Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

JP-NOVA-XXI_era_vek_2020

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
9.56 Mб
Скачать

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

приобретать нужные материалы и продовольствие за деньги, согласие начать регулярную торговлю американцам удалось добиться значительно позднее, преодолев сопротивление японцев, которые пытались организовать систему открытых портов по образцу Нагасаки под полным контролем представителей сёгуна. На переговорах консула Харриса американцам удалось добиться новых уступок, которые дали возможность начать свободную торговлю, но бакуфу еще долго стремилось поставить внешние контакты под свой полный контрольи ограничить свободудействий иностранцев.

Перри одновременно использовал возможности Указа 1842 г. и интерес японцев к паровым судам и новой технике для достижения поставленной цели. Делалось это в сочетании с эффектом от прибытия сильной военной эскадры, что не позволяет говорить о полностью мирном характере миссии командора. Экспедиция посетила бухту Урага, откуда велись переговоры с представителями бакуфу. Пребывание военной эскадры в непосредственной близости от столицы была нарушением правил бакуфу, поэтому Перри не стал ожидать ответа на месте и покинул японские воды, сообщив о намерении прибыть за ответом на следующий год. Таким образом командор стремился в максимальной степени использовать возможности, которые давал Указ 1842 г., не создавая лишний раз конфликтной ситуации.

Письмо Виллема II

В 1844 г. военный корабль флота Голландии впервые доставил в Японию послание короля Нидерландов. Всего два года прошло со времени принятия Указа 1842 г., которые были использованы для проведения сложных консультаций не только в столице, но и с администраторами голландских колоний. Письмо короля Виллема II было составлено при участии чиновников генерал-губернатор-

160

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

ства Батавии и жившего в Лейдене в то время известного ученого и путешественника Франца фон Зибольдта, который несколько лет провел в голландской фактории на о. Дэдзима. Зибольдт написал несколько проектов письма и составил список чиновников в Эдо, которым необходимо было отправить подарки7.

Главная мысль послания голландского монарха была заключена в словах: «В этом, Всемогущий Император, состоит наш совет – улучшите законы в отношении иностранцев, не то счастливая Япония будет разрушена войной». Виллем II имеет в виду возможность конфликта между Англией и сёгунатом по образцу недавней войны Англии и Китая, которая, по мнению короля, стала следствием разногласий между английскими купцами и китайскими чиновниками в Кантоне.

В письме монарха высказывается мысль, что причинами войны между Англией и Китаем были трения между английскими купцами и китайскими чиновниками по вопросам торговли. Сходное бедствие сейчас угрожает Японской Империи. Малейшая случайность, такая как рядовая ссора между матросами, может спровоцировать большой конфликт. «Количество судов всех типов в японских водах будет только возрастать и легко может возникнуть ссора между членами команды и обитателями владений Вашего Величества. В свою очередь существует большая опасность, что такой конфликт может легко перерасти в войну»8. Таким образом, в соответствии с

7Monumenta Nipponica.

8Таковые рассуждения были достаточно широко распространены в то время. Сходные аргументы в пользу возможной войны приводит Такасима Сюхан в своем Меморандуме. См. Tolstoguzov Sergey. The International Situation in East Asia and the Establishment of a Modern Army and Modern Warfare in Japan: The Memorandum of Takashima

161

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

текстом послания, его основной целью было предотвращение возможного военного конфликта, в который Японияможет быть втянута помимо своей воли.

Одновременно голландский монарх дал совет изменить законы в отношении иностранцев в Японии9. Сразу отметим, что в письме голландского монарха не говорится об «открытии» страны. ВиллемII ограничивается призывом «улучшить законы в отношении иностранцев», что может трактоваться значительно шире, чем только «открытие» страны. Эти улучшения должны создавать благоприятные условия для торговой деятельности, развитие которой является одной из характерных черт Европы того времени, когда «короли, которые усвоили уроки мудрости, открыли для своих подданных все каналы для торговли». Торговля и промышленность, по мнению короля Виллема, постоянно растут повсеместно, но тем не менее во многих странах испытывался недостаток в необходимых продуктах, от которого особенно страдала могущественнаяАнглия, несмотряна богатство, ресурсы и предпринимательский дух ее обитателей. По мнению монарха, англичане, непрестанно ведя поиск новых каналов для торговли, периодически вступали в конфликт с представителями других наций, что провоцирует конфликты. Поэтому тезис об «улучшения законов в отношении иностранцев» может пониматься как призыв к созданию благоприятных условий для торговой деятельности в широком смысле, а не просто расширения числа стран, которым разрешен допуск в страну. К таковым

