Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ 3-4 часть.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
738.82 Кб
Скачать

Итоги экономического развития ссср к середине 80-х гг.

Итоги развития страны были неутешительными. Экономика продолжала развиваться по экстенсивному пути, для которого не было достаточных финансовых средств, материальных и тру­довых ресурсов. Еще более острой, чем прежде, стала проблема диспропорций: был непомерно раздут ВПК, на него работало до 80% машиностроительных заводов, в то время как отрасли легкой промышленности переживали застой.

Отставание СССР от Запада в развитии научно-техническо­го прогресса становилось все более ощутимым. Попытки вне­дрить наукоемкие производства не приносили ожидаемого ре­зультата. Выявилась неэффективность жестко централизованного управления экономикой, при котором предприятия не имели не­обходимой самостоятельности. Изживала себя система плани­рования народного хозяйства по пятилеткам, которые ежегодно корректировались.

Сельское хозяйство зашло в тупик; колхозы и совхозы оказа­лись не в состоянии обеспечить страну продовольствием. Неза­интересованность работников сельского хозяйства в результа­тах труда не стимулировала роста производительности. Напри­мер, с 1970 по 1985 г. урожайность в СССР выросла с 13,6 ц всего до 14,9 ц с гектара (в США за тот же период — с 31 до 47, в ФРГ - с 33 до 53 ц).

В промышленности, строительстве, на транспорте уравниловка в зарплате, отсутствие материальной заинтересованности также не стимулировали роста производительности труда. За­стой в легкой промышленности создавал постоянный дефицит товаров народного потребления. Возрастал разрыв между коли­чеством денег у населения и наличием товаров в магазинах; росли вклады населения в сберкассы. Частично дефицит товаров по­крывался за счет импорта. Хроническим стал дефицит бюджета, который власти скрывали от общественности. Структура всего народного хозяйства приобретала все более нерациональный характер. Советская экономика имела минимальные возможно­сти удовлетворить потребности населения.

Противоречия в общественно-политической жизни.

Нарастание застойных явлений в экономике и политике СССР.

Курс на стабильность требовал укрепления «властных струк­тур». В стране сохранялась монополия одной партии (коммуни­стической) на власть. В то же время начался возврат к более жесткому курсу руководства. В 70-е гг. партийное руководство сформулировало новые выводы о «возрастании руководящей роли КПСС в строительстве коммунизма», о «построении в СССР развитого социалистического общества». Эти выводы были да­леки от реальности. Советы всех уровней оставались бессильны­ми и безгласными, а Верховный Совет СССР всегда единодуш­но одобрял подготовленные партийным аппаратом решения.

КПСС оставалась стержнем советской политической систе­мы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных инстанциях. Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек. Партийные съезды все больше приобретали парадный характер.

Правящая номенклатура была заинтересована в стабильнос­ти высшего политического руководства, жесткой централизации управления. Кадровые перестановки в высших эшелонах влас­ти были сведены к минимуму. Большинство членов Политбюро

ЦК КПСС состояли в нем более 15 лет, в ЦК КПСС - более 12 лет. К началу 80-х гг. средний возраст членов Политбюро достиг 70 лет.

Бюрократический аппарат непрерывно рос, и к середине 80-х гг. общая численность управленцев составила 18 млн. человек (на 6-7 работающих - один управленец). Число общесоюзных и союзно-республиканских министерств возросло с 29 в 1965 г. до 160 к середине 80-х гг. Содержание многомиллионной армии чи­новников требовало колоссальных средств.

Внешне казалось, что система успешно функционирует: про­ходили выборы органов власти, заседали сессии Советов, созы­вались съезды партии, пленумы ЦК; местные и отраслевые орга­ны управления старались выполнять директивы центра; пышно праздновались юбилейные даты. В 1977 г. Брежнев заменил ста­линскую Конституцию 1936 г. новой, как бы отражавшей реа­лии «развитого социализма». В то же время для усиления своей власти он возглавил и Президиум Верховного Совета СССР.

Таким образом, укрепившая свое положение властная элита продолжала контролировать общество и общественное богатство. Со своей стороны, общество, даже в лице его авангарда - ком­партии, не могло влиять на политическую обстановку в стране, функционирование системы.

