Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
77_GAR_KAV_J_Organizatsia_konsult_sluzhby_APK_C...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
946.69 Кб
Скачать

3.2. Информационно-консультативная служба в советское время

К 1917 году в России единоличным крестьянским хозяйст­вам принадлежало 215 млн. га (58,6 %) сельскохозяйственных зе­мель. Средний размер сельскохозяйственных угодий одного хозяй­ства составлял около 8,7 га.

К категории товаропроизводителей можно было отнести около 1.1 млн. хозяйств, которым принадле­жало более 80 млн. га (примерно 73 га на одно хозяйство). Осталь­ные 41.4 % сельскохозяйственных земель являлись собственно­стью помещиков, царской фамилии и монастырей. Эти земли ак­тивно использовались для товарного производства сельскохозяйственной продукции. Деятельность службы общественной агрономии была направлена на первую категорию товаропроизводителей. С представителями второй категории работали наемные агрономы.

В период НЭПа появляется возможность для реализации творческого потенциала представителей «старой школы». В это время при Петровской земледельческой академии по инициативе А.В. Чаянова создается первый в стране научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, директором которого стал сам А.В. Чаянов. Эта организация усилила научную состав­ляющую консультационной деятельности. Позднее, в период кол­лективизации, деятельность консультационной службы войдет в противоречие с курсом партии, и многие представители института будут репрессированы.

С периодом коллективизации в России связана новая аг­рарная политика государства и как следствие этих изменений - за­мена службы общественной агрономии на систему, которая лишь частично смогла обеспечить выполнение тех же функций, посколь­ку была предназначена для решения других задач. Соответственно изменениям самой отрасли сельского хо­зяйства изменялся и характер информационно-консультационной деятельности. Если в 1928 году потенциальное число клиентов ИКС составляло 25 млн. хозяйствующих субъектов, включая 23.7 млн. единоличных крестьянских хозяйств и 1.1 млн. сравнительно крупных товаропроизводителей, то к 1940 году число хозяйствую­щих субъектов сократилось до 3.8 млн. Число колхозов и совхозов за это же время увеличилось с 16.2 тысяч до 241.1 тысяч.

Между кооперативной агрономией, которая по своей идео­логии оставалась общественной агрономией, и создававшейся со­ветской формой агрономической работы зародился конфликт, за­ключавшийся в том, что общественный агроном руководствовался в своей работе нуждами крестьянина и хозяйственными потребно­стями, своего района. В задачу же правительственного агронома входило оказание помощи представителям тех форм хозяйствова­ния, в которых было заинтересовано государство; финансирование консультационных программ осуществлялось из государственного бюджета и определялось интересами государства. Постепенно об­щественная агрономия стала восприниматься советской властью как реакционная, поскольку она стремилась к сохранению мелких и средних форм хозяйствования и, частично, вследствие отстаива­ния своих внутренних интересов.

В период с 1945 по 1967 годы, в новых условиях развития сельскохозяйственного производства прежние функции консульта­ционной службы получили дальнейшее развитие. Широкий размах стало приобретать сельскохозяйственное образование и внедрение в производство передовых приемов науки и техники. Создаются НИИ всесоюзного и зонального значения, имеющие в подчинении опытные станции, поля.

Так, число специалистов с высшим и средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринарных работников, экономистов сельского хозяйства и пр.) в 1940 году в РСФСР со­ставляло 154 тыс. человек. Это в 3 раза больше по сравнению с аналогичным показателем 1928 года. Одновременно увеличился уровень грамотности сельского населения с 55 % в 1926 году до 99.4% в 1970 году.

На базе МТС создаются агрохимические лаборатории, це­лью которых было изучение почв колхозов и совхозов, составление почвенных карт, осуществление контроля за качеством и примене­нием удобрений, качеством семян, изысканиями залежей гипса, торфа и т.п. В этот же период времени на базе отдельных колхозов и совхозов открываются агрозоотехнические курсы с трехлетним сроком обучения без отрыва от производства.

В 50-е годы создаются машинно-животноводческие стан­ции (МЖС), организованные в районах отгонного и полуотгонного животноводства для механизации трудоемких работ в животновод­стве, а также лугомелиоративные станции (ЛМС) для механизации работ по осушению земель и коренному улучшению лугов и паст­бищ.

В результате процесса объединения и укрупнения колхозов к 1985 году число сельскохозяйственных предприятий, осуществ­ляющих товарное производство, составило 49.9 тыс. (в целом по СССР). При этом в отрасли (непосредственно на предприятиях) работали 2311 тысяч специалистов с высшим и средним специаль­ным образованием. Из них более 1706 тысяч имели сельскохозяй­ственную специальность.

Наряду с этим происходит заметный рост энерговооружен­ности отрасли. Так, общее потребление энергии в сельском хозяй­стве увеличилось с 38, 6 млрд. кВт. ч в 1970 году до 160,4 млрд. кВт. ч в 1987 году (т.е. в 4,2 раза). Если в 1916 году во всем сель­ском хозяйстве общая потребляемая мощность составляла 23,9 млн. л. с, а в 1928 г. - 21,3 млн. л. с, то к 1940 году эта величина возросла до 47,5 млн. л. с, а к 1960 году - до 155,9 млн. л.с.

