Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМКД. РЯиКР. 2012 Практический элемент.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
417.28 Кб
Скачать

Текст 1

Любая форма общения подчинена какой-либо цели. Цель может осознаваться, а может не осознаваться. В тех случаях, когда целевая организация не осознаётся, реакции слушателей бывают зачастую парадоксальными. Например, если слушатели неожиданно высоко оценивают речевой акт, это означает, что цели его создателя совпали с ожиданием слушателей. Если же, наоборот, слушатели встречают оратора «в штыки», значит, его цели оказались противоположными ожиданиям аудитории. В этом случае участник общения, позиция которого была отвергнута, обязательно должен осознать причины этого конфликта и не провоцировать его впредь. К сожалению, в жизни люди редко серьёзно задумываются над причинами коммуникативной конфликтности, особенно, над причинами бессознательного характера.

Публичная речь требует сознательной целевой организации, о чём начинающие ораторы очень часто не догадываются. Адекватность целевой организации условиям коммуникативного процесса в каждом конкретном случае общения можно считать важнейшим критерием ораторского мастерства. Следует помнить, что целей выступления может быть множество, как в самых простых ситуациях общения, так и в самых сложных. Самой простой целью публичной речи можно считать признание оратора аудиторией в качестве субъекта общения на промежуток отведённого ему времени. (Коротец И. Д. Риторика: экспресс-справочник для студентов вузов. М., 2006)

Текст 2

Я себе и другим всё время задаю вопрос: «Как реформировать страну, в которой проживают 160 наций и национальностей?» Каждая со своими особенностями, традициями, менталитетом. Это требует особой осторожности и государственной мудрости в подходе к любым изменениям.

Сегодняшний кризис – в первую очередь кризис олигархов и высокопоставленных чиновников. Именно олигархический класс с чиновничьей свитой больше всех от него пострадали и, судя по всему, будут страдать ещё долго.

Нам говорят: в первую очередь надо спасать банки, поскольку они составляют «кровеносную систему» экономики. Получается, что систему министра финансов Кудрина и главы Центробанка Игнатьева спасаем, а мозг экономики, реальный сектор – нет. Хотя именно мозг управляет кровеносной системой. Человеку легко идти по ровной местности: у него много денег, и ему легко управлять любыми предприятиями, государством. Но когда на его пути встречается пропасть, перед ним возникает вопрос: что делать, чтобы её преодолеть? В настоящее время наши чиновники советуют президенту закидать эту пропасть деньгами, а затем по ним через неё перейти. Русская пословица гласит: «Финансовая пропасть – самая глубокая: в неё может падать всю свою сознательную жизнь». Так может, легче обойти? («Совершенно секретно», № 5 2009)

Текст 3

Господин, ты созвал нас на свободный совет, и мы все это знаем. Но я не буду говорить за нас, командиров; по-моему, у меня нет такого права. Ты всегда был щедр – и можно сказать, мы уже получили свои деньги за то, чтобы продолжать путь. Если ты желаешь двигаться дальше, наша работа как раз и состоит в том, чтобы проследить за выполнением твоей воли; именно за это нас и повысили в чине. Итак, с твоего разрешения, я буду говорить за простых воинов. Они идут не за мною, господин. За тобой. Именно поэтому я скажу всё, с чем пришёл.

Наверное, я самый старый здесь. Ежели я и смог прославить своё имя на бранном поле, то это лишь благодаря тебе, господин… Ну так вот. Люди, как ты сам уже сказал, вынесли на своих плечах больше, чем все прочие армии. И вновь благодаря одному тебе. Но коли уж простые вояки говорят: «Хватит», они заслуживают быть услышанными. Подумай, сколько македонцев покинули родные края, отправившись с тобою в дальний поход. Сколько их осталось?

Мы погибали на полях сражений; нас косили лихорадка и язвы. Среди нас есть калеки, коим уже не воевать более… А люди, оставшиеся в твоих новых городах? Не все они счастливы там, но там они и останутся. Погляди теперь на оставшихся с тобою: мы годимся пугать вороньё в этих индийских тряпках! Ежели снаряжение воина не приносит ему ни удобства, ни гордости, это снижает боевой дух всей армии. А что уж говорить о коннице? Копыта лошадей уж совсем поистёрлись… И, господин, дома нас ждут жёны и дети… Наши дети уже сейчас покажутся нам чужаками; скоро то же самое станется и с нашими жёнами. Господин, воины хотят попасть домой со всеми своими пожитками, пока ещё их имена не совсем позабыты в родных деревнях. И ежели они доберутся туда, то очень скоро новая армия вырастет прямо из земли, упрашивая тебя вести её за собой. Возвращайся, царь. Твоя мать, должно быть, мечтает повидать тебя. Так будет лучше, господин. Поверь, так будет лучше. (Рено Мэри. Персидский мальчик: Исторический роман. – Пер. с англ. – М., 2000).