Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
япония.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
402.81 Кб
Скачать

4. Идеологическая и политическая борьба в японском обществе

В период Эдо активно развивались и боролись меж ду собой различные идеологические школы, отражав­шие различные направления японской общественно-политической и научной мысли29.

129 Мировоззренческую мысль в Японии принято называть словом «смео» (сознание, мысль), которое подразумевает и религиозное, и экономическое, и политическое мышление.

130 Хаяси Радзан в молодости учился в буддийском монасты- ре, но затем вернулся в мир, стал критиковать буддизм, а также христианство.

В качестве основы официальной идеологии Току-гавской Японии было выбрано конфуцианство. Выбор был обусловлен отсутствием в японском синто-буддийском синкретизме догматов, обосновывающих и освящающих власть сегуна. Еще в конце XVI в. Токуга­ва Иэясу познакомился с ученым Фудзивара Сэйка (1561-1619), внушившим ему идею устройства государ­ства по образцу раннесредневековой китайской империи Тан. Но сам Сэйка отказался быть советником сегуна, первым пост конфуцианского советника при сегунах занял Хаяси Радзан (1583-1657), приверженец наиболее влиятельного конфуцианского направления - чжусини-анства (сюсигаку) °. К концу XVII в. потомки Хаяси

Радзана получили статус официальных конфуцианских советников сегуна и глав конфуцианской академии в Эдо. Сын Хаяси Радзана - Гахо (1618-1670) - был соав­тором и продолжателем основных работ своего отца. В 1693 г. пост советника перешел от семьи Хаяси к круп­ному ученому Араи Хакусэки (1657-1725) ,

Араи Хакусэки прославился как автор традиционного сборника «Поэтические произведения Хакусэки» (1711) и множест­ва других сочинений. Исходя из тезиса Чжу Си «доискиваться до законов вещей» (кюри), Хакусэки проявлял интерес к современной жизни и стал одним из зачинателей «западной науки» в Японии. Как советник сёгунского правительства, он получал сведения о Ев­ропе от голландской миссии, беседовал с европейскими миссионе­рами. Он написал ряд сочинений, среди них наиболее важное — «Записки о Западе» (1709), где приводится рассказ миссионера-итальянца Сидотти о том, что в некоторых европейских странах победил республиканский строй и глава государства, а также чи­новники избираются народом. Не исключено, что из-за этого от­рывка «Записки» Хакусэки» оставались неопубликованными до 1882 г.

132 Другим направлением конфуцианства в Японии было Емэйгаку (учение Ван Янмина). Первым его стал проповедовать Накаэ Тодзю (1608-1648), основавший у себя на родине в Оми Школу Тодзю сёин. Крупнейшим представителем этого направления был Кумадзава Бандзан (161-1691), полагавший, что конфуцианст-Во Дополняет синто.

Чжусинианство в Японии посредством принципа «дайги мэйбун» («великого долга и деления по именам») закрепило жесткость социальных функций и обязанно­стей каждого индивида. Через конфуцианский принцип «смены Мандата Неба» обосновывалась законность прихода к власти дома Токугавы. В 1790 г. правительст­во запретило изучать другие направления конфуцианст-ва, уже получившие распространение в Японии . Од­нако японская культура и историческая традиция не бы­ли подвергнуты ревизии, что обусловило сохранение синтоиской доктрины власти, определенного взаимо­приспособления конфуцианства и синтоизма для идео­логического обоснования сложившейся политической системы133.

Хаяси Радзан создал своеобразный конфуцианско-синтоистский синкретизм. «Путь богов» отождествлялся с универ­сальным законом «Ри» (Закон, Ритуал).

134 Этот труд был составлен по образцу знаменитой работы Сыма Гуаня «Всеобщее зерцало, управлению помогающее». «Хон­тё цуганъ был написан на китайском языке в форме исторической хроники правления императоров, в нем показана история Японии от начала правления мифического императора Дзимму и до уста­новления власти дома Токугава.

Конфуцианско-синтоистское обоснование легитим­ности существующей власти было сделано посредством гуманитарных наук, прежде всего истории. В течение периода с 1644 по 1670 гг. в Японии был составлен кол­лективный труд «Хонтё цуган» («Всеобщее зерцало, управлению нашей страны помогающее»), насчитывав­ший 310 томов134. «Хонтё цуган» носил характер офи­циальной истории, написанной с позиций синтоиско-конфуцианского синкретизма. Авторы, не отрицая бо­жественной сущности императорской власти, дали ей рациональную трактовку, полагая, что предком япон­ских императоров был правитель китайского царства У, отказавшийся от трона и занявшийся просвещением «варваров». Конфуцианско-синтоистский синкретизм дал основу для «неортодоксальных направлений», ока­завших большое влияние на развитие японской офици­альной идеологии. Отдельно в эпоху Эдо стоит учение Томинага Накамото, выдвинувшего в XVHI в. тезис о необходимости создания философии, отражающей реа­лии современности, а не следовавшей древним учениям Индии, Китая и Японии. Сын врача и ученик Хаяси Рад­

В 1660 г. он в 38 лет основал военную школу в Токио поч­ти на 2 тыс. учеников, среди которых были даже даймё.

136 Ямага Соко первым в Японии обратился к анализу и ин- терпретации применительно к своей стране разработанных в Китае принципов государственного устройства - «хокэн» (децентрализо- ванное правление) и «гункэн» (централизованное правление).

137 Известны и другие работы Ямага Соко - «Буке ёроку» («Сущность учения о самураях», 1656), «Ямага горуй» («Изречения ■Ямага», 1665), «Тюте дзидзицу» («Подлинные события в Средин- ной Стране», 1669), «Букэ дзики» («Записки о военных домах», 1673).

118 Все мыслители «Когакуха» отрицали возможность позна­ния вещей и природных форм в силу ограниченности человеческо-Го Разума и объясняли все сущее волей Неба. Ито Дзинсай (1627-170S) утверждал, что моральные нормы могли возникнуть лишь 8 к°нтексте человеческой истории.

зана - Ямага Соко (1622-1685), ратуя за очищение конфуцианства и «возвращение к Конфуцию», основал направление когакуха (школа древнего учения). Взгля­ды Ямага Соко, пришедшего к выводу, что «Срединным государством» является не Китай, а Япония , легли в основу самурайской этики бусидо и идеологии японско­го национализма. Главный труд Ямага Соко «Сущность священного учения» (1665) был запрещен, а он сам даже на некоторое время попал в тюрьму. Лишь в 1675 г. Ямага Соко вернулся в Эдо, где занялся изучением японской истории 37. Большой вклад в развитие когаку­ха внесли Огю Сорай (1666-1728) и Дадзай Сюндай (1680-1747), посвятившие свои учения социально-политическим проблемам. Они полагали, что благопо­лучие в государстве зависело не от морального совер­шенства его граждан, а от знания «норм ритуала, музы­ки, системы законов и наказаний», созданных «совер-шенномудрыми» древности, которых Небо наделило уникальными способностями .

Самыми известными и влиятельными направления­ми научной и общественно-политической мысли эпохи Эдо в Японии были историческая школа Мито» (Мито гакуха) и школа национальной науки {кокугаку). Разви­тие и противостояние этих школ отразили противоречи­вую сущность японской цивилизации и заложили осно­ву будущей успешной модернизации общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]