Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Лица_депрессии_Как_выйти_из_роли_жертвы_с_помощью.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.06 Mб
Скачать

«Если я выиграю… то я проиграю…»

Камилла – очень красивая женщина пятидесяти двух лет. Прийти на терапию было ее собственным решением, когда она поняла, что достигла тревожного уровня замкнутости и отказа от себя.

Камилла живет одна, она в разводе уже пятнадцать лет. У нее есть замужняя дочь, имеющая двоих детей.

Она работает в мебельном магазине, выполняя большое количество обязанностей; ее рабочее место – очень большое помещение, где она всегда одна, и бывает, что она по несколько дней никого не видит. Хозяева всегда всецело доверяли ей в работе и никогда не давали напарников, поэтому Камилла решает все задачи сама. Будучи очень щепетильной, она даже не выходит выпить в перерыве кофе, а на выходной берет с собой домой невыполненную работу.

Камилла говорит, что ее не радует наступление нового дня, и она никого не хочет видеть вечером, несмотря на то что ее очень любят друзья и стремятся к общению с ней, и искренность отношений с ними она очень ценит. Он потеряла интерес к тому, чтобы наряжаться, ухаживать за собой; по словам Камиллы, она перестала уделять себе внимание. Она не плачет, но у нее постоянно плохое настроение. Единственное облегчение доставляет ей общение с внуками, которых она очень любит.

Несколько лет назад у нее был еще один эпизод депрессии, и тогда ее лечили лекарствами, но в этот раз она не хочет их принимать.

Первоначально диалог фокусируется на том, как она оправдывает свой выбор не встречаться с друзьями, которые ей звонят.

«Они надоели мне, – говорит она, – я другая, я не могу молчать, я говорю им все, что думаю, оставляя за собой выжженную землю».

Она говорит, что всегда поступала так с детства: если ей что-то не нравилось, она прекращала это, и даже если это было трудно, она

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

шла дальше одна. То же самое было и с отцом-алкоголиком,

подчинившим себе всю семью, кроме Камиллы: она была единственной, кто противостоял ему, он бил ее, но так и не смог заставить подчиняться ему.

Что касается мужа, то отношения с ним она также разорвала: она ушла от него, так как он недостойно себя вел по отношению к ней. Она

отказалась и от общения с дочерью, поскольку не могла гарантировать ей необходимую безопасность. Их отношения наладились только в последующие годы. Единственные важные любовные отношения с мужчиной после развода не сложились по той же причине: мужчина хотел от нее ребенка, но так как ее дочь была беременна в первый раз, Камилла разорвала романтические отношения, чтобы посвятить себя дочери.

Его первоначальное убеждение всегда было таким: «Я могу обойтись без них, я могу отказаться от них. Они меня не понимают и не поймут». Никаких переговоров и никаких альтернативных решений! Состояние прострации (проблемы), в котором она сейчас находится, почти полное избегание общения и изоляция (эквивалент отказа) требуют от терапевта дальнейшего исследования ее мыслей и идей; на этом этапе необходимо точно оценить, не посещают ли пациентку «фантазии» о суициде.

Отношения с терапевтом – очень важный источник получения информации и ресурс для реализации изменений, и именно по этой причине его отношения с Камиллой должны сразу же хорошо сложиться, иначе она, будучи столь критически ко всему настроена, может прийти в раздражение и разорвать общение.

Терапевтические отношения основываются на поддержании близкого, но не слишком, расстояния, и создаются на основе откровенности между ними, двумя равными, похожими друг на друга и понимающими друг друга людьми. Некоторые части диалога могут составить представление о том, какое влияние оказывает

реструктуризирующее перефразирование на отношения между

терапевтом (Т) и Камиллой (К).

Т: Сомнение в том, что вы больше не можете это выносить, заставляет вас думать о том, как бы держаться подальше и от самой себя?

К: Я несколько раз серьезно об этом думала, но эти мысли пугают меня и кажутся неправильными…

Т: Итак, пытаясь решить проблему раздражения путем устранения того, что вас беспокоит во внешнем мире, вы вырыли себе могилу и теперь боитесь в нее упасть (реструктурирующая метафора). (Данная метафора создает отвращение к попытке решения «отрезать и отказаться»).

К: Да, но во всем этом что-то не так. Я получила от жизни много хорошего, чего же я тогда хочу? Значит, я не права? И это я действую неправильно?

