Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ 3-4 часть.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
738.82 Кб
Скачать

Цели и сроки проведения коллективизации.

В ноябре 1929 г. наряду с форсированной индустриализацией был взят курс на форсированную коллективизацию, что озна­чало отказ от выдвинутого в 1927 г. плана кооперирования сель­ского хозяйства на основе нэпа и переход к коллективизации путем административных методов.

Форсированная коллективизация должна была:

  • обеспечить заготовки сырья и продовольствия (особенно зерна);

  • распространить плановые методы ведения хозяйства на весь аграрный сектор;

  • создать крупные хозяйства (государственные и коллектив­ные), способные снабжать страну сырьем и продовольствием;

  • обеспечить крупные хозяйства новой техникой и техноло­гией;

  • получить дополнительные средства от сельского хозяйства на нужды индустриализации;

  • изъять излишки рабочей силы из села и перераспределить их административными методами;

  • ликвидировать товарное хозяйство в аграрном секторе;

  • уничтожить условия, способствующие появлению частно­го предпринимательства на селе.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. были утвер­ждены сроки проведения коллективизации. Территория страны в отношении темпов коллективизации была разделена на три группы районов. В соответствии с графиком коллективизация должна быть закончена к весне 1931 г. на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье; к осени 1931 г. - весне 1932 г. во второй группе районов - на Украине, в Центральной Чернозем­ной области, на Урале, в Сибири, Казахстане; к концу 1933 г. - в остальных районах.

Однако и эти сверхкороткие сроки повсеместно перевыпол­нялись. Задания по коллективизации, определенные на вес 1931 г., были выполнены уже к июню 1931 г.

Ликвидация кулачества. Трудности и проблемы в колхозном движении.

Важным этапом форсированной коллективизации была лик­видация кулачества, начавшаяся в 1929 г. Официальные доку­менты, регламентирующие порядок и способы раскулачивания, появились позднее — в январе-феврале 1930 г., когда оно шло уже полным ходом. Эта политика предварялась в 1927-1929 гг. усилением ограничения кулачества и применением чрезвычай­ных мер: с 1926 г. кулакам перестали продавать сложную сельхоз­технику (тракторы и т.д.), в 1928—1929 гг. сельхозтехника стала , изыматься у кулаков путем принудительного выкупа, в 1928 г. было резко увеличено налогообложение кулацких хозяйств: они должны были выплачивать до 45% всей суммы сельхозналога, собираемой в стране.

В результате ужесточения политики ограничения и вытесне­ния кулака общее количество кулацких хозяйств резко сократи­лось: по СССР в целом - с 4% в 1927 г. до 2% в 1929 г., а на Украи­не — с 4 до 1,4% (данные официальной статистики). Несмотря на то что к 1929 г. в стране осталось 2-3% кулаков, постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. требовало раскула­чить 3—5% крестьянских хозяйств. Фактически же было раскула­чено 4-5%, в отдельных районах - до 15%; избирательных прав были лишены до 20% «кулаков». Хозяйства, подлежащие раску­лачиванию, лишались средств, производства, скота, хозяйствен­ных и жилых построек, предприятий по переработке продукции и запасов семян и делились на три категории: раскулачиваемые по первой категории подлежали аресту, а их семьи — выселению, по второй категории — высылке в отдаленные районы, по тре­тьей категории — расселению в пределах районов проживания.

С 1930 по 1936 г. было раскулачено 1,2 млн. хозяйств (4—5% от всего количества крестьянских хозяйств, в которых насчиты­валось около 6 млн. человек). В исторической литературе при­водятся и другие цифры, указывающие на количество раскулаченных, — в 2—3 и даже в 4 раза превышающие приведенные здесь данные.

Раскулачивание использовалось властями как средство под­талкивания крестьян к вступлению в коллективные хозяйства, обеспечения колхозов неделимыми фондами и централизован­ного обеспечения промышленности рабочей силой.

Лишение мелкого производителя собственности, нажитой не­сколькими поколениями, принудительное обобществление иму­щества, «раскулачивание» середняка и т.д. вызвали массовые про­тесты в стране.

Анализ сложившегося положения заставил руководство стра­ны принять срочные меры: 2 марта 1930 г. в «Правде» была на­печатана статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов», а 14 марта 1930 г. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», в которых ужесточение политики партии признавалось виной местных партийных, советских и кооперативных кадров.

2 апреля 1930 г. ЦК ВКП(б) в закрытом письме «О задачах колхозного движения в связи с борьбой с искривлениями партий­ной линии» расценил создавшуюся ситуацию как «угрожающую», так как возникала опасность «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений», при которых «добрая половина... «низовых» работников была бы перебита крестьянами, был бы сорван сев, было бы сорвано строительство и было бы постав­лено под угрозу наше внутреннее положение».

Крестьяне восприняли опубликованные документы как сиг­нал того, что насилие будет прекращено. Начался массовый вы­ход крестьян из колхозов. Процент охваченных коллективиза­цией, составлявший в начале 1930 г. более 50%, резко упал до 21 % в августе 1930 г. Но, предоставив народу возможность «вы­пустить пар», с осени 1930г. руководство страны в закрытых ди­рективах потребовало возобновить массовую коллективизацию. К июню 1931 г. в целом по стране было коллективизировано более 50% крестьянских хозяйств, а в основных зерновых районах — свыше 80%. К сентябрю 1931 г. в колхозах числилось около 60% хозяйств, на которые приходилось 75% посевных площадей. Это свидетельствовало о завершении в основном сплошной коллек­тивизации в важнейших сельскохозяйственных районах.