Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

IIGSO_Chast_1

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
4.29 Mб
Скачать

Военный плен в разные времена в разных странах воспринимался поразному: если в одних странах предпочитали смерть, нежели плен, то в других странах на это смотрели снисходительно. В отношении же Российской империи интересно то, как во время войны сами военнослужащие смотрели на плен и на тех, кто попал сюда, и на тех, кто смог выбраться.

Для более детального рассмотрения вопроса необходимо обратить внимание на следующие источники. Во-первых, это материалы воинских соединений. К сожалению, подобный источник далеко не полон, так как многие документы были утрачены либо уничтожены во время и после революционных событий, постигших Россию в 1917 г. В настоящее время лишь немногие материалы доступны для исследователя.

Во-вторых, это публицистическая литература военного времени. В отношении подобной литературы следует понимать, что невоенный плен использовался правительством Российской империи как субъект пропаганды. Это означает, что многие события, связанные с пленом, могут быть искажены в целях идеологии. И в то же время, это необходимо для того, чтобы понять общественное настроение того времени.

И, в-третьих, это мемуары участников Первой Мировой войны, побывавшие в плену. Их труды, несмотря на субъективную точку зрения, способны передать то, каким выглядел плен в их глазах до их пленения, как сформировалось такое представление и т. д.

Изучение подобного вопроса поможет нам понять, как взгляды на одну из сторон Первой Мировой войны влияли в дальнейшем на действия военнослужащих, а также на решения правительства Российской Империи на те или иные вопросы внешней и внутренней политики.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. Н. Катионов

101

УДК 94 (57)

А. А. Лобанова

(аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории, Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ОРГАНИЗАЦИЯ СИБИРСКОГО МЕЖЕВАНИЯ 1838–1871 гг.

В статье представлены некоторые сведения об организации, деятельности и кадрах Сибирского межевания 1838 1871 гг.

Ключевые слова: история Сибири, межевание.

В 1838 г. для проведения межевания сибирских земель с целью отыскания свободных удобных мест для водворения государственных крестьян из малоземельных губерний было учреждено Сибирское межевание. Оно относилось к деятельности Министерства государственных имуществ корпуса гражданских топографов, который в 1847 г. в связи с высочайше утвержденным положением от 11 апреля был преобразован в корпус межевщиков ведомства. Принципиальное значение имели новые основания проведения этого межевания, оно отличалось техническими достоинствами и систематичностью. Работа была поставлена под контроль офицеров генерального штаба, начальники межевания жили на местах производства съемок и сами сверяли планы с натурой.

Состав чинов Сибирского межевания включал из военного ведомства – начальника межевания, назначаемого преимущественно из штаб офицеров Генерального Штаба с 1/4 ротою топографов, из гражданского ведомства – 17 землемеров и 10 чертежников (от Министерства государственных имуществ – 8 запасных землемеров, 4 старших и 4 младших, 2 чертежника и 1 межевой чиновник для заведывания канцелярией межевания, от Министерства юстиции – от местных казенных палат Западной Сибири 8 окружных землемеров и 8 чертежников [ИАОО.

Ф. 3. Оп. 2. Д. 3288. Л. 14].

В своей деятельности начальник был подотчетен Инспектору межевания казенных земель, который осуществлял непосредственное управление казенным межеваниям в Российской империи. Все Сибирское отделение состояло из партий

102

под руководством начальников, заведующих съемочными партиями [РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 72. Л. 2-3].

Состав партий сибирского межевания определялся ежегодным проектом межевых занятий по Западной Сибири и зависел от объемов работ в том или ином округе. В рапорте начальника межевания Сибири инспектору межевания казенных земель от 20 мая 1850 г. №1743 указан следующий состав отделения. Для полевых работ по Тобольской губернии предполагалось 8 партий: одна для выполнения работ по Ялуторовскому округу, две – по Ишимскому округу, три – по Омскому, одна – по Тарскому и еще одна партия для размежевания земель в волостях Тюменского округа. Съемочные работы по наделению и отводу земли государственным крестьянам в Каинском округе Томской губернии были поручены еще одной партии [РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 119. Л. 1-3]. Таким образом, на территории Западной Сибири полевые межевые работы выполнялись девятью партиями. Начальниками партий были назначены старшие и младшие запасные землемеры и исполняющие должность таковых, окружной землемер. В состав партий вошли топографы 2 и 3 классов, военные топографы, младший запасный землемер и чертежники. Всего полевые работы выполняло 27 человек. Для занятия чертежными работами при начальнике съемок в г. Омске было оставлено 6 человек.