Shūhan, Asiatische Studien – Études Asiatiques, 2018, vol. 72, issue 1, https://doi.org/10.1515/asia-2017-0078. P.253.

9 Напомним, что голландцы жили и работали в условиях строгих ограничений на острове Дэдзима в Нагасаки, не имея свободы передвижения по стране и ведя торговлю с ограниченным количеством партнеров, которых не моглименять по своему желанию.

162

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

условиям также относится дальнейшее расширение внешних контактов в разной форме, в том числе предоставление топлива, сырья и технологическое сотрудничество. Одновременно нет оснований однозначно трактовать советы монарха в плане сохранения режима изоляции и монопольныхправ голландцев на японскомрынке.

Необходимость «улучшения законов в отношении иностранцев» также связывается в письме с рассуждениями о важности «мандата, который был зачитан администрацией Нагасаки руководителю голландской миссии 13 августа 1842 г.» То есть Указа бакуфу от 23 июля 1842 г., которым было приостановлено действие Указа от 1825 г., а также разрешалось предоставлять топливо, воду и другие припасы иностранным судам, вынужденно оказавшимсяв водахстраны.

Указ 1842 г. оценивался ВиллемомII как важный политический шаг, который существенно изменил внешнюю политику Японии. Этот Указ называется в письме голландского короля истинным проявлением мудрости. Одновременно подчеркивается его некоторая недостаточность в сложившейся обстановке. В письме прозвучал вопрос: «Что будет с судами, которые приходят к японским берегам по другим причинам и с дружескими намерениями? Будут ли возникать ссоры, которые ведут к войнам, а войны – кразрушениям?»

Содержание этой части письма важным образом перекликается с мнением генерал-губернатора Голландской Восточной Индии Пьера Меркуса, который считал, что некоторые страны могут рассматривать новый указ как проявление желания расширить внешние контакты, попытаются посетить Японию и встретятся с нежеланием японских властей реально открывать страну. Это таит в себе угрозу конфликта. Таковое мнение содержится в

163

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

письме генерал-губернатора от 13 июня 1843 г.10 и вполне могло оказать влияние на содержание письма короля, котороебыло отправлено из Голландии в февралеследующего года.

Цель послания Виллема II выглядит также как зондаж действий японского правительства, которые могут последовать в развитие Указа 1842 г., и попытаться оказать на них свое влияние. ВиллемII предложил «мудрому» правительству Его Величества Японского императора продолжать движение в направлении, намеченном Указом 1842 г., и при этом воспользоваться советами голландского монарха. В письме говорилось: «Если Ваше Величество будет желать получить дополнительную информацию по этомувопросу, столь важномудля Японии, мы будемрады, после получения послания из собственных владений Вашего Величества, отправить посланником в Японию лицо, располагающее нашим полным доверием, и которое может дать объяснение Вашему Величеству всех деталей вопросов, которые мы в общих чертах изложили в этом письме». В послании также была выражена надежда на скорый ответ из Японии и говорилось: «Мы посылаем это письмо с одним из наших военных, надеясь также, что это же лицо вернутся с ответным посланием Вашего Величества».

Однако подготовка ответа на беспрецедентное письмо голландского короля затянулась, вызвав существенные политические трения в бакуфу. Председатель совета родзю Мидзуно Тадакуни, при котором был принят Указ 1842 г., попытался использовать сложный внешнеполитический вопрос для восстановления своего влияния11. Эта

10Monumenta Nipponica.

11В 1843 г. он был отпрален в отставку в связи с недовольством в стране его указом о передаче под управление бакуфу земель в районе Осака и Эдо(Дзёти рэй).

