Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК.doc
Скачиваний:
214
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Народы Микронезии

Микронезия по этническому составу своего населения намного проще не только Папуасии и Меланезии, но и Полинезии: здесь живет лишь полтора десятка народов. Все народы Микронезии говорят на языках австронезийской семьи, причем на западе распространены языки западноавстронезийской ветви этой семьи, на востоке - восточноавстронезийской (океанийской). На западноавстронезийских языках говорят два народа Микронезии - чаморро (включая гуамцев – около 100 тыс. человек) и белау, или палау (около 20 тыс.). Среди остальных народов, относимых по языку к океанийской ветви, наиболее многочисленны кирибати, или гилбертцы (75 тыс.), чуук, или трук (около 40 тыс.), маршалльцы (50 тыс.), похнпеи, или понапе (более 20 тыс. человек).

Жители Западной и Восточной Микронезии существенно отличаются друг от друга не только в языковом, но и в культурном отношении. Различаются они и по своему расовому облику. Если на архипелагах Восточной Микронезии можно наблюдать в разных сочетаниях смешение полинезийского и меланезийского расовых типов, то в Западной Микронезии явственно прослеживается южноазиатский расовый элемент (в южной части Западной Микронезии, на островах Палаум чувствуется примесь меланезийского типа). Впрочем, исконный антропологический тип западномикронезийских народов установить трудно, так как они сейчас в сильной степени метисированы. Современные чаморро представляют собой потомков от смешанных браков между женщинами древних чаморро и испанскими солдатами, в числе которых было немало филиппинцев и уроженцев Новой Испании (современной Мексики).

Ко времени первых контактов с европейцами население Микронезии занималось земледелием и рыболовством. Земледелие получило наибольшее развитие в Западной Микронезии. Чаморро - единственный народ Океании, возделывавший зерновую культуру - рис; белау же было известно искусственное орошение. В Западной Микронезии выращивались также ямс, таро, бананы, кокосовая пальма, хлебное дерево, сахарный тростник. Земля обрабатывалась палкой с заостренным концом или каменной мотыгой.

В Восточной Микронезии земледелие явно уступало рыболовству. Из сельскохозяйственных культур особенно широкое распространение получили плодовые деревья (кокосовая пальма, хлебное дерево, панданус, бананы), меньшее значение имело возделывание клубнеплодов (таро, ямса, батата). Рыболовство достигло высокой степени совершенства. Сети достигали 30-40 м в длину и снабжались поплавками из колен бамбука.

Охота в Микронезии не получила значительного развития. Ее объектами были птицы, летучие мыши, черепахи.

Из домашних животных были известны лишь куры и собаки.

Западная и Восточная Микронезия существенно различались по характеру ремесленного производства. На Западе было известно гончарство, отсутствовавшее на Востоке. Зато в Восточной Микронезии (на Каролинских островах) знали горизонтальный ткацкий станок.

Дома на Марианских островах, островах Палау и Яп возводились на каменных столбах и сваях. Крыши и стены делались из пальмовых листьев. Жилище на Каролинских, Маршалловых и Гилберта островах представляло собой четырехугольное строение с двускатной крышей и без стен. Иногда дома знати сооружались на каменном фундаменте.

В качестве средства передвижения использовались лодки (обычно двойные или с балансиром), на которых ставился парус.

Одежда повсюду была минимальной. Мужчины носили набедренные повязки, женщины - юбочки из травы или разрезанных листьев. На некоторых островах замужние женщины обертывали бедра кусками лыка. Кое-где одежда полностью отсутствовала.

В пищу шли рыба, плоды выращиваемых растений, реже - куры и собаки, а также добытые на охоте летучие мыши, птицы.

Для общественного строя Микронезии была характерна значительная социальная стратификация. Население делилось на сословия, между которыми стояли непреодолимые социальные барьеры.

На некоторых островных группах неравны были по своему социальному положению также различные деревни и округа. Население же ряда атоллов, расположенных к востоку от островов Яп, находилось от последних в даннической зависимости (такое положение, кстати, сохраняется в пережиточной форме до сих пор).

На большей части архипелагов был распространен материнский род. На островах Палау и Яп существовали мужские и женские союзы. Брачные узы были непрочными, женщина занимала в семье и в обществе в большинстве случаев высокое положение.

Основной хозяйственной ячейкой была семья, а самой крупной социальной единицей - род. Лишь на островах Яп и Маршалловых возникли более крупные объединения.

Между отдельными островами наблюдался оживленный обмен, что привело к появлению своеобразных денег: раковин, бус и т.п. Особенно широкую известность получили огромные каменные диски с просверленными отверстиями, считавшиеся на островах Яп всеобщим эквивалентом при обмене.

Традиционная религия населения Микронезии плохо изучена. Здесь были отмечены культ предков и культ мертвых, вера в душу и духов, некоторые элементы шаманизма.