По сведениям, указанным начальником съемок в рапорте от 8 декабря 1850 г. №1046, в течение лета чинами Сибирского межевания в Западной Сибири было снято 605028 десятин 1474 квадратных сажен казенных земель, а сверх нормы, определенной Министерством государственных имуществ, было снято на планы местности до 100032 десятин 1775 сажен [РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 119. Л. 176-177].

В своей работе чины Сибирского межевания руководствовались инструкцией 1839 г., 1843 г., выработанной по ходу работ и утвержденной генерал-губерна- тором Западной Сибири, инструкцией 1847 г., по сути лишь дополненной.

В1858 г. была составлена новая инструкция для Сибирского межевания.

В1871 г. Сибирское межевание было упразднено и взамен его при Главном Управлении Западной Сибири было сформировано съемочное отделение.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. Н. Катионов

103

УДК 94 (571) + 623

В. В. Маркс

(студент 2 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ИЛИМСК В ХОРОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГЕ СИБИРИ СЕМЕНА УЛЬЯНОВИЧА РЕМЕЗОВА

ИНА СТРАНИЦАХ СЛУЖЕБНОЙ ЧЕРТЕЖНОЙ КНИГИ

Вработе представлено сравнение чертежа Илимского острога по книгам Семена Ульяновича Ремезова: «Служебной чертежной книге» и «Хорографической книге Сибири».

Ключевые слова: Илимский острог, «Хрографическая книга Сибири», «Служебная чертежная книга» С. У. Ремезов.

Илимский Острог был основан 1630 году на правом берегу реки Илим (приток Ангары). Современная территория Нижнеилимского района Иркутской области. До 1640 года острог являлся зимовьем, а в 1647 году его перенесли на две версты выше по реке Илим. В 1666 году острог сгорел при пожаре и был восстановлен через год.

Вэкономическом плане Илимск развивался как центр пушного промысла, пашенного земледелия, важный транспортный пункт на путях движения людей

игрузов в Восточную Сибирь, Монголию и Китай. Однако с ростом Иркутска

идругих транспортных центров Восточной Сибири с середины 18 в. развитее Илимска начинает замедляться.

В1925 году Илимск преобразован в село. Перед затоплением Усть-Илим- ским водохранилищем, с 1967 по 1975 годы проводились археологические раскопки и его перенос в Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», расположенный в 47 километрах от Иркутска.

Цель данной работы: определить и проанализировать служила ли «Хорографическая книга» как основа чертежа Илимского острога в «Служебной чертежной книге». Задача: проанализировать чертеж Илимского острога в «Хорографической книге» и «Служебной чертежной книге».

104

В«Хрографической книге Сибири» на 144 странице находится чертеж «Града Илимского». Отчетливо видно наличие четырех башен, из которых две проездные. При начертании использовался толстый карандаш, это обуславливает плохую разборчивость букв. Внутренний двор нарисован условно.

Что касается чертежа из «Служебной чертежной книги», то там все выглядит иначе. Первое, что бросается в глаза, это наличие 8 башен, две из которых также проездные. Нужно отметить, что проездные башни не угловые, в отличие от изображения в «Хрографической книге Сибири». Также используется тонкий карандаш, что значительно облегчает чтение. Отчетливо видно наличие стоячей тыновой стены. И, конечно же, большое количество построек за стенами острога.

Вцелом, чертежи в обоих книгах имеют больше различий, чем сходства. Видимо, в данном случае, при работе со «Служебной чертежной книгой» Ремезов не использовал чертеж из «Хрографической книге Сибири».

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. Н. Катионов

УДК 94 (571) + 623

Н. А. Поваров

(студент 2 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

ЕНИСЕЙСКИЙ УЕЗД XVII В.

ВИСТОРИКО-КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Вработе дается характеристика некоторых исторических аспектов (образование уезда, проживающие народы, пути сообщения) по изучению территории Енисейского уезда в историко-картографической литературе.

Ключевые слова: Енисейский уезд, Г. Ф. Миллер, тунгусы.

