Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

JP-NOVA-XXI_era_vek_2020

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
9.56 Mб
Скачать

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

もらえる

走った

130

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

131

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

ГЛАВА 2. ЯПОНИЯ И ИСТОРИЯ

Тюремное бюро и полицейское ведомство в средневековой Японии (на материалах дневников сановников эпохи Хэйан)

Тюрьма (Сюгокуси) и ведомство Кэбииситё, будучи ключевыми составляющими японской системы уголовного правосудия в эпоху Хэйан, все еще остаются малоисследованными в российском науке. В отечественном японоведении получила распространение точка зрения, что судебная система, нормы которой нашли отражение в масштабном собрании законов «Тайхо Ёро рицурё» (нач. VIII в.), практически не изменялась на протяжении эпох Нара (710–794) и Хэйан (794–1185), а прогресс в сфере уголовно-процессуальной деятельности обнаруживается только в периодКамакура.

Исторические источники, между тем, свидетельствуют, что право периода Хэйан — динамически развивающийся организм, непосредственно связанный с конкретноисторической обстановкой в стране. Порядок судопроизводства не только подробно регламентировался со всей должной строгостью (начиная с проверки наличия оснований для возбуждения дела и завершая рассмотрением дела в ведомстве с судебной юрисдикцией), но и планомерно корректировался.

Цель настоящего исследования состоит в изучении характерных черт судопроизводства в средневековой Японии преимущественно на основе дневников придворных чиновников (внимание читателей акцентируется на

132

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

деятельности тюремного и полицейского департаментов в эпохуХэйан).

Эволюция института тюрьмы к началу X столетия находит отражениена страницах«Энгисики» (сост. в 927 г.)

-- масштабного собрания внутриведомственных циркуляров1:

Хэйанские источники сохранили информацию о расположении тюрем (всего в столице было две тюрьмы – восточная и западная), а также сведения о внутреннем убранстве тюремного департамента: к примеру, снаружи (перед вратами тюрьмы) горделиво возвышался Айлант высочайший – величавое, красивое дерево с густой кроной (на этом дереве было принято вывешивать на

1 Энгисики [Церемониал годов Энги]. Т.1–3. Токио: 1998. Т.2. С. 725. Здесь мы находим интересные подробности будничности тюремного ведомства. Так, арестантов использовали в качестве работного люда на строительстве дорог и мостов, поскольку принудительные работы были неотъемлемой частью условий пребывания в месте заключения. Такая «трудотерапия» на официальном, идеологическом уровне осмысливалась в качестве важнейшей составляющей воспитательной работы над узниками, а также имела обширную практическую пользу: силамизаключенных проводилисьремонтно-восстановительные работы тюремных помещений, заготовка дров, починка ограды (Сэйдзи ёряку [Кратко о важнейших политических делах]. Токио: 1981, Тэнряку, 4-10-13, 950 г.); усилиями арестантов перед воротами восточной тюрьмы был вырыт колодец(Сёюки [Записи правого министра из рода Онономия]. Т. 1-11. Токио: 1959-1986. Тётоку, 2-6-13, 996 г.); заключен-

ных использовали для уборки усадебных комплексов знати и за эти работы им выплачивалось вознаграждение (Мидо кампакуки [Записи канцлера из павильона Мидо]. Т. 1-3. Токио: 1952-1954 Канко, 2-2-4, 1005 г.).

133

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

общее обозрение головы казненных преступников общегосударственного масштаба)2.

Незаменимость института тюрьмы для государственных интересов признавалась многими государственными мужами: когда здание восточной тюрьмы полностью сгинуло в огне пожарища, некий высший сановный муж предложил временно использовать часть своей усадьбы под нужды тюремного присутствия, пока оное не восстановят3. Немало неудобств причинило закрытие восточной тюрьмы в 1021 г. (в западной тюрьме оказалось недостаточно мест для размещения заключенных, а временный пункт распределения арестантовв Кэбииситё едва справ- лялся со своими задачами)4, аналогичная ситуация повториласьи в 1092 г.5

Надлежит констатировать, что тюремный департамент не мог бы плодотворно выполнять возложенные на него функции без оперативного взаимодействия с полицейской управой-Кэбииситё (учреждена между 816 и 834 гг.), с которой у тюремного бюро складываются продуктивныерабочиеотношения, неисключающие, следует отметить, и конкуренции междуслужащими. Если ранее

2Головы обвиненных в умысле мятежа супротив государства Тайра Масакадо (940), Минамото Тамэёси (1156), Минамото Ёситомо (1160) и Фудзивара Нобуёри (1160) были вывешены на дереве у врат восточной тюрьмы. Головы Абэ Садато (1062) и Минамото Ёситика (1108) рядом с вратами западной тюрьмы. Вада Хидэмацу. Кансёку ёкай [Основные сведения одолжностях]. Токио: 1990. С. 107-108.

3Заключенных временно разместили в резиденции сановника. Сёюки.

Эйэн, 1-4-28, 987 г.

4Сёюки. Дзиан, 1-7-19, 1021.