Социальные процессы.

С экономическим развитием СССР были тесно связаны со­циальные процессы. С конца 50-х гг. до конца 80-х гг. население страны возросло с 200 млн. до 282 млн. человек. К началу 60-х гг. 50% населения страны проживало в городах. Процесс урбани­зации нарастал, и к концу 80-х гг. уже 75% населения России составляли горожане.

Установление в конце 50-х гг. пенсионного возраста для жен­щин с 55, а для мужчин - с 60 лет сказалось на росте продолжи­тельности жизни людей (с 47 лет в 1939 г. до 67 лет в 1956 г. и 69,7 - в 1986 г.). Число пенсионеров увеличилось с 20 млн. в середине 50-х гг. до 60 млн. в конце 80-х гг. Улучшилось пита­ние: по сравнению с 1956 г. потребление мяса на душу населе­ния к середине 80-х гг. увеличилось на 25 кг; удвоилось потребление сахара, рыбы, яиц; снизилось потребление хлеба и картофеля.

По сравнению с послевоенным временем улучшились жилищные условия: в связи с 50-летием Октябрьской революции было принято решение переселить всех жителей бараков и подвалов в благоустроенные квартиры и дома. Но жилищная проблема все еще оставалась очень острой. Таким образом, в 70-80-е гг. условия жизни населения заметно улучшились. Однако уже в конце 70-х гг. рост уровня жизни стал замедляться.

Социальный состав населения изменялся, и особенно замет­но - в развитых регионах страны, прежде всего в России. Численность занятых в промышленности выросла с 23 млн. в 1960 г. до 38 млн. человек в 1986 г.; в то же время количество занятых в сельском хозяйстве сократилось на 5 млн. человек. Служащих, работников разного рода государственных, общественных, управленческих организаций насчитывалось 43 млн. человек.

Ведущей социальной силой советского общества официально признавался рабочий класс. Заметно выросла доля лиц, имевших высшее и среднеспециальное (профессиональное) образование: 35 млн. в 1987 г. против 9 млн. в 1960 г. Эти люди не могли не видеть несоответствия утверждений официальной пропаганды о социалистическом труде реальному положению дел на производстве. Их, прежде всего не удовлетворяла, неоправданная уравниловка в зарплате квалифицированного инженерно-технического персонала и рабочих; в машиностроении и строительстве зарплата инженера в среднем была даже меньше зарплаты рабочего. Уравниловка, многолетняя жесткая экономия фонда заработной платы на самой инициативной части рабочих и специалистов вела к исчезновению стимула повышения квалификации, нарастанию апатии и равнодушия к производственным делам и общественной жизни. Дефицит рабочей силы в экономике страны самым парадоксальным образом уживался с ее избытком - около 32 млн. человек составили «излишки» рабочем силы.

Хроническое отставание легкой промышленности создавало постоянный дефицит товаров народного потребления. Возрас­тал разрыв между платежеспособным спросом и его товарным покрытием. За 1971-1975 гг. вклады населения в сберкассы воз росли в 2,6, а за 1976-1980 гг. - в 3 раза. Проблему насыщения потребительского рынка правительство пыталось решить за счет импорта товаров народного потребления.

С середины 50-х гг. начался быстрый рост интеллигенции, состоявшей из людей различных социальных категорий, высо­кообразованных - инженеров, ученых, артистов, преподавате­лей, врачей, административно-управленческого персонала. Их волновали проблемы, которые сдерживали развитие обще­ства, явное противоречие между высоким профессионализмом, адекватным потребностям научно-технической революции, и си­стемой устаревших производственных отношений. Особенно болезненно воспринимала техническая интеллигенция нарастав­ший разрыв с мировым уровнем технического прогресса. К се­редине 80-х гг. более 5 млн. студентов обучались в высших учеб­ных заведениях СССР. Многие из них, не находя ответа на зло­бодневные вопросы, все больше теряли контакты с обществен­но-государственной системой и ее ценностями. Постепенно и комсомол утрачивал влияние на молодых людей.

Таким образом, апатия и равнодушие к производственным делам и общественной жизни во всех слоях населения страны, отсутствие эффективных реформ, невозможность для граждан влиять на политические процессы неизбежно приближали ост­рый социальный кризис.