Т: Знаете, смотря на ситуацию с другой точки зрения, мне кажется, что, похоже, вы всегда пытались изменить что-то во внешнем мире, «устраняя» людей и ситуации, но теперь, когда вы остались одни, вы не знаете, что еще устранить. Вы всегда пытались открыть все запертые двери одним и тем же ключом, и были уверены, что если дверь не открывается, то дело в замке; теперь вы сомневаетесь, действительно ли хорош ключ.

К: Вам удается подобрать фразы, которые хорошо описывают мою ситуацию. И это первый раз так, когда я обратилась к психологу, но… обычно я не доверяю…

Т: Я бы хотел, чтобы вы сохраняли свой скептический настрой при общении со мной, так как я не хочу, чтобы вы разочаровались, как всегда. Не доверяйте слишком внешнему виду. (Использование терапевтом сопротивления или, в данном случае, в парадоксальной форме того же коммуникативного сценария, что применяет пациент).

Терапевтическое предписание состоит в том, чтобы пациентка подумала, как еще ухудшить ситуацию, но уже на следующем сеансе

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Камилла сообщает, что она приняла приглашения от друзей и

выходила на ужин, почувствовав, что ее настроение улучшилось.

Но попытка решения проблемы в форме отказа усугубляется, что, по-видимому, является результатом ее неспособности модулировать отношения с людьми иначе, чем в стиле «все или ничего». Камилла либо отвергает других, потому что они абсолютно не похожи на нее, либо на начальном этапе позитивных отношений отдает всю себя, начиная придумывать, что приятного она может сделать для них, и представляя, что они скажут и сделают в ответ.

Очевидно, это оказывается обманутым ожиданием, так как окружающие не всегда так глубоко погружаются в эти отношения, как ей хотелось бы.

Затем начинается терапевтическая фаза, во время которой терапевт пытается сделать так, чтобы Камилла получила «эмоционально-корректирующий опыт», который открыл бы ей новый взгляд на отношения с другими. Для этой цели терапевт советует ей не ожидать слишком многого на начальном этапе, а вместо этого наблюдать за реакцией других, как поступил бы антрополог, изучающий человеческое поведение.

В результате этого предписания, которое Камилла принимает и выполняет, она обнаруживает, что другие, несмотря ни на что, все равно остаются рядом с ней, в то время как она предъявляет очень высокие требования ко всем, включая саму себя, и к отношениям с ними. Она уделяет чрезмерное и напряженное внимание тому, что должна сказать и как должна себя вести, пытаясь получить идеальные отношения, в которых она должна казаться «как всегда, сильной и уверенной в себе». Таким образом, имеет место попытка скрыть все свои слабости (дисфункциональные попытки решения проблемы), и как заявляет сама Камилла: «Действительно, я стараюсь, чтобы другие не увидели, что я не всегда такая, какой они меня считают, но видели бы меня такой, какой мне хотелось бы быть».

Терапевт, придерживаясь общей стратегии изменения ее

восприятия и реакции на реальность, побуждает Камиллу к дальнейшим эмоционально-корректирующим переживаниям с помощью следующего предписания: «С этой встречи и до следующего раза, я бы хотел, чтобы вы, Камилла, создавали такие ситуации, когда вы добровольно говорите или делаете такие вещи, которые другие люди, с вашей точки зрения, не одобрили бы. Это будет своего рода прививка от боязни показать свою хрупкость и свои маленькие ошибки. Вы должны будете делать это специально».

На четвертый сеанс Камилла приходит с положительной оценкой полученного опыта и сообщает следующее:

К: Итак, я приняла два приглашения встретиться, и все прошло хорошо, я чувствовала себя комфортно. Я думаю, я сдерживалась, и поэтому сделала немного ошибок. Но когда я стала менее осторожной, у меня получилось то, что нужно. Например, я взяла отпуск на этой неделе! Еще я получила комплименты от одной женщины, но не на счет моего внешнего вида, а того, как я спокойна и уравновешена. Мне очень интересно мнение обо мне других женщин; что касается этой, то она очень ревниво относится к своему мужу.

Т: Что находят в вас другие, чего не видите вы сами?

К: Не знаю, наверное, мне бы не понравилось, если бы они смогли заглянуть слишком глубоко внутрь меня.