5Тююки [Записи правого министра]. Т. 1-6. Токио: 1934-1935. Кандзи, 6- 9-9, 1092 г.

134

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

(VIII – первая половина IX вв.) судопроизводство являлось прерогативой Министерства Наказаний (Кэйбусё), Палаты Цензоров (Дандзётай) и Тюремного бюро6, а функции служащих Кэбииситё состояли только в «патрулировании столичного града», «допросах бандитов и воров», «надзоре за исполнением наказаний» преступников не обвиняемых в государственных преступлениях7 , то во второй половине IX столетия компетенция Кэбииситё в области следственных мероприятий и судебной деятельности начинает существенно расширяться (при этом роль Кэйбусё и Дандзётай в судопроизводстве минимизируется). Полицейское ведомство получает право проведения собственного расследованиявслучаесовершенияопасных преступлений (убийства, разбойные нападения, развратные отношения и насилие, похищения, кражи и т. д.). По мере приумножения судебной власти Кэбииситё распространяет влияние на весь центральный регион (Кинай). «Филиалы» ведомства создаются и в более отдаленных провинциях8.

О профессиональной деятельности полицейских-кэби- иси повествуют источники IX в. Только из летописных сводов мы можем почерпнуть данные о многочисленных судебных расследованиях, проведенных полицейскими

6Формально подчинялось Министерству Наказаний, но фактически обладалоавтономностьюи широкойправовой юрисдикцией.

7Руйдзю сандай кяку [Классифицированные указы трех государей].

Т.1-2. Токио: 1998. Тэнтё, 9-7-9, 832 г.

8Собрание официальных распоряжений, корректирующих процедуру судебного разбирательства в IX в. см.: Руйдзю сандай кяку. Указ. соч. Т. 2. С.629-647. Рост полномочий Кэбииситё и приобретение функций других ведомств объясняется наличием дополнительного источника финансирования.

135

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

чинами9. Случались, разумеется, ошибки10 и значительные инциденты11 , при исполнении погибали прославленные

9Приведём несколько небезынтересных примеров. В 866 г. широкую огласкуполучилоделоосопряженныхсрискомпоследствияхбезнравственного поведения, когда злоупотребления вредными привычками способствовало утрате человеческого облика, ибо в центре обсуждения оказался любитель выпить, который во время пьяной драки насмерть загубил своего собутыльника. В 885 г. за систематическую подделку государственных печатей был арестован чиновник 7-го ранга одной из столичных управ Ооиси Фукумаро. Он не только поставил на поток изготовление фальшивых печатей, но и организовал рынок сбыта произведённой продукции. Нихон сандай дзицуроку [Истинные записи трех правлений]. Токио: 1972. Дзёган, 8-10-25, 866 г.; Нинна, 1-12- 23, 885 г.

10Примером нераскрытого дела можно назвать ночное ограбление резиденции экс-императора Рэйдзэйин, когда были похищены дорогостоящие ткани и много ценных вещей. Сёюки. Тёва, 4-5-26, 1015 г.

11Иногда на преступный путь становились сыновья поборников законности. Фудзивара Ясусукэ, первоначально достойно исправлял службу в городской охране. Когда Ясусукэ был арестован по обвинению в организации банды, промышлявшей воровским грабежом, его престарелый отец лично явился в тюрьму, дабы удостовериться, что его любимое чадо – бандит. Нихон киряку [Краткие записи о Японии]. Токио: 1929. Эйэн, 2-6-13, 988 г. Известный приверженец выпестывания высокого морального духа, правый министр Фудзивара Санэсукэ (9571046), не раз высказывал негативную оценку деятельности государственных управ. Когда в Хэйанкё участились случаи ночных поджогов, во время которых осуществлялись дерзкие ограбления мирных обитателей, Санэсукэ обрушился с резкой критикой на полицейское управление и городские охранные службы. После этого были сформированы дополнительные посты охраны, а кэбииси получили право ночного патрулирования столицы (ранее такой привилегией обладала только городская охрана). Сёюки. Каннин, 3-4-5, 3-4-13, 1019 г. Высказывал сомнения в результативностиусилий кэбиисии Фудзивара Мунэтада (1062-1141). Сановник полагал, что «управы, коим надлежит следить за порядком, разбойникам попустительствуют»: вспышка

136

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

сыщики12, все же, в X–XII вв. в области судебных тяжб полицейский департамент и тюремное бюро слаженно функционировали на надлежащем уровне, демонстрируя высокий уровень мастерства и компетентность13.

Между тем письменные источники хэйанской поры демонстрируют яркие образчики судебных казусов, которые по тем или иным причинам не получили достаточного освещения в кодексе «Тайхо Ёро рицурё» и собрании комментариев к законам «Рё-но гигэ» (несмотря на различные последующие коррективы, именно эти своды, вне всякого сомнения, оставались фундаментом правовых знаний в эпоху Хэйан). Обратим внимание читателя лишь на один репрезентативный прецедент.

гнева была связана с громким убийством в столице. Тогда ночью во время вооруженного грабежа был зарезан высокопоставленный чиновник. Тююки. Гэнъэй, 2-2-30, 1119 г.