Задачи: показать начало развития Енисейского уезда по описаниям Г. Ф. Миллера, охарактеризовать народы, проживавшие в Енисейском уезде и по-

105

казать их взаимодействие, в чем может быть полезен «Чертеж всей Сибири, собранный в Тобольске…» в изучении какой-либо территории региона.

1) Основание Енисейска. Начало расширения влияний на окрестности.

Г. Ф. Миллер посвятил целую главу в своем труде «История Сибири» открытиям и завоеваниям на реке Енисей. В том числе он ярко описал кто и при каких обстоятельствах основали город Енисейск.

Уже при Петре Албычеве, который на месте Енисейска построил небольшой острог, были приписаны остяцкие волости [1, с. 44, § 21], что означало начало расширения влияния Енисейска. Интересен тот факт, что до 1623 г. Енисейск управлялся тобольскими служилыми [1, с. 44, §20], а начиная с 1623 г. уже московскими, безусловно, это уже может говорить о перспективе развития.

2) Народы, проживающие по Енисею.

У Миллера, а именно в его главе, посвященной открытиям и завоеваниям на реке Енисее, не раз упоминается народ – тунгусы, которые подчинились русским и стали платить ясак [1, с. 45, § 25]. А также немаловажную роль в освоении Восточной Сибири сыграли остяки – они же ханты, которые помогали русским разведывать тамошние земли, так как им эти земли были уже знакомы. [1, с. 40, § 8].

Кроме тунгусов и кетов в тех краях обитали монголы, аринцы, качинские татары… Безусловно между всеми этими народами происходили различного рода конфликты. Им была необходима сила, которая будет поддерживать порядок в их отношениях. Эта сила появилась в роли русских. Именно поэтому большинство из них так легко русским подчинились.

3) Пути сообщения по «Чертежу всей Сибири, собранным в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича».

«Чертеж всей Сибири, собранный в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича» был составлен стольником и воеводой П. И. Годуновым.

Пользуясь этим трудом, мы можем посчитать время, за которое можно добраться от одного населенного пункта к другому и даже в некоторых случаях можем узнать с какими трудностями по пути нам придется столкнуться.

«А от Енисейского острога вверх по Енисею реке до устья Тунгуски реки ходу 2 дня» [2, c. 30]. Затем, можем узнать, что от Тунгуски до Нижнего Братского острога 12 недель, сложив длительность пути, который идет в нашем случае с запада на восток, мы узнаем, что от Енисейского острога до Нерчинского доберемся за 240 дней, но конечно же стоит учитывать, что это XVII век, если даже в то вре-

106

мя эти данные приблизительные, то в настоящее время они полностью утратили свою актуальность.

Таким образом, из историко-картографической литературы, в частности работы Миллера и чертежа Годунова, можно получить массу информации по истории Сибири XVII века, в том числе касающейся территории интересующего нас региона.

Список источников и литературы

1.Миллер Г. Ф. История Сибири. М., 1937. – Т. 2.

2.Титов А. А. Сибирь в XVII веке: сб. старинных русских статей о Сибири и прилежащих

кней землях. М., 1890.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. Н. Катионов

УДК 94 (571) + 623

М. Б. Руденков

(студент 2 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

СУРГУТ НА КАРТАХ С. У. РЕМЕЗОВА

В работе дается характеристика и сравнение Сургута начала XVIII в. по Хорографической и Чертёжной книгам Сибири Ремезова С.У.

Ключевые слова: Ремезов С.У., Сургут, Обь, картография, «Хорографическая книга Сибири», «Чертежная книга Сибири».

Хорографическая и Чертежная книги Ремезова С. У. являются одним из важнейших источников изучения истории не только Сибири, но и всей России. Благодаря им можно не только подтверждать и дополнять различные исторические источники, но и характеризовать целые районы колонизации Сибири, уже лишь дополняя другими источниками. Это важно для изучения истории многих сибирских

107

городов. В этой работе я попытаюсь по картам Ремезова дать характеристику города Сургута и местности вокруг него в начале XVIII в.

Рис. 1. [1]

Рис. 2. [2]

На карте в Чертежной книге охвачен больший размер территории вокруг города, в Хорографической же книге такой же ее размер разделен на несколько карт по течению Оби [1, 2].