Т: Вероятно, они увидели бы женщину, которая никогда не бывает полностью удовлетворена, и, возможно, стали бы критиковать ее за то, что она, и так много имея, хочет еще больше. Они восприняли бы ее как человека, который хочет быть лучше всех, превосходить всех остальных. И это в то время, как им «нужно», чтобы у нее тоже были какие-то слабости… (молчание)

К: Сначала я сказала им нет… что я не хочу идти на ужин. Я всегда так отвечаю сначала, но потом… я решила воспринимать это как лекарство… которое нужно просто принять и всё… а результаты будут видны позже.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Т: Вам было очень сложно не критиковать себя?

К: Нет, во время ужина мне казалось, что я об этом почти не думаю, я с самого начала сказала себе: «Иди, и пусть все идет, как идет». Должна сказать, что мне было все равно, что они могут обо мне сказать. Я не совершила свою обычную ошибку, желая любой ценой сказать то, что я думаю. В воскресенье друзья были немного навеселе, и обычно, когда они говорят о политике или сексе, я выражаю свое мнение, настаивая на нем, так как говорю то, во что верю, и иду до конца. Выходит спор, и когда я иду домой, я критикую себя за то, что не оправдала своих ожиданий. Я говорю себе, что я должна была молчать, не должна была говорить то, что я сказала, должна была вести себя совершенно по-другому… Я думаю, я не сдерживала себя, и поэтому совершила меньше ошибок. Я была менее осторожной, и поступила так, как надо. Да! Например, я взяла отпуск на этой неделе, поэтому мне не надо идти на работу… (положительное исключение).

Очевидно, что полученный опыт продолжал глубоко влиять на убеждения Камиллы насчет того, какими являются и какими должны быть другие, и какой должна быть она сама, открывая неизвестные ей ранее возможности, такие как возможность позволить себе слабость, продолжая любить себя так же, если не больше.

Теперь эти переживания должны поддерживаться у Камиллы, но необходимо обратить ее внимание на возможность некоторого рецидива разочарования в поведении других или ее самой, поскольку она, как и все мы, не может иметь полный контроль над тем, что происходит вокруг нее.

Она поделилась, что когда взяла недельный отпуск и закрыла на это время магазин, то обнаружила, что заинтересованные пациенты не пропали, а ждали ее возвращения. Начав уделять немного больше времени себе, она обнаружила, что уделяла слишком много времени дочери, и что, избегая всего за пределами работы, она создала для себя «вакуум интересов».

У нее снова возникает желание перемен, и снова оно проявляется

обычным радикальным способом, как можем увидеть из этого отрывка диалога, имевшего место во время пятого сеанса:

К: У меня сейчас только одна проблема, и это вакуум интересов, который я создала себе сама, уделяя слишком много свободного времени семье дочери, практически заменяя собой отца. К счастью, теперь в этом нет нужды, но даже если я пожертвую необходимостью видеть своих внуков… я должна помнить, что у меня есть свободное время только в субботу и в понедельник… Несколько лет назад я интересовалась разными вещами, ходила на курсы, пробовала себя в разных делах, но сейчас я словно потерялась. Люди, с которыми я общаюсь, хотя я и общаюсь теперь меньше, далеки от моих интересов… Я уже почти задумалась о смене города, о том, чтобы переехать. Я чувствую, что пришло время попрощаться с настоящим.

Т: …если я не ошибаюсь, то вы следовали этому способу поведения и раньше в отношении вашей семьи и работы. Всегда только черное или белое, промежуточные тона кажутся вам трудными…

К: Да, верно, я всегда именно так и поступала. И иногда мой выбор заставлял меня страдать…

Т: …может быть, ваш выбор был слишком радикальным. Вы требуете от себя слишком большого умения приспосабливаться и потому всегда должны доказывать себе, что вы сильнее всех…

К: Да, я всегда должна это делать, и я всегда должна быть на высоте в том, что я делаю, даже если мне приходится платить за это очень высокую цену…

Т: А кто устанавливает эти цены?

К: Я всегда боюсь показать свою хрупкость, например, когда мой отец напал на меня, и я плакала от гнева за то, что заплакала. Я должна была быть той, кто, в отличие от других детей, может стоять на своем и держаться. Когда я где-то бываю, проживаю в чем-то

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

новый опыт, что я не хочу никому показывать – так это то, что я

одна. Я боюсь, другие обратят внимание на то, что я одна… Чтобы помочь ей изменить этот способ поведения, всегда

следующий принципу «все или ничего», в отношении к новому опыту, терапевт строит работу так, чтобы побудить пациентку к получению новых переживаний, конструируя самообман, отличный от ее обычного убеждения «Я должна выбирать то, что создаст видимость, что я сильная».