12Гибель грозы бандитов Мухитобэ Ясутомэ от рук грабителя стала причиной глубокой печали всесильного Фудзивара Митинага. Мидо кампаку ки, Канко, 2-2-16, 1005 г.

13Доказательства тому многократны: арестованы повинные в хищении казённого риса служащие городской управы; схвачен хитрый грабитель, забравшийся в дом главы государевой канцелярии и улизнувший от охраны; знаменитые кэбииси Фудзивара Корэсукэ и Ки Нобуаки выследили и задержали ночного вора, которым оказался сын многоуважаемого человека – целителя Кавати Нобумити (был вхож во дворец, врачевал членов императорской семьи и именитых персон); подвергнут аресту «достопочтенный» монах, методично обворовывавший резиденцию императрицы. Гонки [Записи сановника]. Т. 1-2.

Киото: 1965. Тёхо, 1-12-25, 1000 г.; Мидо кампакуки. Канко, 2-4-30, 2-5-2, 1005 г.; Тёва, 2-2-18, 1013 г.; Каннин, 2-7-20, 1018 г. Также см.: Тююки. Сётоку, 1-3-29, 1097 г; Касё, 2-12-30, 1107 г.; Эйкю, 2-1-16, 1114 г.; Дайдзи, 2- 9-12, 1127 г.

137

ЯПОНИЯ XXI NOVA: эраи век

Назовем происшествие условно – «дело о сопротивлении при аресте». Казус имел место в 1006 г.

Суть дела. Старший чин пятого ранга одной из охран- ных управ Фудзивара Фумиюкив храме Ходзюдзи подвергся нападению со стороны телохранителя наследного принца (нападавшего звали Тайра Масасукэ). Там же в храме, подав жалобу о насилии со стороны Масасукэ, Фумиюки обнаружил, чтоегонамереваютсязаарестовать. Почувствовав угрозу жизни14, Фумиюки решился на побег. Была организована погоня: около двадцати вооруженных кэбииси верхом на лошадях преследовали Фумиюки, пуская в него стрелы. Фумиюки отстреливался, выпустив в преследователей одну или две стрелы, и ему удалось скрыться. С повинной головой Фумиюки явился к Фудзивара Митинага, где был временно размещен до выяснения всех обстоятельств дела. Митинага уведомил полицейскую управу о место нахождении Фумиюки и вызвал следователя для дальнейшего разбирательства. Прибывший в резиденцию старший следователь Хаяси Сигэтика информировалМитинага по существу дела: Фумиюки хотели задержать по причине ссоры с Масасукэ, однако (после объявления приказа об аресте) Фумиюки неожиданно бросился наутек, пуская в полицейских стрелы. Позже Фумиюки был передан служащим Кэбииситё. Обнаружились и разногласия: полицейские настаивали, что Фумиюки должен покинуть резиденцию со связанными руками, пешим ходом; Митинага, заявив о неуместности такой процедуры ареста, потребовал, чтобы Фумиюки вывезли восседающим верхом на лошади в официальном служебном костюме.

14 Досл. «спасая тело».

138

«ISSUES OF JAPANOLOGY, vol. 8» St-Petersburg State Univ 2020

После этого Фумиюки благополучно препроводили в полицейского ведомство15.

Чем может объясняться такое необычное поведение Фумиюки?

Небезопасность пребывания в судебном учреждении. Согласно закону, инициируемое при наличии письменной жалобы судебное дело, открывало широкие возможности применения потенциала тюрьмы. И подозреваемый, и доноситель на время следственных процедур помещались в тюремное присутствие16 . Выбор тюрьмы определялся местом жительства подозреваемого17. Если подозрения подтверждались, то доноситель покидал тюрьму, а подозреваемый оставался в тюремном присутствии до вынесения приговора18.

15Мидокампакуки. Канко, 3-5-16, 1006 г.

16Рё-но гигэ [Официальные комментарии к гражданским законам]. Токио: 1998. С. 322; Рицурё [Уголовные и гражданские законы]. Токио: 2001. С. 464.

17Когда дерзновенный наглец Симоцукэно Котада из свиты канцлера Фудзивара Ёримити (992-1074) очередной раз задирал свою «жертву», Ёримити резюмировал: «Котада самый коварный человек Поднебесной», приказав препроводить своего челядинца в западную тюрьму, поскольку дом Котада располагался в западной половине столицы.

Сёюки Дзиан, 1-7-19, 1021 г.

18В эпоху Хэйан это установление стало предметом обсуждения, поскольку задержание заявителя хоть и мыслилось гарантом точности расследования, уменьшая вероятность лжесвидетельствования (клеветника самого могли привлечь к суду), но порождало недовольство среди знатоков права. Сэйдзи ёряку. Указ. соч. С. 685-

691.Презумпции невиновности в средневековом японском праве не существовало. По этой причине предусмотренный законом допрос с применением пыток с целью получения признательных показаний представлялся неустранимой частью уголовного следствия; высокоэф-

139