Созданная система Научно-технической информации наря­ду с информационной деятельностью занималась также организа­цией внедрения достижений науки, техники и передового опыта, составлением планов внедрения, осуществляла контроль за их вы­полнением. Данная информационная система выполняла единые функции по вопросам научно-технической информации, производ­ственной пропаганде и освоению научных достижений, что в зна­чительной степени способствовало ускорению научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе. Особен­но эффективно такая система работала в инженерно-технической сфере АПК.

В то же время в сельском хозяйстве отраслевая система НТИ была представлена лишь на союзном уровне - Всесоюзным научно-исследовательским институтом информации и технико-экономических исследований в сельском хозяйстве (ВНИИТЭИСХ).

В республиках, областях (краях) и районах орга­нов, фокусирующих научно-техническую информацию по сель­скому хозяйству, не существовало. Эти функции лишь отчасти вы­полняли в регионах подразделения по сельскому хозяйству межот­раслевых территориальных органов НТИ (ЦНТИ)5.

В конце 80-х годов система НТИ была преобразована в но­вую структуру ЕС АгроНТИ. Единая система Научно-технической информации Госагропрома СССР являлась составной частью Госу­дарственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и была призвана обеспечивать научно-технической информацией все основные сферы АПК на основе создания, ведения и распространения баз данных информационных изданий и соблюдения единых принципов информационной деятельности.

Данная отраслевая система НТИ (ЕС АгроНТИ) состояла из 5-ги основных уровней, объединявших в единую систему ЦНСХБ ВАСХНИЛ, НИИ всесоюзного уровня, также их отделения на рес­публиканском, краевом, областном уровнях и службы НТИ, пропаганды и внедрения непосредственно в колхозах, совхозах, на дру­гих сельскохозяйственных предприятиях. Элементы этой системы должны были стать связующим звеном между наукой и агропро­мышленным производством.

После распада Советского Союза ЕС АгроНТИ просущест­вовала еще некоторое время, но уже в рамках Министерства сель­ского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Анали­зируя опыт деятельности ЕС АгроНТИ с 1987 по 1992 годы, В.М. Баутин делает вывод, что данная система была основным прово­дящим каналом доведения научно-технической информации до всех форм товаропроизводителей АПК, сферы управления и науки.

В то же время с позиций сегодняшнего дня в организации информационного обеспечения агропромышленного комплекса имелись недостатки, что значительно снижало эффективность дея­тельности ЕС АгроНТИ.

Во-первых, отсутствовала отраслевая система доведения НТИ до колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных пред­приятий.

Во-вторых, не был налажен механизм обратной связи и как следствие этого - незнание реальных проблем и потребностей то­варопроизводителей.

В-третьих, существовавшие принципы управления и орга­низации информационных органов не обеспечивали их тесного взаимодействия с учебными заведениями разных уровней (вузами, техникумами, школами), системой повышения квалификации, на­учно-исследовательскими структурами.

В-четвертых, специалисты информационных центров, пре­подаватели сельскохозяйственных учебных заведений, работники научных учреждений были ориентированы на выполнение своих узковедомственных задач и не были объединены общей целью. Организация их работы не предусматривала совмещения функций консультанта, научного работника и преподавателя.

В результате предлагаемые ими новые знания были рассчитаны на среднего по­требителя; при подготовке информационных материалов часто не учитывались особенности и условия хозяйствования конкретных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предлагаемые слу­шателям системы повышения квалификации и поступающие в хо­зяйства отдельные сведения по какой-либо проблеме не были при­вязаны к технико-экономическим условиям конкретного сельско­хозяйственного производителя и, как правило, не могли быть ис­пользованы без соответствующей доработки до уровня практиче­ского интереса.

В-пятых, перед работниками региональных информацион­ных органов не ставилась задача обеспечить привязку результатов научных исследований к конкретным зональным условиям и соот­ветственно с учетом этого доработать получаемую от исследова­тельских структур и центральных информационных органов ин­формацию. Не предусматривалось посещение ими сельскохозяйст­венных производителей с целью оказания консультационной по­мощи в решении конкретных производственных проблем.

Все это привело к тому, что эффективность деятельности информационных органов и служб, высших и средних учебных за­ведений, институтов повышения квалификации, исследовательских структур, в которых были заняты высококвалифицированные спе­циалисты, была чрезвычайна низка.

В дальнейшем, вместо устранения имеющихся недостатков, совершенствования системы информационного взаимодействия и интеграции этих структур и сельскохозяйственных производителей система органов НТИ в период распада Союза была практически ликвидирована. В основном остались только научно-исследовательские институты на федеральном уровне.

Только в 90-е годы XX века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии, в России началось воссоздание информационно-консультационной службы. Начался процесс возвращения к основополагающим принципам построения системы консультирования товаропроизводителей, описанных А.В. Чаяновым, и аналогичных тем, что существовали в Рос­сии до периода коллективизации.

Этот позитивный процесс стал развиваться не «снизу», а именно «сверху», со стороны государст­ва, так как изменилась аграрная политика и консультационная служба, как государственный инструмент реализации этой полити­ки, вновь стала востребованной.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]