Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

IIGSO_Chast_1

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
4.29 Mб
Скачать

На рассматриваемом нами постсоветском этапе развития приоритетными направлениями в изучении тайпинского восстания становятся малоизученные ранние вопросы о христианской составляющий учения Хуна Сюцюаня, идеологическом значении восстания тайпинов и влиянии миссионерской деятельности на тайпинское движение. На примере наиболее значимых работ А. Л. Анисимова [1], В. Г. Дацышена [2], А. В. Ломанова [3] мы рассмотрим основные направления изучения тайпинской идеологии в начале XXI века.

Христианское вероучение Хуна Сюцюаня и подробный анализ его программ представлен в произведении А. В. Ломанова. Автор считает религиозное учение тайпинов первым в китайской истории, адоптированным к местным социокультурным потребностям вариантом христианского вероучения. В работе отмечается, что христианские миссионеры чаще негативно оценивали учение, идущее не от Священного Писания, но поклонение Единому Богу делало их терпимее. Автор приводит мысль о том, что тайпинизм – это китайская модель христианства Ветхого Завета» [3, с. 377].

Комплексная работа В. Г. Дацышева «Христианство в Китае» дает нам представление о христианской составляющей идеологии в тесном сплетении с политическими мотивами выгодными для тайпинов. В работе отмечается и полное слияние института церкви с государственным аппаратом, и своеобразное полное равенство всех поданных Тайпин Тяньго. Автор называет это учение – китайским протестантизмом или шаньдиизмом, на деле оказавшимся «казарменным коммунизмом», дискредитировавшем христианскую религию в Китае [2, с. 94].

А. Л. Анисимов в своем исследовании отмечает очень сильное влияние миссионеров на складывание тайпинской идеологии, в частности ее христианской составляющей. В статье дается анализ влиянию и отношению американских миссионеров на политику Тайпин Тяньго. Автор отмечает неоднозначность суждений среди миссионеров о политике тайпинов и их фактическом неучастии в делах тайпинского государства.

Мы полагаем, что вопросы об идеологии тайпинского восстания на современном этапе развития российского китаеведения являются приоритетными и актуальными в изучении одного из самых крупных социальных потрясений в Китае XIX века, так как христианство оказала значительное влияние на тайпинскую идеологию.

21

Список источников и литературы

1. Анисимов А. Л. Крестный отец небесного князя: деятельность американского миссионера И. Робертса в Китае и период тайпинского восстания // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. №5. С. 145–149.

2.Дацышен В. Г. Христианство в Китае: история и современность. – М.: Научно-обра- зовательный форум по международным отношениям, 2007. – 240 с.

3.Ломанов А. В. Христианство и китайская культура. – М.: Восточная литература, 2002. С. 330–376.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. И. Ивонина

УДК 902/904+39

С. В. Столбов

(аспирант, кафедра отечественной и всеобщей истории, Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

АНАЛИЗ ОЧАГОВ ЭПОХИ ПАЛЕОМЕТАЛЛА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ

В работе рассматриваются очаги периода от поздней бронзы до раннего железного века на территории Обь-Иртышского междуречья. На основе анализа особенностей конструкций выявляется их связь.

Ключевые слова: очаги, ирменская и позднеирменская культуры, большереченская культура, кижировская культура, кулайская культура.

Данная тема на сегодняшний день достаточно актуальна. Исследователи изучают очаги в различных функциональных контекстах: как способ отопления жилища и приготовления пищи, неотъемлемая часть древних производств (гончарное, металлургическое), элемент ритуального комплекса.

В отечественной науке долгое время очажные устройства не являлись предметом специального исследования, археологи часто ограничивались перечислени-

22

ем элементов конструкции, характеристикой заполнения и краткой интерпретацией в полевых отчетах и планах. Исследуя поселенческие комплексы, обращали особое внимание на центральные объекты – жилища и хозяйственные постройки.

Автором были отработаны известные варианты типологии очажных конструкций, обобщены данные по периодам, начиная от поздней бронзы и заканчивая ранним железным веком на территории Обь-Иртышского междуречья. Изучен ранее неопубликованный материал по ряду памятников: Ордынское-9, Ивановка-4, Каменный Мыс, Дубровинский Борок-1. Выяснилось, что проблема классификации теплотехнических сооружений связана с вопросами ее универсальности. Все выявленные особенности опирались исключительно на конкретный археологический материал, анализ которого зачастую приводит к неоднозначным выводам.

