Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
япония.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
402.81 Кб
Скачать

Княжество Мито находилось недалеко от Эдо и входило в число трех княжеских домов, основанных сыновьями Токугава Иэ­ясу.

140 Этот ученый не принял Цинской власти, оставшись вер- ным свергнутой династии Мин.

141 «Дайнихон си» была написана на старом языке и составля- лась не по типу хроники, а в биографической форме.

Основателем школы Мито считается внук Токугава Иэясу и глава княжества Мито139 Токугава Мицукуни (1628-1700), по приказу которого началось в 1658 г. со­ставление многотомной «Дайнихон си» («Истории Ве­ликой Японии»). Авторский коллектив возглавил вы­сланный из Китая ученый Шу Шуньсуй140. Первый этап работы по написанию <Дайнихон си» был завершен в 1715 г.141 Однако позднее эта работа была возобновлена под руководством Фудзита Юкоку (1773-1826). «Дай­нихон си», объемом в 397 томов, полностью была опуб­ликована лишь в 1906 г. Написанная во многом для эти­ческого обоснования и оценки деятельности бакуфу, ра­бота дала противоречивую картину легитимности вла­сти сегунов. «Биографии сегунов» (рэцудэн), в отличие от «биографий императоров» (хонги), формально гово­рили о более низком статусе военных правителей, но авторы труда везде подчеркивали законность сегунов и их фактически равный статус. Законность сёгуната кос­венно подтверждалась признанием законности власти свергнутого Южного императорского двора, в то время как официальные историки признавали законность Се­верного двора . Мыслители школы Мито Аидзава Сэйсисай (1782-1863) и Фудзита Токо (1806-1855) вы­ражали особенности японского пути в концепции «ко-кутай» (национальной сущности). В целом теория «ко-кутай» представляла собой сложную синкретическую конструкцию, в которой благодаря совмещению конфу­цианских ценностей и представлений синтоистской ми­фологии сочетались идеи преданности императору, олицетворявшему японское государство, единства рели­гии и политики, политики и образования, духовного единства нации на основе синтоистского ритуала. Идей­ный багаж митогаку создал условия для превращения княжества Мито в центр политической оппозиции баку-

I 143 фу .

С 1336 по 1392 гг. в Японии функционировали два импе­раторских двора - в Киото и в Ёсино, в 1392 г. «южный» император отказался от престола в пользу «северного».

143 В 1841 г. князь Мито, Токугава Нориаки, основал учебное заведение Кодокан (Великий путь), историческая школа Мито вступила в новый этап развития.

44 Приверженцы школы национальной науки резко противо­поставили себя конфуцианским традициям и черпали вдохновение в национальной древности, ратуя за восстановление синто в его первозданной чистоте. По их мнению, истинно японский душевный склад, неразрывно связанный с синтоизмом, нашел отражение в поэтической антологии «Манъёсю» (VIII в.).

145 «Манъёсю» («Собрание мириад листьев») - старейшая и наиболее почитаемая антология японской поэзии, составленная в период Нара. Составителем или, по крайней мере, автором послед­ней серии песен считается Отомо-но Якамоти, стихи которого да­тируются 759 годом. «Манъёсю» является первым сборником в японском стиле, написанном на манъёгане (ранняя японская пись-менность).

Школа национальной науки, или национальная школа (кокугаку), начала формироваться также в XVII в.144. Родоначальник данного направления, буддийский монах Симокава (посмертное имя Кэйтю) (1640-1717), по совету того же главы Мито, князя Токугава Мицуку-ни, начал изучать «Манъёсю»145. Обращение к японской древности оборачивалось проповедью национальной исключительности японцев. Центром земли объявлялся не Китай, а Япония. Другой исследователь древней по­эзии, Када Адзумамаро (1668-1736), которого относят к числу основоположников кокугакуха, ввел в обиход тер­мин кодо (древний путь) и стремился «воскресить сокро­венную суть японского национального характера», во­площенную в «Манъёсю». Этот поэт доказывал, что суть японца раскрывается в понятиях «мужество» и «воинст­венность». Полностью восстановить дух «Манъёсю» пы­тался Камо Мабути (1696-1769), доказывавший, что культура Хэйан искусственная, а японцам надо вернуться к более ранним истокам. Он также считал, что японский дух воплощен не в любви, а в воинственной простоте146.

Заслуга поэта состояла в его глубоком исследовании на­циональной классики, представленном, прежде всего, в «Размыш­лениях о „Манъёсю"» (1768). Но возвеличивание воинственного начала в японской литературе вызвало протест даже среди других приверженцев школы национальной науки. Так, Када-но Аримаро (1706-1751) в «Восьми трактатах о национальной песне» (1742) выступил не только против официальных конфуцианских воззре­ний на средство поощрения добра и наказания зла, но и против тех своих соратников, которые подчиняли изучение древней поэзии националистическим целям.

147 «Кодзики», или «Фурукотофуми» («Записи о деяниях древности») - крупнейший памятник древнеяпонской литературы, один из первых письменных памятников, свод мифов и легенд, со­брание древних песен и историческая хроника. Согласно преданию японский сказитель Хиэда-но Арэ истолковал, а придворный О-но Ясумаро записал мифологический и героический эпос сво­его народа, пронизав его идеей непрерывности и божественного происхождения императорского рода. Работа над «Кодзики» бы­ла завершена в 712 г.- в годы правления императрицы Гэммэй. Авторский список «Кодзики» не дошел до наших дней. Старейшим и наиболее полным вариантом списка «Кодзики» является текст монаха Кэнъю, датируемый второй половиной XIV в.

Наиболее видной фигурой среди представителей национальной школы был сын торговца хлопком и уче­ник конфуцианца Мотоори Норинага (1760-1801). Он в течение 30 лет исследовал Кодзики147 и написал к 1799 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]