Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_ET_2009_3.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
2.94 Mб
Скачать

3. Первые теоретические системы.

Меркантилизм

Термин "меркантилизм" (от итальянского mercante - торговец, купец) ввёл в оборот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозначать систему экономических взглядов, которая, по-видимому, была достаточно широко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели завершённые очертания. Проживая в разных странах и порой не подозревая о существовании друг друга, эти авторы высказывали удивительно сходные взгляды, что позволяет трактовать меркантилизм не только как теорию, но и как часть определённой культурно-политической традиции. Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм возник до эпохи Великих географических открытий, и его центральной идеей была идея "денежного баланса". В этот период шёл процесс создания централизованных государств, ликвидации феодальной раздробленности в Европе. Частые войны требовали создания регулярных армий и вели к необходимости постоянного пополнения государственной казны. Поэтому экономическая политика правительства в этот период носила ярко выраженный фискальный характер. Успешный сбор налогов мог быть обеспечен лишь за счёт создания такой системы, при которой частным лицам было запрещено вывозить драгоценные металлы за пределы государства. Иностранные купцы обязаны были всю полученную от реализации своих товаров выручку истратить на приобретение местных товаров, эмиссия денег была объявлена государственной монополией. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительства прибегали к "порче" монет путём уменьшения их веса или снижения пробы при сохранении номинала, что вело к обесценению денег. Считалось, что в результате обесценения иностранцы смогут приобрести больше местных товаров на свои деньги и поэтому будут заинтересованы в перечеканке своих денег в обесценившиеся деньги другой страны.

В результате Великих географических открытий в Европу, прежде всего через Испанию, хлынуло дешёвое серебро и золото. Казалось бы, достигнут экономический идеал. Но чем больше денежного металла поступало на европейские рынки, тем быстрее шёл процесс их обесценения. Начался постоянный рост цен на товары, который постепенно усиливал экономические позиции производительных слоёв общества (ремесленников, крестьян) и ослаблял позиции дворянского, военного сословия, получавшего жалованье в виде обесценивающихся денег.

Поздний меркантилизм во главу угла ставит идею торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезённых товаров. Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым покупать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках этого подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачивались экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяющих производств.

В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьёзной конфронтации между конкурирующими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в торговле. Другим недостатком политики в духе меркантилизма было постепенное замедление, а затем и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки. Так, последовательная меркантилистская политика во Франции в период Ришелье и Кольбера вела к ухудшению положения в области сельского хозяйства и ремесла, ориентированного на местные нужды, порождала постоянный рост налогового давления на большую часть французского общества. Для обеспечения всё возрастающих государственных расходов рано или поздно правительство было вынуждено переходить к использованию бумажно-денежного обращения, что на данном этапе приводило к быстрому обесценению бумажных денег и расстройству хозяйственной системы. Таким образом, уже в XVIII веке логически завершённый меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе. В то же время необходимо отметить, что многие понятия и принципы меркантилистской доктрины успешно пережили своё время и широко применяются в современной теории и практике.

Физиократы

Физиократы представители одного из направлений классической буржуазной политической экономии, возникшего во Франции в середине 18 в. и явившегося реакцией на меркантилизм. Основатель направления – Физиократы Кенэ, видные представители – А.Р. Тюрго, В. Мирабо, Г. Летрон, П. Мерсье де ла Ривьер, П. Дюпон де Немур Теории Физиократы разрабатывались также в Италии, Великобритании, Германии, Швеции и других странах. Направление Физиократы сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка предреволюционной Франции. Подвергнув критике меркантилизм, Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чём, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократы перенесли исследование о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу производства и этим заложили основу для анализа капиталистического производства. Однако они ограничивали производство сферой земледелия. Физиократы подобно У. Петти придерживались в политической экономии метода естественных наук. Признавая объективную реальность внешнего мира, Физиократы представляли общество как естественное «физическое» явление, развитие которого происходит в соответствии с законами «естественного порядка». Физиократы не поднялись до материализма и атеизма своих современников – французских просветителей 18 в. Законы «естественного порядка», установленные, по их мнению, богом, проявляются через «положительные законы», создаваемые верховной государственной властью.