164

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

попытка закончилась неудачей. В борьбе за влияние победил политический противник Тадакуни Абэ Масахиро, который сменил его на посту председателя совета родзю. Эта смена лидера вполне могла повлечь отмену или изменение Указа 1842 г., основная заслуга в подготовке которого принадлежитМидзуно Тадакуни.

В целом негативный ответ бакуфу содержал отказ расширить список внешнеполитических партнеров. Тем не менее, негативная реакция на письмо голландского монарха не имела больших политических последствий для внешнеполитического курса и нововведений, связанных с Указам 1842 г. Японские власти не стали возвращаться к жесткой политике в отношении иностранных судов, не имеющих враждебных намерений в отношении Японии. К ним продолжал применяться принцип предоставления воды, топлива и продовольствия. То есть бакуфу продолжило линию, которая была выбрана в 1842 г.

ЭкспедициякомандораБиддля

Ответ бакуфу на письмо Виллема II был в целом негативным и содержал отказ увеличить количество стран, которым разрешалось вести торговлю с Японией, что обосновывалось стремлением не допустить расхождений с политикой предков. То есть он был значительно уже тех пожеланий, которые высказывал голландский монарх. Одновременно формулировка, которая была использована в ответном послании, заслуживает отдельного анализа, так как представители бакуфу в очередной раз нашли возможность уклониться от однозначного ответа. В их послании говорилось: «Наши предки, начиная свое дело, не сделали внешние контакты и торговлю единым образом. Позднее они определили страны, с которыми есть дипломатические контакты12 и страны, с которыми

12 Цусинно куни

165

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

ведется торговля13. Контакты были ограничены Кореей и Рюкю, а торговля с вашей страной и Китаем. Таким образом полностью не было разрешено устанавливать новые торговые отношения, поэтому если сейчас захотеть сделать объявление об этом, это станет расхождением с политикой предков»14. Малозаметное слово «сейчас» в этой фразе давало возможность трактовать ответ таким образом, что в другой момент может быть принято иное решение.

Ответ японской стороны, несмотря на то, что последовал на письмо голландского монарха, был дан от лица бакуфу и не был подписан лично сёгуном. Под ним стоит подпись Абэ Масахиро и остальных четырех членов совета родзю. Более того, оно не содержит изложения мнения сёгуна и может трактоваться как мнение совета родзю, что также позволяет предполагать, что со временем при смене состава этого органа может измениться реакцияна предложенияголландского монарха.

В этой ситуации крайне важным моментом была судьба Указа 1842 г., который мог быть подвергнут значительной ревизии на уровне практических действий чиновников. Однако новый курс японской политики, выраженный в 1842 г., был подтвержден на практическом уровне в 1846 г. во время визита в Японию американской эскадры командора Биддля, флагманом которого был парусный линейный корабль «Колумбус». 20 июля в бухте Урага бросили якорь два американских военных корабля, которые доставили предложение подписать с Японией договор по образцу договоров Китая с иностранными государствами, то есть фактически открыть Японию по

13Цусё но куни

14Greene D.C. Correspondence between William II. of Holland and the Shogun of Japan. A.D.1844 // The Transactions of the Asiatic Society of Japan. Vol. XXXIV. Part. 4. 1906. P. 130.

166

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

китайскому образцу. Биддль получил отрицательный ответ. В то же время экспедиция не была просто проигнорирована. Она получила ответ от представителей бакуфу, несмотря на то что нарушила правила и прибыла в бухту Урага, которая находится в непосредственной близости от столицы. Правда, американцам сначала было предложено покинуть бухту Урага и вести все переговоры через Нагасаки. Когда же Биддль не прореагировал это предложение, японские власти не стали прибегать к демонстрации силы для выдворения военных кораблей, как это произошло во время захода в Урага американского торговогосудна «Моррисон» в 1837 г.