Следующим шагом было сравнение очагов для выявления закономерностей взаимодействия культурных традиций в зоне контакта, прослежена динамики их развития. Случай с большим скоплением очажных устройств в одном жилище

вирменской культуре, видимо, связано с их разновременной активностью. Вместе с тем, четыре, возможно, одновременно функционирующих очага встречаются

вжилище № 10 на поселении Милованово-3. В результате исследования был сделан вывод о том, что варианты конструкции теплотехнических сооружений в ирменских поселениях различны. Наиболее ранними являются канавообразные, распространение получают очажные устройства с глиняными сводами. В переходное время преобладают простые наземные образцы, присутствуют и обмазанные глиной. На рассмотренных нами поселениях позднеирменской культуры исследованы, в том числе углубленные конструкции, возможно, это связано с преемственностью от ирменской культуры. Широкое распространение получают специализированные помещения для осуществления производственной деятельности, о чем свидетельствуют крупные производственные участки, расположенные в межжилищном пространстве.

По-видимому, в период раннего железного века происходит усложнение очагов на данной территории. Наблюдается одновременное развитие нескольких их типов, что объясняется усложнением задач, которые ставились перед ними. Сравнение устройств большереченской и кижировской культур демонстрирует их сходство, что говорит о тесных контактах между ними. Кулайское заимствование обнаруживается

вустройствах с бортиками. Заполнения очажных устройств позволяют выяснить состав топлива. В простейших, прежде всего, наземных без сложных элементов кон-

23

струкции очагах чаще прослеживается заполнение из сажи, золы, древесного угля. Но встречаются и кострища с примесью дробленых кальцинированных костей животных. Часть исследователей полагает, что кости могли использоваться в качестве дополнительного топлива, для повышения температуры.

Таким образом в период палеометалла на территории Об-Иртышского междуречья прослеживается усложнение конструкций очажных устройств, что, вероятно, связано с увеличением их функций.

Научный руководитель – канд. ист. наук

И. А. Дураков

УДК 94(540)“654”+930.2+94(540)(092)Акбар

Ю. И. Ужакина

(студентка 4 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

МОГОЛЬСКАЯ МИНИАТЮРА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

В данной статье могольская миниатюра XVI–XVIII вв. представлена как исторический источник. Рассматривается несколько сторон материальной и духовной жизни могольцев.

Ключевые слова: могольская миниатюра, Империя Великих Моголов, Акбар, исторический источник.

Абу аль-Фазл, ученый и современник Акбара, писал: «Точность деталей, общая законченность, смелость исполнения и т. д., которые мы наблюдаем в современной живописи, не поддаются никакому сравнению; даже предметы неодушевленные выглядят так, словно имеют душу».

Данное изречение ярко отражает специфику могольской миниатюры, а ее использование как исторического источника, позволяет нам окунуться в реалии XVI XVIII вв. Могольской Империи: от материальной культуры до религиозной составляющей жизни могольцев.

24

По мнению Шептуновой И. И., могольская миниатюра была тесно связана с книжной культурой, ею иллюстрировались главным образом дневники и мемуары правителей.

Впериод правления Акбара миниатюры, изображавшие сцены придворной жизни, встречались довольно редко, наиболее распространенным сюжетом была частная жизнь императора. «Охота на львов», «Сцена борьбы акробатов из «Гулистана» Саади», «Дарбар Джахангира», «Аурангзеб в паланкине прибыл на охоту», «Бабур на пиру в саду «Джехан-ара» в Герате». Данные миниатюры могут дать огромный спектр информации как по истории костюма, так и по проведению придворных ритуалов, досуга правителя и его окружения.

Впериод правления Джахангира усиление европейского влияния еще более способствовало появлению и развитию поясных портретов, изображений в полный рост и в профиль, что было несвойственно для исламской культуры. Портреты подчеркивали индивидуальность изображенного, его эмоции, чувства, деятельность. Рассматривая миниатюры, мы увидим, что каждый изображенный уникален, персонифицирован.

Влияние персидских тенденций проявлялось в обилии пейзажей и растительных мотивов, являвшейся характерной чертой иранской живописи, что дает нам информацию о флоре и фауне. Практически каждая миниатюра, погружает нас в яркую природу Индии, например, миниатюра «Охотничий привал», выполненная сочными красками, являет перед нами большой спектр растительного

мира от цветов на поляне до растений, цветущих на скале.