Признавая объективность экономических категорий, физиократы неисторически подходили к капиталистическому строю, считали его естественным и вечным. Полагая, что прибавочная стоимость создаётся только в земледелии, единственной её формой признавали земельную ренту. Излишек произведённых потребительных стоимостей над использованными в процессе производства потребительными стоимостями Физиократы называли «чистым продуктом» (доходом). Исходя из ошибочной натуралистической трактовки «чистого продукта», представлявшего собой по существу прибавочную стоимость, Физиократы допускали двойственность в его анализе, то трактуя «чистый продукт» в феодальном духе – выводя его из природы и отношения к земле, то толковали его как действительно экономическую категорию, высвобожденную из феодальной оболочки. Этим были обусловлены противоречия в системе Физиократы: феодальный облик системы сочетался с её буржуазной сущностью.

Основываясь на правильном положении, что производителен только труд, создающий прибавочную стоимость, однако, считали единственно производительным земледельческий труд. Современное им общество они делили на три класса: производительный класс, представители которого создают «чистый продукт» (включает только работников земледелия); класс собственников – получателей земельной ренты (включает землевладельцев, государя и получателей десятины); «бесплодный» класс, в который входят граждане, занятые др. услугами и видами труда, кроме земледелия. Теория классов Физиократы игнорирует пролетариат как самостоятельный действительно производительный класс.

Существенной заслугой физиократов было то, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивавшиеся сразу на много лет вперёд. Такое деление капитала, правильно обусловленное способами, какими «авансы» входили в стоимость годового продукта, соответствует делению на основной и оборотный капитал, хотя обобщающие понятия последних отсутствуют у Физиократов. Деление на авансы Физиократы допускали только для производительного капитала, которым считали лишь капитал, вложенный в земледелие. Капитал, вложенный в промышленность, Физиократы ошибочно считали «бесплодным», не создающим «чистый продукт». Деньги Физиократы не причисляли ни к одному из видов авансов. Для них не существовало понятие денежного капитала. Физиократы утверждали, что деньги сами по себе «бесплодны», и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров. Главная заслуга Физиократы, в частности Кенэ, заключается в том, что они впервые предприняли попытку провести анализ общественного воспроизводства (см. подробнее в ст. «Экономическая таблица» Кенэ). Несмотря на классовую и историческую ограниченность своих взглядов, Физиократы сделали важные выводы об особенностях капиталистического способа производства. Критикой современных им порядков Физиократы доказывали экономическую несостоятельность изжившей себя феодальной системы хозяйства и тем самым объективно участвовали вместе с передовыми мыслителями той эпохи в идеологической подготовке буржуазной революции во Франции, осуществившей большую часть их программы.

Классическая и политическая экономия

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил своё доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют, прежде всего, за научный характер многих её теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.

В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство». Последнее, по словам П. Самуэльсона, привело «к условиям полного laissez faire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства».

В действительности принцип «полного laissez faire» стал главным девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а её представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время.

Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из её завершителей К.Маркс для того, чтобы показать её специфическое место в «буржуазной политической экономии». И состоит специфика, по Марксу, в том, что от У. Петти до Д. Рикардо в Англии и от П. Буагильбера до С. Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества».

В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в системе экономического образования большинства стран мира выделение «классической школы» в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется, прежде всего, с точки зрения присущих трудам её авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия — последователей знаменитого А.Смита.

Например, один из ведущих экономистов современности профессор Гарвардского университета Дж.К. Гэлбрейт в своей книге «Экономические теории и цели общества» считает, что «идеи А.Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы». В широко распространенном во многих странах учебнике «Экономикс» американского ученого, одного из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсона также утверждается, что Д. Рикардо и Дж.С. Милль, являясь «главными представителями классической школы... развили и усовершенствовали идеи Смита».

Марксизм

К. Маркс (1818-1883) - основоположник международного коммунизма, создатель системы, охватившей все общественные науки - экономику, социологию, философию, патологию и историю. Основной труд Маркса - четырёхтомный "Капитал", хотя все основные идеи изложены в первом томе.

 Прежде всего, нужно обратить внимание на методологию марксизма, получившую название диалектического материализма. Диалектика Гегеля была применена Марксом к истории общества для обоснования развития человечества через конфликты и революции - "локомотивы истории". При этом, считает Маркс, "Насилие - повивальная бабка истории". Историческая концепция Маркса базируется на понятии "общественно-экономическая формация". Акцент делается на роли материального фактора ("способы производства") и на противоборстве классов. Маркс выработал фундаментальную идею о том, что капитализм - развивающаяся система, вышедшая из конкретного прошлого и двигающаяся к новой, неясно различимой форме общества (коммунизму).

