Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литература - экзамен, 1 курс.docx
Скачиваний:
132
Добавлен:
07.06.2022
Размер:
182.84 Кб
Скачать

2. Театр русского классицизма. Трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец».

РУССКИЙ КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Новый подъем русского театра связан с утверждением и развитием художественного направления – классицизма.

Русский классицизм представлен различными литературными жанрами. Но преимущественное выражение он получает в области драматургии.

Русская классицистическая трагедия сплошь и рядом пользуется в качестве одного из средств политической борьбы передовой дворянской интеллигенции с деспотической монархией. В ней широко затрагиваются государственные темы, часто она насыщена высокими патриотическими чувствами.

Сочинение классицистических трагедий становится непременной обязанностью почти каждого русского литератора середины ХVIII века, если только он имеет то или иное касательство к высшему дворянскому обществу. Более того, это дело в «служебном порядке» поручается первым русским академикам, в литературные занятия которых должно было входить также сочинение для двора поэтических произведений. Так в ряды драматургов-классицистов принуждены были вступить лучшие деятели русской культуры 18в.

Успешным был первый драматургический опыт гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Однако, не Тредьяковский и Ломоносов выступили зачинателями новой русской драматургии. Подлинным основоположником русской классицистической трагедии, сделавшим в этой области первые опыты, является выдающийся поэт ХVIII века Александр Петрович Сумароков.

ТРАГЕДИЯ «ДИМИТРИЙ САМОЗВАНЕЦ». СЮЖЕТ

В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился «Димитрий Самозванец» Сумарокова (1771). Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне.

В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне».

«Царска страсть» для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении. Второй момент в трагедии, не менее важный, – это отношение Димитрия к русским. Он – предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих планов.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии народа в результате заговора Шуйского, он пронзает себя кинжалом.. Ночь перед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость.

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачёвского времени.

ОБРАЗ ДИМИТРИЯ САМОЗВАНЦА

Образ Самозванца предстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народа, подвластного царю. Сумароков представляет мир Самозванца воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта - Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия – то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Идеей любви к самому себе царя Дмитрия проникнуто всё произведение Александра Петровича. По задумке автора, главный герой творит все злодеяния из-за того, что он считает себя превыше всех остальных. Димитрий думает, что он вправе повелевать всеми, как он этого хочет: убивать невинных, нарушать законы. Его амбиции превышают все возможные пределы, он забывает не только об официальных законах, но и о моральных тоже.

Все люди для него «прах под ногами» и «ползающа тварь и черви». В разговоре с Григорием он говорит, что люди не властвуют над своими телами и душами, что над ними властвует только царь и бог. Дмитрий эгоист по своей натуре, и он не может предположить, что у других людей тоже есть какие-то желания, чувства. Он ненавидит Россию.

Его мечта – привести к власти в России поляков, а главной религией сделать католичество. Как можно с таким отношением править страной?

Всё это происходит из-за того, что Димитрий сам прекрасно понимает, что он царь не по крови, что его место не здесь, но ему всё равно очень хочется властвовать. Самозванец боится, что остальные заметят, как он опасается окружающего мира.

Димитрий настолько проникнут идеей своего всевластия, что он не видит того, что творится за пределами Кремля. Когда ему говорят, что народ бушует на площади, он приказывает только чтобы усилили охрану из поляков, даже не думая как-то остановить волнения.

С другой стороны, этот человек понимает, что такое мироощущение ненормально, что с ним что-то не то. Но относится к этому нормально и этими ощущениями оправдывает свои ужасные поступки, но в какой-то момент пьесы, во время монолога у него прорывается крик души.

Исходя из этого монолога Димитрий – человек, запутавшийся в своих чувствах, ощущениях. Наверное, он даже немного сумасшедший. Но истинный характер Дмитрия мы уже не узнаем.

ОБРАЗ НАРОДА РУССКОГО

Особое место занимает собирательный персонаж – народ. Само слово «народ» – одно из наиболее частотных в трагедии «Димитрий Самозванец», наряду со словами «рок» и «судьба», которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.