Используя миниатюру как исторический источник, мы можем видеть религиозную составляющую жизни того времени и изменения в ней. Изображения являют собой некий синтез элементов разных религий (христианства, индуизма и ислама): миниатюры «Акбар со львом и теленком», «Акбар принимает иезуитов Рудольфа Аквавива и Антонио Монсеррате в 1580 году», «Вознесение Христа в образе священника», что подтверждает толерантное и уважительное отношение Акбара ко всем религиям.

В середине XVII века популярными стали новые сюжеты: любовные свидания и изображения женщин. Чаще всего художники создавали абстрактные женские образы, а не портреты реальных принцесс и придворных дам. Но все же встречаются и исключения: на таких миниатюрах как «Женщина, пришедшая в шиваистский храм», «Принцесса Падмавати» мы видим с каким изяществом, непере-

25

даваемой красотой изображаются женщины: не только их стройные красивые фигуры, но роскошь и пестрота одежд, разнообразие украшений, изготовленных из различных драгоценных камней.

Подводя итог, стоит сказать, что мы отметили лишь несколько наиболее ярко представленных аспектов жизни людей в Империи Великих Моголов, при том, что миниатюру как исторический источник можно рассматривать и в более конкретных аспектах, выявляющих как образ жизни представителей различных каст и сословий традиционной Индии, так и особенностей индо-мусульманско-хрис- тианского синтеза в развитии различных жанров индийской культуры.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. И. Ивонина

УДК 821.0:398

Е. С. Швецова

(студентка 5 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История и мировая художественная культура», Институт истории,

гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

АРХЕТИП ВОЛШЕБНОГО КОНЯ В ФОЛЬКЛОРЕ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

Статья посвящена рассмотрению схожих архетипических характеристик образа коня по фольклорным данным.

Ключевые слова: архетип, волшебный конь, фольклор народов Евразии.

С архетипическими первообразами мы встречаемся довольно часто в характеристиках главных героев и в сюжетных линиях повествования. Так, например, есть устойчивый первообраз фольклорного героя, он обязательно сильный, смышленый, умный. Под понятием «литературный архетип», принято считать, универсальный образ или сюжетный элемент.

Как известно, конь издревле считается помощником человека. Свое распространение этот вид животных получил у многих народов мира, этот факт до-

26

вольно ярко отображается в археологических, исторических и фольклорных данных. После анализа сказок, эпоса разных народов: русских, французских, немецких сказок, эстонского, казахского, эстонского, каракалпакского, латышского, туркменского эпоса, мы пришли к выводу, что в фольклоре народов Евразии создался устойчивый образ архетипа волшебной лошади – помощника. Было выявлено, что конь во многих сюжетах обладает волшебным даром говорения, он дает советы хозяину, решает за него трудные задачи, возникающие у них на пути. Объединяет их еще одна характеристика: это чудесные свойства, которые выражаются в способности летать – на этот факт есть прямые указания в тексте на наличие у персонажа крыльев, либо высказывания о том, как конь преодолевает приветствия и перелетая с горы на гору.

Таким образом, мы можем говорить о существовании в фольклоре разных народов Евразии устойчивых архетипических первообраза коня: он помощник, обладающий волшебными свойствами, может говорить и летать.

Научный руководитель – канд. ист. наук, доц.

Т. В. Мжельская

27

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РОССИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

УДК 72.04 (571.16)

Л. Ю. Брякотнина

(10 класс, МАОУ СОШ № 42, г. Томск)

ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ТОМСКА

В работе представлены особенности деревянной архитектуры в Томске, раскрываются основные элементы декора построек конца Х1Х – начала ХХ вв. Поднимается проблемы сохранения деревянного зодчества.

Ключевые слова: деревянная архитектура, резьба, декор, строение, зодчество.

Ни камень, ни металл не напоены такой поэзией и какой-то особой теплотой, которую так щедро излучает дерево – самый живой материал народных умельцев.

Наш город Томск имеет древнюю историю. Он очень интересен как своим происхождением, так и достопримечательностями. Важной составляющей культурного наследия является деревянная архитектура, которая в Томске почти бесследно исчезла, но сохранившиеся объекты все-таки представляют бесспорную архитектурную ценность. Деревянное зодчество на Руси как явление историческое и социальное всегда выступало частью национальной культуры, оно воплотило в себе духовное величие народа и создало архитектурные памятники большой художественной ценности.

