Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
phpnlnces.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
864.26 Кб
Скачать

О денежном вопросе

Одно из главных отличий психолога от “хорошего человека” прежде всего в том, что он разговаривает за деньги. То есть психологическая помощь является платной. Сумму оплаты предлагает сам психолог. Чем же определяется эта сумма?

Прежде всего, надо учитывать, что деньги за сеанс являются не только возмещением затрат энергии психолога, но и частью процесса консультирования. Обычно человек не ценит то, что ему достается бесплатно. Кроме этого, бесплатная помощь таит опасность формирования зависимости клиента от психолога. “Если он не берет деньги, чем же я смогу ему отплатить?” – естественный вопрос, который может возникнуть у клиента. Если я помог таким образом, то я оказываюсь в роли благородного. А в какой роли оказывается мой клиент? Нарушается равновесие в отношениях. Позиция благодетеля, кроме всего прочего, чревата еще и тем, что другой человек подсознательно чувствует свой долг и в нем копиться состояние униженности (ведь он не может вернуть нам столько же). Когда это состояние долга накапливается до критической массы, то происходит освобождение, которое идет через обесценивание благодетеля. Недаром есть такая пословица, что «Благодетелю – первый кнут»! Или есть мрачноватая шутка в современном варианте: «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».

Кроме этого, психологу чрезвычайно важно точно определить размер оплаты. Иногда можно поинтересоваться у клиента, во сколько он сам оценил бы вашу работу. Если он даст заниженную оценку – это косвенно может говорить о том, что данная проблема его не очень волнует. Общее правило со времен Фрейда гласит: “Чем больше человек платит, тем быстрее он выздоравливает”. Но здесь нужен разумный подход. Оптимально подобранная сумма оплаты – это все равно, что правильно настроенная струна: если она натянута слабо, то она дребезжит, если сильно – рвется. Сумма не должна быть малой, но и не чрезмерной. Необходимо, чтобы она вызывала некоторое напряжение у клиента, но в то же время не была бы слишком велика для его бюджета.

Отношение к деньгам является сильной психологической “кнопкой”. Для этого психологу, прежде всего, самому желательно разобрался с этой зависимостью и был от нее свободным. Как-то раз один знакомый психолог проводил консультацию за крупную сумму. Именно это и мешало ему сосредоточиться. Когда прошел положенный час, он, промучившись, отдал обратно эти деньги и…успешно завершил консультацию.

Все хотят получать большие деньги, но некоторым психологам легче работать бесплатно или за небольшую сумму. Почему? Потому что это безответственно. Психологу важно осознать, что в желании помогать за “малые деньги” лежит не альтруизм, а банальный страх ответственности и неуверенность в своей квалификации.

Почему психолог не должен давать советы?

Одна из распространенных житейских иллюзий о работе психолога заключается в том, что его задача – дать точный и правильный совет по поводу решения проблемы. Самый распространенный вопрос в начале консультации: “Скажите, так что же мне делать?”. Но профессиональный психолог советов старается не давать. Любой совет – это, прежде всего, еще большее ухудшение ситуации человека и ослабление его психологического состояния. Даже если этот совет правильный. Почему?

Образно говоря, клиент приходит к психологу все равно, что как слепой к зрячему. То, что называется психологической проблемой, является следствием своеобразного дефекта зрения человека. Человек делает глупые поступки не потому, что он глупый, а потому, что он не видит некоторых важных моментов своей ситуации. Это осложняется еще и тем, что в нем есть определенные внутренние силы, которые в этом заинтересованы. Как только возникает опасность того, что человек увидит то, что видеть нельзя, эти силы вступают в действие. Они начинают отвлекать человека, пугать его, маскировать ситуацию. Не справляясь с этим, человек периодически падает в разные душевные ямы.

Когда человек обращается за советом, то он на самом деле, спрашивает: “По какому маршруту мне, слепому, дальше идти, чтобы больше не падать?” Можно конечно посоветовать, но в этом случае человек будет постоянно к нам обращаться. Настоящая помощь заключается в том, чтобы он стал видеть. Чтобы в дальнейшем он бы себе не проводника-поводыря постоянно искал, а мог бы идти сам. “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” – эта народная мудрость вполне может быть девизом психологической помощи. Важнее помочь человеку на секунду увидеть, чем сто часов рассказывать ему о том, что его окружает.

Здесь есть одна сложность, которая заключается в том, что у слепого свое представление о реальности, свои иллюзии, свой сон. Невротик хочет невозможного – решать свои проблемы, но при этом не просыпаться. Чем сильнее у человека проблемы, тем более нормальна эта реакция при резком просыпании – шок. И возникает желание зажмуриться и убежать обратно в свой сон. Поэтому со стороны психолога необходима какая-то техника безопасности, чтобы хоть как-то подготовить человека к тому, что он увидит. Для этого надо создать ему необходимый эмоциональный настрой, убедить, что это в его силах, дать почувствовать ему свою поддержку и тому подобное.

Маленькая деталь – психолог может помочь, если у него будет более чем у клиента, острое зрение. Иначе – слепой слепому говорит…

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]