Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литература - экзамен, 1 курс.docx
Скачиваний:
132
Добавлен:
07.06.2022
Размер:
182.84 Кб
Скачать

Билет № 17

1. Реализм во Франции

События французской истории (предмет осмысления в литературе реализма)

1804 –1814 гг. – период правления Наполеона (Первая империя). 1814–1830 гг. – период Реставрации (восстановления на престоле династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией).

Формирование французского реализма приходится на 30–40-е годы. Реализм плодотворно взаимодействовал с романтизмом. Это видно в раннем и зрелом творчестве Стендаля и Оноре де Бальзака, которые, кстати, не называли себя реалистами.

Сам термин «реализм» в литературе возник позднее – в конце 50-х годов. Поэтому на творчество Стендаля и Бальзака он был перенесен ретроспективно. Эти авторы стали считаться основоположниками реалистической эстетики, хотя вовсе и не порывали с романтизмом: они использовали романтические приемы при создании образов героев и разрабатывали универсальную тему романтической литературы – тему протеста личности против общества.

Открытая полемика с романтизмом и отказ от романтической поэтики возникает позднее – в рамках следующего периода в развитии реалистической литературы. Этот период, хронологические рамки которого 50–60-е годы, отделяет от раннего реализма Февральская революция 1848 года – так называемый «демократический протест», преследовавший своей целью ограничение власти аристократии и потерпевший поражение. Поражение революции, установление Второй империи и наступление после 1850 года эпохи консерватизма и реакции вызвали серьезные изменения в мироощущении французских писателей и поэтов, окончательно дискредитировав романтический взгляд на мир. Отражение данного мировоззренческого сдвига в литературе хорошо видно на примере творчества Гюстава Флобера и Шарля Бодлера.

  1. Стендаль (1783 – 1842), настоящее имя – Анри Мари Бейль.

В 16 лет вступил в войско Наполеона. Совершал с ним походы в Италию, Пруссию, Польшу, Россию. Видел Бородинское сражение, был в захваченной Москве, чуть не утонул при переправе через Березину. Раннее творчество (книги «Жизнь Гайдна, Моцарта, Метастазио», «История живописи в Италии»). Роман «Красное и черное». Стремление Стендаля к научной обоснованности в творчестве. Психологизм. Тема Наполеона. Символика названия: красный – цвет крови, революции, черный – цвет реакции, охватившей Францию. С другой стороны – это цвета рулетки.

Анализ психологии человека посредством исследования внешних детерминант его поведения с опорой на достижения и методы науки – это, по Стендалю, необходимое условие осуществления проекта литературы как формы объективного знания о сути настоящей жизни. Именно в такой литературе нуждаются современники, пережившие Великую французскую революцию и поражение Наполеона. Эти события французской истории, по Стендалю, отменили и актуальность классицизма (ведь ему не свойственно правдоподобие в изображении конфликтов), и актуальность романтического письма (оно идеализирует жизнь). Стендаль, правда, также называет себя романтиком, но смысл в это самоназвание он вкладывает другой. Для него романтизм – это искусство, способное сказать нечто существенное о современной жизни, ее проблемах и противоречиях.

О романе: пересказ пусть тоже тут будет

Отличительная черта стиля Стендаля в романе «Красное и черное» – углубленный психологический анализ. Его предметом является не просто психология и сознание человека, находящегося в конфликте с социальным миром и с самим собой, но его самосознание, то есть понимание самим героем сути тех процессов, которые происходят в его душе. Сам Стендаль свой стиль из-за ориентации на изображение внутренней жизни рефлексирующего героя назвал «эготическим». Этот стиль находит свое выражение в воспроизведении борьбы двух противоположных начал в сознании Жюльена Сореля: возвышенного (естественное благородство натуры героя) и низменного (лицемерная тактика). Недаром в название романа вынесена оппозиция двух цветов (красного и черного), возможно, она и символизирует то внутренне противоречие, которое переживает герой, а также его конфликт с миром.