По Хорографической книге Ремезова мы не получаем никаких сведений относительно внутреннего устройства Сургута. Сам город находится на востоке и севере от Оби, а с восточной стороны протекает ее приток Бардаковка. На севере же от города небольшое озеро, впадающее в нее. А на западе от Сургута располагается лес [1].

По Чертежной книге северное озеро имеет название Златые косы. В ней также имеются некоторые сведения о городе: он окружен крепостью, видны две проезжие башни, три меньших глухих, и еще две большие с крестами на крышах. Внутри города есть разделяющая его надвое изгородь, в середине которой находится еще одна башня с крестом – возможно, это церковь. На западе, за крепостью, также располагается часть поселения: два небольших анклава – северный

июжный, внутри которого также есть изгородь вокруг некой постройки – возможно, это – острог [2].

Если говорить об окружающей город местности, то и в Хорографической,

ив Чертежной книгах сведения практически идентичны: у Оби в месте постройки города огромная пойма с большим количеством проток, а также много притоков, по берегам которых располагаются юрты и волости, судя по другим источникам – остяцкие [3], около 50, и лишь около десятка русских деревень, что свидетель-

108

ствует об огромном преобладании нерусского населения над русским. Возможно, это из-за того, что сюда переселялось остяцкое население из других районов под давлением русской колонизации, ведь здесь долгое время находилась их государство – Пегая Орда [1, 2].

По карте в Чертежной книге, в уезде, кроме Сургута, располагается еще одно довольно большое поселение – Самаровский ям, будущий Ханты-Мансийск. На юго-западе от города находится крупное с несколькими протоками устье Иртыша, а на северо-западе есть большое озеро Пурское, из которого вытекает несколько рек, в том числе и приток Оби – Казым [2].

Изучив ремезовские карты, можно сделать вывод о том, что к началу XVIII в. Сургут не потерял своего значения и являлся одним из важнейших городов для колонизации Сибири – с его постройкой русские продвинулись еще дальше по Оби, а также он был заложен на территории проживания остяков и служил средством их подчинения и контроля за сбором ясака.

Список источников и литературы

1.Ремезов С. У. Хорографическая книга Сибири. Тобольск: Обществ. благотворит. фонд «Возрождение Тобольска», 2011. 690 с.

2.Ремезов С. У. Чертежная книга Сибири. СПб.: Издание Археографической комиссии, 1882. 58 с.

3.Буцинский П. Н. Сургут и Сургутский уезд (1594 1645 гг.) // Записки Императорскаго Харьковскаго Университета. Кн. II, 1893 г., часть неофициальная. – Харьков, 1893 г. URL: http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_26_1.htm.

Научный руководитель – д-р ист. наук, проф.

О. Н. Катионов

109

УДК 94 (571) + 623

Д. В. Слесарева

(студентка 2 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «История», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВПО «Новосибирский

государственный педагогический университет», г. Новосибирск)

КНИГА «ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ» ИСТОРИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАВЛА ИВАНОВИЧА НЕБОЛЬСИНА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ПОДХОДОВ

КВОПРОСУ О ПРИСОЕДИНЕНИИ СИБИРИ

Вработе исследуется книга «Покорение Сибири» в контексте подходов к изучению вопросов о присоединении Сибири. Автор рассматривает широкий круг источников по данной проблематике.

Ключевые слова: покорение Сибири, Ермак, Кучум, П. И. Небольсин.

Внастоящее время изучение места своего рождения, своей «малой Родины» набирает популярность в обществе. Изучение Сибири, «кладовой» нашей страны, истоков ее истории, данные вопросы активно рассматриваются нашими земляками.

Однако зачастую эти самые «истоки изучения» разнятся между собой. Это может быть из-за разных причин, самой главной являются различие источников изучения.

Таким образом, целью данной работы было рассмотреть группу латинских летописей и их версии изложения о присоединении Сибири к России.

Проблематика данной темы состоит в сопоставлении переводов латинских летописей и переводов русских специалистов в области изучения Сибири.

Вработе представлен анализ латинских рукописей (авторы) о покорении Сибири Ермаком. Рукописи, как и многие другие «чужеземные» работы дают видение нерусского человека на российскую историю.

Формирование целостной картины более углубленное изучение причин и целей походов Ермака являются приоритетом и задачей латинских летописей.

Существуют две рукописи на латинском языке, содержащие в себе сведения

оСибири. Одна из рукописей, из собрания Залуского, носит название «Relatio de

110

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]