Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Детско-родительское сообщество.doc
Скачиваний:
159
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
543.74 Кб
Скачать

1. Теоретические основания педагогического сопровождения процесса становления детско-родительского сообщества

1.1. Социально-педагогический смысл детской субкультуры

Общеизвестно, что и семья, и группа сверстников играют важнейшую роль в процессе социализации ребенка. Однако если семья и вообще взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития ребенка», готовит его к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов данной культуры (например, социально-экономических ориентаций, религиозной принадлежности и пр.), то детское сообщество, детская субкультура задает одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах.

Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Именно детская субкультура определяет вкусы, язык и способы взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, помогает соотносить их с социальными и культурными нормами взрослого общества, понять себя, испытать свои силы. К сожалению, зачастую потребность растущей личности в сверстнике и в детском сообществе как особой, уникальной детской субкультуре, предоставляющей ребенку пространство для самореализации и опробования себя и своих возможностей, а также своеобразном психологическом укрытии от неблагоприятных воздействий взрослых, оказывается нереализованной. Подойти к глубинному пониманию своеобразия детской жизни позволяет, на наш взгляд, изучение феномена детской субкультуры.

Понятие возрастной субкультуры раскрывается в отечественной литературе как «специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве возрастных общностей» (И.С. Кон). В таких феноменах, как общечеловеческая культура и возрастная субкультура, относительно автономная детская субкультура занимает подчиненное место и означает «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (В.В. Абраменкова). Детская субкультура, отражая смысл детского бытия, является не менее содержательной, чем культура взрослых. Она имеет право на самостоятельное существование.

Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего социогенеза, составляют (М.В. Осорина, Н.Я. Большунова и др.):

язык – фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»), детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

детский правовой кодекс (нормы жизни, знаки отношений, табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых);

традиционные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

среда жизни (освоение пространства);

детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.);

эстетические и религиозные представления (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты», детские молитвы, обряды), детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы).

Детская субкультура выполняет следующие функции:

социализирующую - детская субкультура предоставляет ребенку особое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе сверстников. Уже на самых ранних этапах детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающие и воспитывающие роли (подчинение групповым нормам и овладение собственным поведением, усвоение половой принадлежности);

функцию экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей, самореализации. Детская субкультура задает множество путей развития ребенка, погружает в иные логики, другие языки, готовит к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях;

психотерапевтическую (в этом случае важное значение имеет детский фольклор). Детская субкультура создает «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Это - естественное психотерапевтическое средство (например, дразнилка – психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений, страшилка – тренинг тревожности и боязни темноты);

культуроохранительную – в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией;

прогностическую, ориентированную на будущее. Существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия.

Итак, детская субкультура, являясь особым смыслом детского бытия, имеет глубокое психологическое и социально-педагогическое значение. Однако, как показывают специальные исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения.

В исследовании Н.Я. Большуновой выявлены различия между детской и взрослой субкультурами. Они обнаруживаются в таких компонентах, как особенности деятельности, общения, системы ценностей, картины мира.

Сфера жизнедеятельности взрослого сообщества включает в себя трудовую, бытовую, общественно-политическую, досуговую деятельность. Жизнь ребенка происходит, прежде всего, в пространстве свободно организованной игровой деятельности, которая осуществляется не ради цели, а по интересу. Кроме того, дошкольник и младший школьник осваивают деятельность со стороны процесса, а не результата. Освоение деятельности со стороны ее продукта возникает только в отношении специфических детских видах деятельности, где четко обозначен видимый результат, - конструирования, коллекционирования, рисования и т.д. Такая деятельность переживается ребенком как необходимая, интересная.

Если для взрослых характерно в основном функциональное, нормативное общение, то детской субкультуре более свойственны такие качества общения, как спонтанность, интимность, неотчужденность. Свободно организованная детская деятельность требует от детей отношения близости.

Различия между детской и взрослой субкультурами в системе ценностей особенно заметны при сравнении представлений взрослых и детей о «хорошем» ребенке. Для взрослого ребенок – прежде всего объект воспитания, поэтому критерием идеального ребенка является его «удобность» (послушание, аккуратность, уравновешенность). Детям же в качестве «хорошего» ребенка важен сверстник как партнер по игре, т.е. тот, с кем удобно и интересно играть. Исследования жизни современного детского сообщества (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) наглядно показывают, что дошкольник представляет себя как человека играющего, приобщенного к сверстникам посредством игры и других детских видов деятельности. Кроме того, в отличие от взрослых, система ценностей в детской субкультуре представлена не в виде логических конструктов (понятий, умозаключений, суждений), а в виде образов, символов, метафор.

Картина мира в представлениях ребенка характеризуется целостностью, гармонией, субъектностью, независимостью, непредсказуемостью. Ребенок воспринимает мир как события, где каждое явление живет по своим собственным законам, имеет свой тайный смысл, обладает свободой принятия решений. Таким образом, мир требует от ребенка установления особых отношений с ним. Впечатления от обыденной жизни ребенок отражает в сюжетах игр, рисунков, в содержании разговоров со сверстниками.

В широкомасштабных исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой помимо детской субкультуры изучалась профессиональная субкультура дошкольных педагогов, особенности ее взаимодействия с субкультурой детского сообщества. Одним из выводов, заслуживающим серьезного внимания, явилось положение о том, что взрослый привлекателен ребенку как обладатель статуса широкой свободы, а отнюдь не как «лицо, приобщенное к детскому сообществу (т.е. прежде всего как человек играющий), как эмоционально заинтересованный интерпретатор событий окружающей жизни».

Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Кроме того, детская субкультура имеет серьезные различия с субкультурой взрослых и их взаимоотношения сегодня носят дисгармоничный характер. Учитывая вышеизложенное, следует напомнить, что родитель является носителем специфических черт взрослого сообщества. Поскольку известно, что субкультура рождается и функционирует внутри сложившегося сообщества, то можно предположить, что в сообществе родителей имеет место своя, родительская субкультура.

Сегодня повсеместно отмечается, что важнейшими факторами психологического и духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества. Резкое ухудшение социально-экономических условий жизни, плюрализация ценностей привели к снижению воспитательного потенциала семьи, ухудшению ее социального положения. Значительные изменения во внутрисемейных отношениях, характеризующиеся взаимным отчуждением детей и родителей, являются центральной причиной психоэмоционального неблагополучия ребенка в семье. В работах Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что причиной непонимания взрослыми детей является то, что ребенок на всех стадиях детства – растущий, но еще не ставший взрослым человек. Именно это «еще не…» и определяет то, что ребенок воспринимается взрослым миром как неравный субъект, который живет будущим, постепенно врастая во взрослость.

Другим важнейшим фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония его отношений в системе «ребенок-ребенок», т.е. в детской субкультуре. Сегодня отмечается, что многие культурные формы либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых культурных форм (например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков») свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти, обнаруженная В.А. Абраменковой в контексте детских представлений об атомной электростанции, в последнее время занимает все больше места в картине мира современного ребенка. Известный детский страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной литературы, в настоящее время все более превращается в страх жизни - боязнь и даже нежелание ребенка жить (о чем свидетельствует возрастающее количество детских самоубийств).

Таким образом, заметная дегуманизация отношений современного российского общества к Детству и отношений самого ребенка к миру находит свое отражение и в детском, и в семейном сообществах. Нам представляется, что признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике, и, прежде всего в содействии семье в обеспечении особого пространства детской жизнедеятельности.