Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Лица_депрессии_Как_выйти_из_роли_жертвы_с_помощью.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.06 Mб
Скачать

«… Я никогда не думала, что могу потерпеть неудачу…»

Двадцатитрехлетнюю студентку университета приводят на консультацию ее родители, так как, по их словам, в течение десяти месяцев «она не такая, как была раньше».

В день экзамена на юридическом факультете девушка почувствовала физическое недомогание, что иногда случалось, но в этот раз она чувствовала себя явно не в форме. Из-за плохого самочувствия она была вынуждена сдать задание раньше времени, не пройдя в итоге экзамен. Поскольку на факультете ее знали как образцовую студентку, профессор, уверенный в ее способностях, предложил ей попробовать сдать экзамен еще раз. Но это не помогло ей справиться с ситуацией и, наоборот, словно заблокировало ее мыслительную деятельность. Как она призналась, она ощущала, что «не может собраться с мыслями».

Итак, вопреки своей воле и ощущая сильный дискомфорт, она чувствовала, что ей нужно отказаться от теста.

С того дня ее отношение к учебе изменилось. После эпизода на экзамене девушка начала думать, что она больше не может учиться. Мысль о том, какое плохое впечатление о ней сложилось у преподавателей и ее семьи, делала ее беспомощной. А мысль о том, что это может произойти снова, словно парализовала ее. Поэтому она приняла решение бросить учебу. Одновременно с учебой «остановилась» и вся ее жизнь. Она перестала встречаться с друзьями, говоря: «Все равно я не смогу получить от этого удовольствие». Она чувствует себя «замороженной», ее мимика лишилась всякого выражения. Учеба заброшена, а дни пусты и бессмысленны (отказ с капитуляцией). Девушка чувствует себя потерянной и боится, что то, что она делает, снова может привести ее к катастрофической неудаче, которая была так неожиданна в

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

первый раз, но теперь вполне предсказуема. Ее нынешнее

положение отражают ее слова: «Я больше не могу рассчитывать на себя» (разрушение убеждения); она хотела бы выйти из этой ситуации, но знает, что не может. Уговоры родителей и их способ успокоить ее по поводу случившегося не помогают (попытка решения проблемы семьей, подпитывающая проблему). Как говорит сама девушка: «Они правы, но я вижу ситуацию по-другому, этого просто не должно было вообще случиться на экзамене!»

Во время клинического интервью терапевт выясняет, что в школе учеба давалась ей легко, без препятствий, успеваемость была очень хорошей. Она всегда считала себя способным человеком в силу того, что никогда не сталкивалась с трудностями (исходное убеждение). То же самое касалось и ее личной жизни.

Терапевт дает новое определение ее ситуации: «Так как вам все всегда удавалось, то у вас не были сформированы антитела к мелким неудачам, поэтому при первой же возможности сразу же возникли неожиданные осложнения» (реструктурирование).

Удивленная, девушка в ответ кивает и, улыбаясь, говорит, что никогда об этом не думала. «Так что теперь мы будем использовать это маленькое-большое поражение для начала иммунной терапии, которая сформирует для вас защиту и не только для учебы», – продолжает терапевт.

Первая терапевтическая встреча завершается назначением родителям «заговора молчания» (предписание, блокирующее попытку решения со стороны родителей), то есть они должны избегать разговоров о проблеме и, прежде всего, избегать того, чтобы утешать или побуждать дочь к чему-либо. Если бы то, что они делали до сих пор, помогало, то проблема бы уже была решена.

Предписанием, логично следующим из стратегического диалога, является «совместное открытие» (предписание думать о реструктуризации или же подпитывать сомнения относительно правильности исходного убеждения).

Девушку просят каждый день спрашивать себя не о том, что ей

следует делать для решения своей проблемы, а о том, «что ей следует думать или не думать, делать или не делать, чтобы еще более усугубить ситуацию»; это предписание основано на стратагеме «изогнуть, чтобы выпрямить», технике, направляющей пессимистический стиль мышления против самого себя. «Не применяйте это на практике», – добавляем мы, – «посмотрим, удастся ли вам выполнить это задание».

Мы действуем с помощью легкой провокации, которая, как мы полагаем, подходит в случае с данной пациенткой и ее образом мышления.

Если она примет наше предписание, то будет вынуждена измениться; если указание не подействует, нам придется изменить стратегию.

Та же логика, которая стимулирует добровольное дисфункциональное мышление, должна спонтанно привести человека к противоположной реакции и вытащить его из ментальной ловушки, активировав позитивное мышление.

Дисфункциональная логика, создавшая проблему, звучит так: «Этого не должно было случиться, но это случилось» и «Я не тот и уже не буду таким, как прежде» (Нардонэ, 2003).

На второй сессии мы видим удивительные результаты. Девушка с улыбкой и с довольным видом сообщает, что «полностью поменяла свое мнение о своей проблеме»: «Я поняла, что все, что я думала и не делала до сих пор, это и есть то, что мне пришло в голову, когда я выполняла предписания придумать, как я могла бы еще более ухудшить ситуацию. Да, как только вы сделали это предписание, которому я бы никогда не стала следовать, меня сразу озарило!»

Итак, перед нами пример терапевтической разблокировки проблемы (то есть иное восприятие проблемы), которая может показаться незначительной или тривиальной – в конце концов, мы имели дело всего лишь с неудачей на экзамене – но которая настолько негативно влияла на жизнь и настроение пациентки, что

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

ей была прописана антидепрессантная терапия, длившаяся около

трех месяцев, но не имевшая какого-либо заметного влияния на настроение или поведение. Кроме того, в качестве опасного клинического предиктора выступала прогрессирующая изоляция от любого типа отношений как в семье, так и в социуме (особая попытка решения).

Эффект разрушения убеждения состоял в избавлении от уверенности, что заключило человека в клетку, не давая ему найти выход. В таком случае требуется небольшое количество особых маневров, следующих логике мышления пациента, чтобы сломать этот дисфункциональный способ мышления изнутри: в ход идет стратагема «убить змею её же собственным ядом» (Нардонэ, 2003).

Терапия продолжается еще в течение трех сеансов; пациентке предписывается парадоксальная техника наихудшей фантазии относительно ее проблемы, которую она должна выполнять по тридцать минут каждый день, пытаясь представить свою ситуацию в наиболее пессимистическом виде или пофантазировать на тему, что самое плохое может произойти (Нардонэ, 1990, 1993, 2000, 2003).

Позже, как только навязчивое представление прерывается, дается предписание выполнять задание дольше по времени и интенсивнее, пока навязчивая мысль не будет истощена. Цель выполнения предписания состоит в том, чтобы довести навязчивую мысль до пресыщения и исчезновения. В основе этого парадоксального предписания лежит стратагема «Потушить огонь, закидав его дровами».

Выполняя эти предписания, пациентка полностью преодолела проблемы на поведенческом уровне и восстановила свою способность бросать вызов самой себе.

Курса из шести сеансов оказалось достаточно, чтобы она смогла возобновить учебу и вернуться к своей обычной повседневной жизни; в течение следующих шести месяцев все ежемесячные контрольные встречи показывали положительные результаты. На

этом курс терапии был объявлен пациенткой завершенным, и это

было сделано, как мы и предпочитаем, с нашего согласия.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/