Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК.doc
Скачиваний:
214
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Современные этнические процессы

Этнические судьбы народов Восточной и Центральной Азии складывались в XX в. во многом по-разному. Причиной тому были такие факторы, как численность того или иного народа (китайцы - самая многочисленная на земном шаре этническая общность, насчитывающее более 1 млрд. человек, а проживающих в Тибете лоба - не многим более 2 тыс.), уровень социально-экономического развития, общая политическая ситуация и т.д. После второй мировой войны было нарушено государственное единство Кореи, от Китайской Народной Республики отделился Тайвань. Значительные по своей численности китайские иммигрантские общины существуют в настоящее время во многих странах Юго-Восточной Азии, США, Канаде. Эти обстоятельства объективно способствуют зарождению этноразделительных процессов внутри крупных общностей, достигших к началу XX в. высокого уровня консолидации.

В таких странах, как Китайская Народная Республика и Монголия, за последние десятилетия отчетливо прослеживаются процессы сближения различных этнических общностей, существующих в рамках единых государств. Этому способствует распространение культуры и языка численно преобладающего этноса, объединяющего вокруг себя другие народы страны.

В современную эпоху одной из закономерностей этнических процессов является преобладание в ряде регионов этнообъединительных процессов над этноразделительными. Это характерно и для тех народов Восточней Азии, которые еще сравнительно недавно включали сильно различавшиеся этнографические группы, например, тибето-бирманские по языку ицзу и таеязычные чжуан в Южном Китае. Именно появление единого самосознания и, как следствие этого, общего этнического самоназвания может рассматриваться как свидетельство завершения процесса консолидации народа. В то же время, по-видимому, еще рано говорить об окончательном сложении таких народов Южного Китая, как мяо и яо: отдельные группы внутри этих общностей имеют собственные самоназвания, а этнонимы, под которыми они фигурируют в официальных перечнях народов, представляют не самоназвания, а экзоэтнонимы, т.е. названия, данные со стороны. К этому следует добавить, что, например, яо говорят на сильно различающихся между собой языках, исключающих взаимопонимание.

Вместе с тем в современную эпоху происходит своеобразный процесс возрождения тех небольших по численности этносов, которые еще сравнительно недавно казались уже полностью ассимилированными своими соседями. В Китае это характерно, в частности, для маньчжуров, почти полностью утративших свой язык и традиционную специфику материальной культуры. То же явление наблюдается сейчас в Японии, где потомки древнейшего населения архипелага айны, в культурном отношении фактически растворившиеся в среде японцев, выступают за изучение молодежью айнского языка, восстановление народного ремесла и т.д. Рост этнического самосознания - важная тенденция развития современных народов Восточной и Центральной Азии, прослеживающаяся также и в большинстве других регионов Земли.

Этнолингвистическая классификация

Народы Восточной Азии говорят на языках, степень генетической близости которых является основой для их этнолингвистической классификации. В Восточной Азии представлены пять крупных языковых семей - алтайская, сино-тибетская, австронезийская, кадаи и австроазиатская. Исключение в этом смысле составляют айны, занимающие в этой классификации изолированное положение.

Алтайская семья языков делится на три основные группы. К первой из них - тюркской - принадлежат в Центральной Азии уйгуры, салары, казахи и киргизы (ареал расселения основной массы тюркских народов находится в Синьцзяне - в Западном Китае). В монгольскую группу входят монголы МНР и Внутренней Монголии на территории КНР, а также проживающие в КНР дунсян, ту (монгоры) и др. Тунгусо-маньчжурская группа представлена главным образом на северо-востоке КНР - это прежде всего маньчжуры, а также сунгарийские народы (хэчжэ), эвенки и орочены. В настоящее время к алтайской семье часто относят также корейский и японский языки (что еще требует доказательств).

Сино-тибетская семья представлена в Китае двумя группами языков - китайской и тибето-бирманской. К первой из них относится китайский язык с его многочисленными диалектами, степень расхождения между которыми сопоставима с различиями между отдельными тюркскими, славянскими или романскими языками. В последнее время к китайской группе стали относить и язык бай. В тибето-бирманскую группу входят языки тибетцев, а также ицзу, туцзя, хани, лису, нася (все эти народы населяют юго-западную часть КНР).

Австроазиатские языки распространены в наше время, главным образом, за пределами рассматриваемого региона - в Юго-Восточной Азии. На территорий Китая они представлены группой мон-кхмер (кава, бэнлун, булан). С австро-азиатскими языками нередко сближают и языки семьи мяо-яо (мяо, яо, шэ).

С точки зрения современных этнолингвистических классификаций языки кадаи выделяются теперь в самостоятельную семью. Они объединяются в четыре группы - тайскую (чжуан, буи, дай, населяющие Южный и Юго-Западный Китай), ли, онг-бе (по имени двух этносов на острове Зайнань) и кам-суйскую (или дун-шуй, по названию двух небольших народов Южного Китая). К языкам кадаи сейчас иногда относят и языки гэлао (по другой классификации они причисляются к семье мяо-яо).

Наконец, австронезийская семья, на языках которой говорят преимущественно за пределами Восточной Азии - в Юго-Восточной Азии и Океании, представлена лишь языками коренного населения острова Тайвань (они известны в китайской этнографической литературе под собирательным названием "гаошань").