Т: С этого момента и до следующей встречи я предлагаю вам составить новую карту вашей территории с указанием мест и людей и исследовать все новое, что может вас заинтересовать. Выбор будет заключительным этапом.

Также терапевт предлагает такое направление работы:

Т: С этого момента и до следующей встречи я бы хотел, чтобы вы наблюдали за тем, что вас окружает, не спрашивая себя, хорошо это или плохо, правильно это или неправильно, но задавая себе вопрос: «Как бы я вела себя, что бы я сделала, куда бы я пошла, если бы мне было просто любопытно и мне не нужно было бы делать выбор?»

Терапевтический процесс идет легко, Камилла сообщает о том, что у нее сохраняется хорошее настроение, она стала больше уделять себе внимания, чаще улыбается. Последнее предписание позволило ей получить новый опыт, в том числе общение с мужчиной, которого она нашла интересным и который начал ухаживать за ней. Тем не менее, свое общение с ним она описывает так:

К: Этот человек очень меня заинтересовал, поскольку он полон жизненных сил, спортсмен, склонен к аскетизму, любит новые впечатления и приключения. Я внимательно его слушала. Мы обменялись номерами телефонов, но потом… он начал писать мне сообщения. И это было невыносимо для меня. Не понимаю, мужчина пятидесяти лет, с которым мы едва познакомились, шлет мне сообщения, как подросток? Я позвонила ему и сказала, что не

испытываю энтузиазма по поводу вот такого использования

телефона, что я предпочитаю общаться голосом, и поскольку мы виделись пока только один раз, я бы хотела, чтобы все шло постепенно, не спеша. И, конечно, мы еще увидимся позже на встречах с друзьями.

Т: (иронически улыбаясь) И этот вас тоже разочаровал, всего одна ошибка, и вы вычеркнули его. Если они не идеальны, то они нам не нужны!

К: Да, я знаю, я слишком избирательна. Достаточно, чтобы люди сделали что-то не то, и они мне уже не подходят. Я должна измениться, вы правы…

Т: Может быть, дело не в том, чтобы измениться, а в том, чтобы найти правильную меру. В конце концов, этот человек чем-то произвел на вас впечатление. Или это было слишком стремительно, на ваш взгляд?

К: Да, но затем он, должно быть, понял и больше не перезванивал мне, не присылал мне никаких сообщений и оставил меня в покое… Т: Видите, похоже, он понял, что совершил ошибку. Может быть, он просто ошибочно думал, что вам это понравится, и пытался снова

встретиться с вами.

К: Да, верно, он мог подумать, что я такая же, как многие другие. Но, в конце концов, все прекратилось. Видите, у меня всегда одно и то же. Я либо ненавижу, либо люблю, и так было всегда. Как я могу изменить это?

Т: Чем больше вы отдаете или ожидаете получить, тем больше у вас будет ощущение, что чего-то не хватает. Чем больше вы копаете яму, тем труднее будет найти того, кто сможет ее заполнить. И если другие это почувствуют, то они испугаются, так как это может показаться им слишком тяжелой задачей…

К: Но как можно это исправить?

Т: С этого момента и до следующей нашей встречи я бы хотел, чтобы вы каждый день размышляли – да, вы должны только думать об этом, но не делать, так как вы еще не способны на это – «Как бы

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

я себя вела, что бы я думала, если бы была уверена, что другие

видят вещи иначе, чем я?» Очевидно, что, хотя изменения в поведении Камиллы еще не

стабильны, восприятие ею отношений между ней и другими людьми радикально изменилось. Теперь она знает наверняка, так как прочувствовала это на практике, что дело не в том, что с другими что-то не так, а в ее часто преувеличенных ожиданиях. Она убедилась, что всегда есть несколько решений, и что она не всегда должна делать вынужденный и решительный выбор, что результат может быть хорошим, если выбор и не идеальный.

Последующие сеансы закрепляют изменения, и Камилла сообщает о хорошем самочувствии и значительном уменьшении количества дней, когда у нее было плохое настроение. Пациентка получает новый эмоциональный опыт и опыт отношений, и к концу лета после восьми сеансов она говорит, что чувствует себя готовой завершить терапию. На последующих контрольных встречах пациентка подтверждает закрепление позитивных изменений благодаря получению определенного нового опыта.