Микронезийский фольклор по уровню своего развития занимал промежуточное положение между полинезийским и меланезийским. Широкое распространение получили сказания о мифических героях, сказки о злых духах и глупых великанах-людоедах, анекдоты о "глупых" родах и т.п.

Население островов Палау создало своеобразную пиктографическую письменность.

В настоящее время от прежней культуры в Западной Микронезии, и особенно на Марианских островах, почти ничего не осталось. На Марианах сейчас господствует так называемая испанская колониальная культура, распространенная также в большинстве стран Латинской Америки. На нее оказала некоторое влияние культура более поздних хозяев этого архипелага (Германии, Японии, США).

Земледелие до сих пор носит подсечно-огневой характер, однако поля обрабатываются с помощью старинного плуга, в который впрягаются некогда интродуцированные волы или буйволы ("карабао"). Современные чаморро выращивают на своих полях в качестве основной культуры кукурузу. Появились и другие новые культуры: маниок, бобовые, различные овощи и т.д. Земля находится в частной собственности отдельных семей.

Из домашних животных разводят крупный рогатый скот (в том числе буйволов), свиней, кур (помесь местной породы с европейскими породами).

Одежда современных чаморро - европейского типа, мало сохранились традиционные элементы и в пище, утвари, жилище. Дома стали сооружаться из оцинкованного железа, хотя, как и прежде, ставятся на столбах высотой 0,5—1 м. Каждый дом имеет небольшую веранду. В доме - мебель европейского образца.

Ушли в прошлое старинные обычаи и традиции. По религии подавляющее большинство чаморро в настоящее время - католики. Самыми знаменательными событиями в жизни коренных жителей Марианских островов стали фиесты - праздники в честь святых покровителей деревень, а также свадебные торжества, представляющие очень пышные, порой разорительные для семьи пиршества.

В то же время язык древних чаморро, обогащенный заимствованиями из испанского, продолжает господствовать в быту островитян.

Особенно большой культурной трансформации подвергся самый крупный из Марианских островов - Гуам, ставший в конце XIX в. владением США, а позже превращенный в американскую военно-морскую базу. Земледелие на этом острове приходит в упадок, так как все большее число местных жителей трудоспособного возраста привлекаются к строительству военных объектов и другим не связанным с сельскохозяйственным производством занятиям. Очень широкое распространение на Гуаме получил английский язык, который сейчас знает большинство местного населения острова. Сильно изменился и этнический состав населения Гуама. Наряду с чаморро здесь в настоящее время проживает около 20 тыс. американцев, а также около 30 тыс. филиппинцев.

Сильно изменился и культурный облик островов Палау. Тем не менее традиционные элементы на этом архипелаге все же выражены значительно сильнее, чем на Марианах. Главной земледельческой культурой на Палау продолжает оставаться таро. На землю все еще сохраняется родовая собственность, однако она постепенно вытесняется собственностью частной. Многие дома островитян сооружены из оцинкованного железа. Одежда и утварь — европейского типа.

Традиционный общественный строй на Палау в отличие от Марианских островов хорошо сохранился. В частности, осталась в силе власть вождей. По-прежнему центром жизни деревни служит мужской дом. Несмотря на то что население островов Палау было обращено в христианство (католицизм и лютеранство), старая вера в духов сосуществует здесь с новой религией.

В противоположность Западной Микронезии культура Восточной Микронезии осталась в своей основе традиционной. Это касается и материальной культуры (особенно таких ее элементов, как жилище и пища), и общественного быта, и духовной культуры (фольклора, песен, танцев, в меньшей степени - религии).

Совершенно особое положение занимают в настоящее время в Микронезии остров Науру и острова Яп. На Науру, где основой хозяйства стала организованная на базе современной технологии добыча фосфоритов, от местной культуры почти ничего не осталось, и быт аборигенов полностью европеизирован.

На островах Яп, наоборот, традиция держится чрезвычайно стойко. Земледелие и рыболовство сохраняют свой прежний характер. Правда, появились новые культуры (маниок, какао-бобы и др.), и при обработке земли наряду с сажальным колом сейчас используются также железные орудия. Большинство домов здесь, как и раньше, сооружается на каменном фундаменте, а стены и крыша делаются обычно из пальмовых листьев. Дома нового типа встречаются редко. Мужчины, как и в старину, носят набедренные повязки, женщины - юбочки из травы и разрезанных листьев. В качестве украшения продолжает применяться татуировка.

Сохранился и старый общественный строй. Население по-прежнему делится на различные сословия. Вожди, как и раньше, пользуются очень большой властью. На островах в ходу старинные деньги, о которых говорилось выше.

На островах Яп прочно держатся местные верования, хотя большая часть населения сейчас формально обращена в христианство (католицизм).

Наиболее образованные, передовые микронезийцы, бережно относясь к культурному наследию своих предков, в то же время прекрасно понимают необходимость и полезность определенных социальных и экономических перемен.