Сын плотника, Жюльен Сорель – человек неординарный, он образованный самоучка, он талантлив. Он в совершенстве знает латынь, может процитировать любое место из Евангелия. Этому научил его отставной полковой лекарь, он же внушил ему любовь к Наполеону. Жюльен Сорель – это необычный герой – но, увы, в обычных, тривиальных обстоятельствах. Чтобы в наполеоновскую эпоху выдвинуться, сделать карьеру, нужны были мужество, храбрость, сила. Но настали иные времена – и для карьеры нужны другие качества: умение низкопоклонствовать, лицемерить, извиваться. Все это подсознательно чувствует Сорель, но он вступает на этот путь. Он становится гувернером у детишек г-жи де Реналь. Она оценила в нем ум, доброту, благородство и влюбилась в него. Он же изначально хочет завоевать эту богатую высокопоставленную даму в целях самоутверждения. Но и он еще достаточно чистосердечен и влюбляется в нее. По городку ползут сплетни, горничная пытается открыть глаза господину де Реналю и Жюльен уезжает в Безансон, в семинарию. Его пугает поначалу уродливый аббат Пирар, тот же потрясен знаниями Жюльена. Но в семинарии Жюльен не ужился: его талант, умение размышлять вызывает у семинаристов злобу. Пирара выживают из семинарии и Жюльен отдает ему все свои сбережения. В благодарность тот устраивает Жюльена секретарем к своему старому другу, маркизу де ля Моль. В него влюбляется гордая, своенравная дочь маркиза Матильда. Это с обеих сторон любовь-поединок, любовь-вражда. Он стремится доказать, что, хотя и простолюдин, не хуже ее высокопоставленных друзей, она поначалу пытается поставить на место зарвавшегося плебея. Но постепенно ее любовь начинает казаться ей героической: она полюбила сына плотника! Она узнает, что беременна и требует от отца разрешения на брак. Тот в ярости, но выхода нет, он готов помочь Жюльену быстро приобрести патент поручика и сделать военную карьеру. В тот момент, когда судьба улыбнулась герою – все рушится. Маркиз написал де Реналю с просьбой о рекомендации Сорелю и ответ, подписанный госпожой де Реналь, ужасен: Сорель лицемер и карьерист, способный на любую подлость, чтобы выбиться в люди. Карьера и брак Жюльена разбиты. Он покупает пистолет, устремляется в Верьер и в церкви тяжело ранит г-жу де Реналь. Матильда пытается спасти его, но тщетно. У него есть выход: юному, красивому Жюльену достаточно произнести на суде покаянную речь – и его присудят не к гильотине, а к каторге. Но в тюрьме у него есть время обдумать свою жизнь. Он всеми силами стремился попасть в ту среду, которую сам же презирает. Он потратил на это столько времени и сил! И разочарование охватывает героя и низменной жизни, полной лицемерия и унижения, он предпочитает смерть.

Основные средства воспроизведения психологии героя – это авторский комментарий и внутренний монолог героя. В качестве иллюстрации приведем фрагмент из предпоследней главы романа с описанием переживаний Жюльена Сореля накануне казни. Начало фрагмента составляет авторский комментарий. «Однажды вечером Жюльен серьезно подумал о том, не покончить ли ему с собой. Душа его была истерзана глубоким унынием, в которое поверг его отъезд г-жи де Реналь. Ничто уже больше не занимало его ни в действительной жизни, ни в воображении В характере его появилось что-то экзальтированное и неустойчивое, как у юного немецкого студента. Он незаметно утрачивал … мужественную гордость». Углубленный аналитизм данного фрагмента очевиден: он предлагает как авторский анализ психологического состояния героя, так и анализ, который осуществляет сам герой в отношении своих рассуждений и переживаний. Предпринятая героем нумерация тезисов особенно подчеркивает аналитический характер его размышлений. Казалось бы, поступок, по замыслу героя, должен развенчать все подозрения о том, что им двигала низменная корысть. Герой не принимает возможности спасения, хотя оно вполне достижимо – достаточно покаяться, воззвать к милосердию. Но вместо повинного монолога он произносит обвинительную по адресу современного общества речь, тем самым сознательно подписывая себе смертный приговор. Так, крушение идеи «героического долга» обернулось, с одной стороны, восстановлением подлинного «я» героя, отказом от маски и ложной цели, а с другой стороны, тотальным разочарованием в общественной жизни и сознательным уходом из нее под знаком безусловно героического протеста.