Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭТНОЛОГИЯ-Марков_Пименов_УЧЕБНИК.doc
Скачиваний:
214
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
2.88 Mб
Скачать

Материальная культура

Материальная культура народов, населяющих степи, оазисы и горы, в большей мере отражала хозяйственные занятия и региональные особенности, нежели этническую специфику. Это хорошо видно на примере поселений и жилища. Поселения разделились на городские и сельские уже в конце эпохи бронзы, и наиболее ранние городские цивилизации возникли в подгорной полосе Копетдага. В других частях региона городские цивилизации известны несколько позднее. Многие существующие ныне города имеют возраст более двух тысячелетий (Самарканд, Ходжент, Ош и др.). Города были политическими, торговыми и ремесленными центрами. В отличие от Европы, где ремесленное производство преимущественно было занятием горожан, в Средней Азии большая доля всего объема ремесленной продукции приходилась на крупные сельские поселения, расположенные в равнинных оазисах и в широких горных долинах. Такие селения насчитывали многие сотни домов. Одновременно, несмотря на то, что город давно выделился в самостоятельную поселенческую категорию, горожане не порывали целиком с сельским хозяйством. Так, в упомянутых древнейших городах Бухаре и Ходженте на территории города, огороженной крепостными стенами, располагались поля, огороды и сады. Об этом свидетельствуют документы ХVIII в.

Количественно у оседлых земледельцев преобладали средние и мелкие населенные пункты, число хозяйств и жителей в которых определялись размерами пригодных для орошения земельных участков. Существовал и хуторской тип расселения, наиболее ярко представленный в Хорезме, где отдельные усадьбы (хавли - хозяйства) располагались вдоль водоводов на значительном расстоянии друг от друга. К XIX в. в оазисах сложился специфический "предгородской" тип крупных поселений, где наряду с развитым и специализированным ремесленным производством часть жителей сохранила и занятия сельским хозяйством. Городские и сельские поселения делились на кварталы - махалля. В городе в каждом махалля жили, как правило, ремесленники одной профессии. Большинство соседских семей было связано между собой родственными узами.

В сельской местности махалля заселялись родственниками, которые вели свое происхождение от одного предка. В горных селениях еще в XIX в. сохранялись прототипы современных махалля - хавли, огороженные участки земли с жилыми и хозяйственными постройками, принадлежавшими большой семейной общине - авлоду (тадж.). Такие коллективы состояли из 3-4 поколений и насчитывали по нескольку десятков человек. По существу, в сельской местности махалля часто представляли собой земельно-водные общины, особенно в крупных селениях. Аналогичные функции махалля выполняли и в городе.

В оседлоземледельческих оазисах жилище представляло собой прямоугольный дом с плоской крышей, огороженный со всех сторон глинобитной стеной. Региональные различия заключались во внутренней планировке, в приемах сооружения стен и в интерьере. Много архаических черт сохранило жилище в горных районах, где дома не имели даже окон. Их заменяли отверстия для выхода дыма, оставленные над дверью или в потолке.

Поселения кочевников-скотоводов не имели четкой структуры. Как правило, около водных источников - колодцев или ручьев - располагались без видимого порядка жилища родственников, составляющих кочевую общину (оба - туркм.). У скотоводческих групп, например у туркменов подгорной полосы Копетдага, в целях безопасности в военное время строились крепости - участки земли, огороженные глинобитными стенами. В таких крепостях скотоводы укрывались от неприятеля вместе со скотом. Основным жилищем у кочевников была войлочная юрта. Остов юрты состоял из деревянных решеток и жердей, которые покрывались войлоком. Выделяются два типа юрты - монгольский и тюркский. Разница между ними заключается лишь в форме крыши. Первый имеет конусообразную крышу, второй — куполообразную. Исследователями высказывается мнение, что своим прототипом юрта имеет переносное жилище древних ираноязычных кочевников евразийских степей. Региональные различия в кочевом жилище выражались в незначительных конструктивных особенностях и в убранстве юрты. Как и в земледельческих оазисах, в кочевой степи резко различались жилища богатеев и бедняков.

Еще меньше различий было в покрое традиционной одежды народов Средней Азии. Основные элементы как мужского, так и женского костюма в большинстве случаев были одинаковы. Основу мужского костюма составляла рубашка туникообразного покроя и штаны с широким шагом. Верхней одеждой повсеместно был распашной халат с длинными рукавами. Покрой и цвет халатов больше различались по областям, нежели по национальной принадлежности. В земледельческих районах преобладали ватные стеганые халаты, а у скотоводческого населения - халаты из шерстяных тканей. Традиционная женская одежда к XIX в. сохраняла больше архаических черт.

В одежде городского населения, жившего в "русских владениях", в конце XIX - начале XX в. произошли большие изменения. Мужчины в повседневном общественном быту стали носить элементы европейского костюма - пиджаки, жилетки, фабричную обувь. Очень сильно изменились покрой женского платья и набор обязательных элементов костюма. В сельской местности эти изменения стали заметными значительно позднее, а в горных районах - в середине XX в. Наиболее стойкими оказались половозрастные и событийные комплексы одежды - свадебные, траурные и т.п.

По существу отсутствовала национальная специфика в изделиях ремесленников. Например, керамической и металлической посудой, сделанной хорезмскими ремесленниками, с одинаковым успехом пользовались как оседлоземледельчесхие, так и кочевые скотоводческие группы узбеков, туркменов, каракалпаков и казахов. Одежду из тканей, выработанных в Самарканде, носили таджики, кочевые и оседлые узбеки. Аналогичная ситуация была и в других областях. Больше национальной специфики прослеживается в изделиях домашних промыслов, но и здесь преобладают областные или племенные традиции, что хорошо видно на примере орнаментального искусства.