Применение силы против линейного корабля с 74 пушками на борту15, каким был «Колумбус», было очень опасным по своим возможным последствиям. Ответ мог быть совсем не такой, как в случае с невооруженным «Моррисоном», который был просто вынужден покинуть бухту Урага. Командор Биддль остался стоять на прежнем месте и дождался ответа. Таким образом, был создан прецедент, которым воспользовался командор Перри, который также избрал бухту Урага для ведения переговоров, прибыв во главевоенной эскадры.

Корабли экспедиции Биддлябыли окружены кольцом из лодок, соединенных между собой, которые препятствовали любой попытке экипажа добраться до берега, что также соответствовало предписаниям Указа 1842 г., запрещавшему любые попытки схода на берег. Даже самому командору было запрещено спуститься в японскую лодку, которая постоянно стояла у борта. Напротив, команды японских лодок не создавали препятствий японцам, желавшим увидеть иностранные суда. Посетители

15 «Колумбус» имел больше пушек, чем все 4 корабля экспедиции Перри в 1853 г., включение состав которой двух паровых судов существенной уменьшило боевойпотенциал.

167

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

постоянно толпились на палубе, поэтому их общее количество за девять дней, пока американцы находились в Японии, оцениваетсяв несколько сотен или тысяч человек.

Обе стороны смогли избежать каких-либо конфликтов. Команды кораблей под командованием командора Биддля получили большое количество самой отличной воды, а перед отплытием также большое количество овощей и несколько сотен кур. При этом японцы даже не намекали на какое-то возмещение своих расходов. Напротив, после доставки продовольствия они напомнили о необходимости максимально быстро покинуть воды Японии, что было и сделано, так как ответ был получен. Американцы смогли убедиться, что в Японии можно совершенно бесплатно получать воду, топливо и продукты, как это предписывалось Указом 1842 г., и при этом посещать воды в непосредственной близости от столицы, нарушая его требования, которые, правда, не были записаны в тексте этого распоряжения и поэтому имели негласный характер.

Заключение

«Открытие» Японии стало результатом сочетания двух факторов: сильного давления извне и ответных действий японских властей. В ряду последних необходимо выделить в первую очередь Указ 1842 г., разрешавший предоставлять иностранным судам воду, топливо и продовольствие.

Процесс «открытия» Японии в широком плане начинается с Указа 1842 г., ставшего результатом влияния внешних обстоятельств, связанных с поражением Китая в Первой Опиумной войне и стремления Мидзуно Тадакуни избежать возможного конфликта. Этот документ напрямую не подразумевал движения к «открытию» страны, но содержал серьезный потенциалдля переговоров об условиях предоставления различных материалов кораблям, в

168

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

силу вынужденных обстоятельств, заходящих в порты Японии. Поэтому значение этого указа для дальнейшего развития событий нельзянедооценивать.

Согласие предоставлять иностранным судам воду, топливо и продовольствие было сразу отмечено голландцами, как важный момент в новой японской внешнеполитической линии. Король Нидерландов увидел возможности движения дальше в направлении расширения внешней активности и попытался реализовать их свои посланием.

Письмо Виллема II содержало призыв Японии улучшить законы против иностранцев в широком плане, не ограничиваясь уступками в отношении голландцев. Это должно было помочь японскому правительству избежать сложностей и конфликтов, которые могли ждать страну в будущем при продолжении курса 1842 г. Кроме того, предложения голландского короля подразумевали возможность торговли и технологического сотрудничества, которую не смогло позитивно оценить правительство Абэ Масахиро. Наверное, если бы бакуфу воспользовалось этим шансом, оно смогло бы избежать многих проблем, с которыми столкнулась страна после открытия страны и начала внешней торговли. Отрицательный ответ японской стороны не был связан с желанием голландцев сохранить свое монопольное положение в условиях изоляции и лишь ненадолго отсрочил принятие более радикальных решений.

ВиллемII не смог добиться существенных успехов, но его послание стало важным шагом в истории «открытия» Японии. Оно раскрыло возможности, заложенные в Указе 1842 г., сделав поступательное движение к «открытию» Японии неизбежным. Это движение было продолжено сначалаэкспедицией Биддля, азатем экспедицией Перри. По сравнению с успехами Перри эффект письма голландского короля был значительно более

169