Одни из необходимых элементов строения деревянной архитектуры являются охлупень, причелины, наличники: охлупень своей тяжестью прижимал верхние концы досок-тесин на самом верху крыши; причелины прикрывали от влаги наиболее уязвимые части бревен; наличники – закрывали оконные щели от ветров. Можно было сделать их простыми тесинами. А можно было их «изукрасить». Так, например, у охлупня, который делали из толстых стволов ели или лиственницы, вырубленных вместе с корневищем, это корневище приобретало вид «петуха» или

28

«конька». Сейчас этот элемент нигде в Томске не сохранился, как не сохранились и «самцовые» крыши.

Резные причелины мы и теперь наблюдаем в Томске у многих деревянных домов. Они не выполняют «охранную» функцию, т.к. крыши современных домов уже стропильные, и нет необходимости прикрывать концы слег от сырости. Но этот элемент не только сохранился до наших дней, играя теперь эстетическую роль, но и обогатился 3-м элементом – горизонтальной доской, соединившей треугольником концы крыши.

Также присутствует «пропильная» резьба, в России, она повсеместно распространилась во второй половине ХIХ века. Ее удобство заключалось в шаблонности дешевизне, легкости изготовления. Но в то же время она была плоско-гра- фической, в отличие от рельефной.

Оформление оконных проемов очень значимое поле приложения декоративного зодчества. Обрамление окна законченное художественное произведение. Верхнее завершение, низ и боковые наличники представляют одно целое. Существуют многие образцы оформлений проемов, богатые верхние завершения.

Особый интерес представляют сдвоенные окна, характерные для русской народной архитектуры, а также трехчленные с широким средним окном и двумя более узкими по краям. Оформление окна всегда подчинено общему композиционному замыслу.

Часто, деревянные срубы остаются необшитыми. Некоторые дома обшиты досками, эта обшивка создает строгий фон. В некоторых случаях горизонтально обшиваются лишь оконные простенки.

Плоскости фасадов придается контур по краям пилястрами. Мотив декора этих обрамлений, идущих снизу доверху на два этажа, интересен. Они представляют ряд накладных арабесок, виньеток.

Исключительно аккуратно выполнены водосточные трубы домов и интересные решения входных крылец с навесами. Проработанность этих форм является доказательством, что ни одна деталь не ушла из поля зрения мастера.

Эркеры, балконы и лоджии с тонко прорисованными деталями оконных обрамлений, ограждений перил часто завершаются изысканной формы парапетами.

Особенно интересны ворота. Богато орнаментированные устои ворот с накладным горельефом витых пилястр, украшенных капителями, розетками и вставками.

29

Сейчас современный мегаполис развивается в достаточно быстром темпе, но все еще сохраняет архитектурное наследие прошлого. Тем не менее, количество деревянной архитектуры с каждым годом все сокращается, так как дерево материал недолговечный, множество зданий остаются в проблемном состоянии и в аварийном. Томичи и местная власть не остаются равнодушными к этому и всеми возможными способами пытаются сохранить деревянную архитектуру Томска.

Научный руководитель – учитель истории

А. П. Набоков

УДК 326.91:94 (470+571) “20”

В. А. Бурнышева

(10 класс, МАОУ СОШ № 42, г. Томск)

«КРЕПОСТНОЕ ПРАВО» В XXI ВЕКЕ

В работе представлена одна из важнейших проблем современного мира, содержащая влияние общества на выбор профессии, зависимость людей от работодателя.

Ключевые слова: крепостное право, кредит, долг, экономический кризис, займы.

Крепостное право – прошедшая веха в истории нашего государства, однако в XXI веке очень часто происходит зависимость человека от различных институтов, процессов.

Зависимость крестьян от землевладельца в XVII XIX вв. состояла в контроле над личностью крепостного. Феодалы имели полноту власти над крепостными. Могли продать, обменивать, одалживать, контролировать его личные интересы. Крепостное право являлось проблемой для экономического и политического развития. В XIX веке эта проблема была решена. В 1861 г. Александром 2 было отменено крепостное право.

Несмотря на то, что уже прошло более 150 лет после отмены крепостного права, сейчас в нашей современной России можно проследить тенденции схожие с прошлым. В современном мире, мире рыночных отношений большую роль играют кредиты. Люди берут кредиты по самым разным причинам. В большинстве

30

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]