Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для презентации по ПС.Лескова.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Готовность (потенциальная активность) и участие (реальная активность) граждан в разных фор­мах политической деятельности, %

Формы политической деятельности

Потенциальная активность

Реальная активность

Участие в выборах как избиратель

73,4

82,3

Участие в выборах как агитатор в под­держку кандидата

8,4

15

Членство в политической партии

15,4

3

Активистская деятельность в политической партии

4,76

0

Участие в выборах как кандидат в депута­ты

8,96

0

Участие в митинге, демонстрации

20,2

11

Участие в забастовке

18,5

2

Не участвующие ни в чем (абсентеизм)

12,9

10,6

Однако хотелось бы отметить тот факт, что наблюдаются значительные расхождения в от­ношении тех форм политического поведения, которые граждане готовы реализовывать и в которых им приходилось за последнее время принимать участие. В частности, в пять раз меньше тех, кто является членом какой-либо политической партии по равнению с теми, кто готов быть членами. Вообще количество чле­нов партий в странах западной Европы не пре­вышает 5-10 %, поэтому можно говорить о дос­таточно хороших перспективах привлечения граждан к участию в политической жизни стра­ны. Данное расхождение между готовностью и реальным членством в политических партиях возможно связано с отсутствием в данное время политических партий, которые смогли бы кон­солидировать интересы населения и предло­жить позицию альтернативную позиции пра­вящей в настоящее время партии. Что же каса­ется активисткой деятельности, то ее не реали­зует ни один из респондентов, принявших уча­стие в нашем опросе. В митингах и демонстра­циях реально принимали участие в два раза меньшее количество респондентов по сравне­нию с выразившими свою готовность, в забас­товках - в 10 раз. Возможно, это прежде всего связано с тем, что данного рода акции на терри­тории Омска и Омской области проводились достаточно редко.

Наиболее интересным, с нашей точки зре­ния, является большее реальное участие в вы­борах в качестве избирателя и в качестве агита­тора в поддержку кандидата по сравнению с готовностью принимать участие в данных фор­мах политического поведения. Относительно электорального поведения данное явление мож­но объяснить тем, что реальную электоральную активность мы измеряли на основе прошедших в течение полугода двух выборах федерального уровня. Специфика предвыборных кампаний данных выборов состояла в том, что, во-пер­вых, на них еще до выборов определились оче­видные лидеры, и, во-вторых, направленностью данных кампаний на привлечение граждан к участию в голосовании. Превышение получен­ных нами показателей по Сибирскому феде­ральному округу более чем на 10 % обусловле­но тем, что в нашем исследовании не принима­ли участие сельские жители, безработные, мар­гинальны слои населения. Что же касается аги­тации в поддержку кандидата (готовых агити­ровать в два раза меньше по сравнению с аги­тировавшим), то, скорее всего, здесь необходи­мо обратить внимание на мотивацию данной формы политического поведения. Готовность,

Форма участия

Характеристика

участия

Показатель потенциаль­ного участия

Показатель реального участия

Интерес к политике

Информационно­

пассивная

Г отовность интересовать­ся политическими собы­тиями и политиками

Интерес к политике и поли­тикам в настоящее время

Обсуждение поли­тиков и политиче­ских событий

Информационно­

активная

Г отовность обсуждать политиков и политические события со своими родст­венниками, знакомыми

Обсуждение политиков и политические события в настоящее время

Участие в голосо­вании

Деятельно- пассивная

Г отовность принять уча­стие в выборах как изби­ратель

Голосование на выборах

  1. и (или) на выборах

  2. гг.

Агитация в под­держку кандидата, членство в полити­ческой партии

Деятельно- активная

Г отовность принять уча­стие в выборах как агитатор в поддержку кандидата и (или) готовность быть чле­ном политической партии

Опыт агитационной дея­тельности и (или) членство в политической партии в на­стоящее время

Активистская дея­тельность в поли­тической партии, баллотирование на выборах в качестве депутата

Деятельно- гиперактивная

Г отовность быть активи­стом политической партии и (или) готовность при­нять участие в выборах как кандидат в депутаты

Выполнение активной дея­тельности в политической партии и (или) участие в выборах в качестве кандида­та в депутаты на политиче­ских выборах любого уров­ня за последние 4 года

Участие в митин­гах, демонстраци­ях, участие в забас­товках

Активно- протестная

Г отовность принять уча­стие в митинге, демонст­рации, забастовке

Участие в митингах, демон­страциях и (или) забастов­ках за последние 4 года

Соотношение форм, характеристик и показателей реального и потенциального

политического участия

по нашему мнению, отражает именно идеоло­гическую и политическую поддержку кандида­та, а превышающая реальная активность в большей мере основывается на меркантильных интересах агитаторов и рассматривается как дополнительный способ заработка.

На следующем этапе исследования мы обратили внимание на то, что один и тот же гражданин может реализовывать разные формы политического поведения, и решили выяснить, какие совокупности форм поведе­ния распространены среди наших респонден­тов и какие у данных групп существуют представления об идеальном и типичном по­литическом лидере.

Поскольку мы не ограничивали респон­дентов в выборе форм политического поведе­ния, в которых они готовы принять участие или принимали реальное участие, то на осно­ве типологии политического поведения Д.Б. Ольшанского и В.А. Бианки [2] в зависимости от степени активности в той или иной форме участия и ее легитимности (см. табл. 2) мы выделили 9 групп респондентов:

  1. не готовы ни к одной из форм полити­ческого участия и не участвуют ни в чем (аб­сентеисты);

  2. только информационно-активные;

  3. информационно-активные и деятельно­пассивные;

  4. только деятельно-пассивные.

Все последующие совокупности форм по­литического участия включают в себя инте­рес к политике и участие в выборах в качест­ве избирателя, поэтому мы их будем называть исходя из наиболее активной характеристики политического участия:

  1. активно-протестные;

  2. деятельно-активные;

  3. деятельно-активные и активно-протест­ные;

  4. деятельно-гиперактивные;

  5. деятельно-гиперактивные и активно- протестные.

Т аблица 2

Данные о распределении респондентов по выделенным группам представлены в табл. 3 и свидетельствуют о том, что существуют значительные расхождения между принад­лежностью респондентов к различным груп­пам в зависимости от потенциального или реального политического участия. Так, наи­большего внимания заслуживает тот факт, что в реальности наши респонденты более активны в отношении тех форм политическо­го участия, которые требуют минимальной вовлеченности в политику по сравнению с готовностью к соответствующим формам по­литического участия: более активны в отно­шении обсуждения политики и голосования на выборах. Данное явление возможно обу­словлено спецификой времени проведения опроса, который проводился спустя 2 месяца после выборов президента РФ 2008 г. Если же говорить в отношении же наиболее активных форм политического участия, то здесь на­блюдается обратная тенденция: готовность к их реализации в целом превосходит реальное участие.

Т а б л и ц а 3