 Теория эксплуатации. Сердцевину экономического учения Маркса составляет теория эксплуатации рабочих владельцами средств производства (капиталистами). Для обоснования её Маркс привлекает трудовую теорию ценности (стоимости) Рикардо, усиливая её абстрактность. Именно затраты общественного труда определяют стоимость товара, а степень удовлетворения потребности человека (полезность) не воздействует на стоимость. Продукт оценивается трудом, хотя в реальной действительности труд оценивается по произведенному продукту. Теория стоимости Маркса отрывается от человека, стоимость объективизируется. Теория ценности Рикардо не могла объяснить, почему в отношениях между трудом и капиталом нарушается основной принцип этой теории: по закону ценности (трудовых затрат) рабочий должен получить весь продукт своего труда, а получает он только часть его, другую часть присваивает капиталист в виде прибыли. Маркс попытался решить этот вопрос, т.е. объяснить, как осуществляется эксплуатация труда капиталом. Его ответ - рабочий продает капиталисту не труд свой, а свою рабочую силу, стоимость которой меньше стоимости созданного им продукта. При таком повороте, по Марксу, сохраняется принцип трудовой ценности, однако решение проблемы мнимое.

 Следует более глубоко разобраться с понятием "купля-продажа рабочей силы". Способность к труду нельзя купить отдельно от человека, как думал Маркс. На практике рабочая сила трудящегося не покупается и не продаётся, а сдаётся в наём на время. Покупается и продается использование рабочей силы, т.е. трудовая услуга, сам труд. Стоимость товара ->> стоимость рабочей силы ->> прибавочная стоимость ->> капитал: таков логический путь Маркса в теории эксплуатации. Прибавочная стоимость - это форма присвоения прибавочного труда рабочего без оплаты. Предпосылкой для её образования служит капитал, который определяется Марксом как отношение между рабочими и капиталистами, т.е. отношение эксплуатации, поскольку капиталист является собственником средств производства, а рабочий вынужден наниматься на условиях передачи собственнику прибавочной стоимости.

Чтобы доказать наличие эксплуатации, Маркс вводит новое деление капитала на части (постоянный и переменный), при котором смешиваются понятия "капитал" и "затраты", т.е. запас и поток. Однако это позволило ему формально - логически определить степень (норму) эксплуатации как отношение прибавочной стоимости и переменного капитала. Эта формула должна доказать, что прибыль (прибавочная стоимость) создаётся только живым трудом, а капитал не порождает ни копейки прибыли.

По мысли Маркса, с развитием капитализма растёт производительность труда, увеличиваются прибавочная стоимость и степень эксплуатации, так как всё более уменьшается необходимое рабочее время (стоимость рабочей силы). Именно в этой части теории Маркса выявилась ошибка в соотношении простого и сложного труда. Маркс игнорирует факт, что капитал обладает собственной производительностью: он превращает простой труд в сложный, т.е. более производительный. Это обстоятельство подрывает всю марксову теорию эксплуатации.

Кризисы Маркс выводит из "основного противоречия капитализма": производство осуществляется ради прибыли, а не ради потребления, накопление капитала обгоняет потребительские возможности населения, и возникает перепроизводство. Общая оценка достижений Маркса.

Вклад Маркса в развитие экономической мысли весьма значителен. Во-первых, благодаря марксизму было усвоено стремление к поиску закономерностей, раскрытию сущности явлений, пристальное внимание к социально-экономическим факторам развития и социальным противоречиям.

Во-вторых, Маркс сделал такой анализ неравномерности, конфликтности рыночного механизма, который сыграл большую роль в последующем прогрессе экономической науки.  В-третьих, революционная непримиримость Маркса по отношению к неравенству и эксплуатации объективно способствовала отказу от голого эгоизма, усилила роль общественных интересов, гуманизма и культуры, способствовала проведению в обществе прогрессивных реформ.

В-четвёртых, Маркс создал целостную логическую систему взглядов на капитализм, стремясь охватить своим анализом все его стороны, вывести законы его развития. Однако он допустил ряд существенных логических ошибок, сделал необоснованные выводы из исторических данных. По мнению М. Блауга, причина этого в том, что Маркс "просто поставил перед собой неразрешимую задачу. Лейтмотив марксистской политической экономии составляет теория прибавочной ценности. Но эта теория несостоятельна. Всё здание, возведённое Марксом, рушится до основания".

И всё-таки ведущие исследователи почитают Маркса как титана экономической мысли, как одного из самых крупных и значительных учёных-обществоведов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]