправильной со­циальной политики в критической ситуации оказались образо­вание, наука, культура - эти важнейшие сферы интеллектуаль­ного развития общества приходили в упадок.

Политическая система СССР к началу 80-х гг. все очевиднее становилась главным тормозом в развитии общества. Отсутствие реальных демократических прав и свобод в стране, однопартий­ная система, выполнение КПСС не свойственных политиче­ской партии функций дали возможность ее верхушке сосредо­точить в своих руках всю полноту власти. Советы народных де­путатов на деле были лишены возможности выполнять миссию полновластных представителей народа. Не Советам, а КПСС в первую очередь были подконтрольны и подотчетны все государ­ственные органы. ЦК КПСС осуществлял расстановку руково­дящих кадров в стране.

Законодательное закрепление Конституцией СССР в 1977 г. руководящей и направляющей роли КПСС в жизни общества как ядра политической системы по существу исключало любой контроль за деятельностью партийных чиновников, обеспечи­вало их безнаказанность, а могучая идеологическая машина при­лагала максимум усилий для оправдания политики КПСС, под­держания ее авторитета.

Бесконтрольность и безнаказанность партийных чиновников способствовали неудержимому стремлению в ряды КПСС лю­дей, преследующих цель наживы, личной выгоды. Законы и пра­вила внутрипартийной жизни для многих существовали лишь на бумаге; ЦК КПСС уже не мог оказывать положительного вли­яния ни на партийные массы, ни на общество в целом.

Но существующая власть пока еще была прочной. Общество функционировало по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано». Забота партии об обществе проявлялась в регламен­тации его жизни, вплоть до вторжения в личную жизнь людей. Исследователь А.П. Бутенко так характеризовал состояние со­ветского общества: «Эта власть и это управление представляли собой строго продуманную иерархию номенклатурных должно­стей, партийно-государственную систему, осуществляющую прямое централизованное руководство со стороны государства всей экономической деятельностью и всеми аспектами обще­ственной и личной жизни».

Советы народных депутатов были лишь формальностью, ширмой для партийной верхушки. Система формирования ор­ганов власти была несовершенной. Выборы народных депута­тов, по сути, не являлись выборами, ибо альтернативные кан­дидаты отсутствовали. Партийные органы регламентировали и количество, и «качество» депутатов с помощью так называемой «разнарядки» - согласно ей в Советы должны были избираться люди, представляющие все слои и профессии общества, но, преж­де всего «рекомендовалось» избирать партийных руководящих работников, пол и возраст которых тоже регламентировались. В итоге многие «избранники народа» не были достаточно ком­петентными в области политики. Большинство депутатов реаль­ного участия в судьбе страны не принимали - за них решали партийные органы, руководители которых, как правило, входи­ли в Советы. Лицо, занявшее пост Генерального секретаря ЦК КПСС, начиная со Сталина, рано или поздно становилось «пер­вым лицом» в Советах. Люди, занимавшие ключевые посты в правительстве, являлись членами Политбюро ЦК КПСС. Про­цедура принятия важнейших решений Советами сводилась к ут­верждению на сессиях документов, разработанных и рекомен­дованных партийными комитетами.

Ситуация усугублялась еще и тем, что в самих Советах депу­таты также лишены были возможности реализовать свои пол­номочия. Отсутствие постоянно действующих законодательных органов власти привело к тому, что власть оказалась в руках исполнительных органов, по сути, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В 1987 г., характеризуя сложившиеся ненормальные взаимоотношения между законодательными и исполнительными органами власти, М.С. Горбачев говорил: «Давайте посмотрим на жизнь открытыми глазами: произошло непомерное возрастание роли исполнительных органов в ущерб выборным... Работа часто заформализована, на обсуждение выносятся второстепенные или заранее предрешенные вопро­сы... Отсутствует должный контроль за деятельностью исполни­тельных органов и их руководящих кадров».