Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая часть.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

3. Покушение на преступление

Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение прес­тупления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам (ч. 3 ст. 30 УК).

При покушении на преступление происходит непосредственное посягательство субъекта на охраняемые уголовным законом общест­венные отношения, т.е. они ставятся под прямую угрозу причинения вреда, желаемого виновным лицом. Опасность наступления намечен­ных им вредных последствий, либо полное завершение начатого преступного деяния становятся реальными, однако преступ­ление остается незавершенным по не зависящим от данного лица обстоятельствам.

При покушении речь идет о действиях (бездействии), ко­торыми непосредственно выполняется объективная сторона состава конкретного преступле­ния, но его исполнение не доводится до конца: недостает преступ­ного результата, указанного в диспозиции соответствующей статьи Особенной части УК в качестве обязательного признака объективной стороны (материальные составы), либо полного завершения всех действий (бездействия), образующих объективную сторону состава преступления (формальные составы). От приготовления данная стадия отличается тем, что здесь действия виновного непосредственно направлены на осуществление преступного акта, а от оконченного преступления - своей незавер­шенностью.

Объективную сторону покушения, характеризуют три признака:

- действие (бездействие) непосредственно направлено на со­вершение преступления;

- преступление не завершено, т.е. не доведено до конца;

- преступление не завершено по не зависящим от виновного обстоятельствам.

Под покушением как деянием, непосредственно направленным на совершение преступления, следует понимать осуществление действий (бездействия), входящих в объективную сторону состава преступле­ния. В самих этих действиях или бездействии проявляется преступный замысел. Они (действия или бездействие) уже прямо направлены на охра­няемый уголовным законом объект, ставят его в непосредс­твенную опасность причинения существенного вреда.

Незавершенность посягательства - второй су­щественный объективный признак покушения. Именно незавершенность отличает покушение от оконченного преступления. Незавершен­ность преступного деяния при покушении следует понимать как от­сутствие одного или нескольких необходимых признаков объективной стороны состава преступления, предусмотренных конкретной статьёй Особенной части УК. Например, отсутствует восприятие сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом (“собеседник” оказался глухим, не умеющим понимать речь по губам). Незавершенность может также характеризоваться не наступлением указанного в зако­не преступного результата (материальные составы), когда виновный выполнил все те дейс­твия, которые намеревался для этого совершить (например, с целью причинения смерти нанес несколько ранений в жизненно важные ор­ганы потерпевшего и считал, что убил его, но того удалось спасти). В таких случаях критерием оконченности или неоконченности преступления служит не субъективную “завершенность” действий виновного, а фактическая незавершённость преступного деяния (отсутствует предусмотренный преступный результат). В тех случаях, когда предусмотренный законом преступный результат наступает не сразу, уголовное дело возбуждается по признакам покушения и лишь после наступления последствий, предусмотренных законом, содеянное признаётся оконченным преступлением.

Третий признак, характеризующий покушение с объективной стороны - это, недоведение преступления до конца по не за­висящим от виновного обстоятельствам. Преступное деяние в дан­ном случае не доводится до конца не в силу добровольного отказа.

К числу таких обстоятельств можно отнести, например, вмешательст­во посторонних лиц, действие сил природы, различных механизмов, нерешительность, неопытность и неподготовленность посягающего, допущенная им ошибка в фактических обстоятельствах дела (в объ­екте, средствах, способах действия и т.д.).

Положения ч. 3 ст. 30 УК о признаках покушения в равной степени касаются преступлений как с материальным, так и с формальным составом.

Субъективная сторона покушения характеризуется виной в виде прямого умысла. Содержание умысла по­кушающегося на преступление с материальным сос­тавом включает осознание общественной опасности действий (без­действия), непосредственно направленных на совершение преступления, предвидение возможности наступления в результате этого конкретных общественно опасных последствий и желание совершить эти действия. При покушении на преступление с формальным составом прямой умысел включает осознание виновным общественной опасности действий, непосредственно направленных на совершение преступле­ния, и желание их совершить. Необходимые для состава оконченного преступления мотив и (или) цель должны быть у виновного на стадии приготовления. Если покушению предшествовала стадия приготовления, она поглощается стадией покушения. О приготовлении речь может идти только при анализе недостатков в работе, которые не позволили пресечь преступление на первой стадии.

В теории и практике покушение на преступление принято делить на оконченное и неоконченное, годное и негодное. Негодное, в свою очередь, под­разделяется на покушение на негодный объект и покушение с негод­ными средствами.

Неоконченным как для формальных, так и для материальных составов считается такое покушение, при котором винов­ный по независящим от него обстоятельствам еще не выполнил всех необходимых, с его точки зрения, действий (бездействия) и тем самым не завершил преступления (например, террорист прицеливается в государственного деятеля, чтобы выстрелить, но преступление пресекается сотрудниками охраны). При этом виновный сознает, что не совершил всего, что нужно для окончания преступления.

Оконченным следует считать такое покушение, при котором виновный выполнил все, что считал необходимым, однако предусмотренные законом последствия не наступили (материальные составы) или не состоялась завершённость состава (формальные составы). Например, преступник выстрелил в человека с целью лишить его жизни, но промахнулся (оконченное покушение на убийство, предусмотренное ст. 105 УК), или передал сведения, составляющие государственную тайну гражданину России, принятому за иностранца (оконченное покушение на государственную измену в форме выдачи – ст. 275 УК).

Оконченное покушение, обычно, при прочих равных условиях, более опасно. По своим признакам оно ближе к оконченному преступлению, однако, между ними необходимо проводить чёткую грань.

Деление покушения на неоконченное и оконченное играет важ­ную роль при определении степени общественной опасности содеянного, назначении наказания и решении вопроса о добровольном от­казе от преступления.

При покушении на негодный объект действия виновного, вследствие допускаемой им фактической ошибки, не создают реаль­ной опасности причинения вреда охраняемым уголовным законом об­щественным отношениям (например: похищение из сейфа папки, в которой не оказалось секретных документов; завладение дезинфор­мационными материалами при заблуждении лица относительно их ис­тинного характера и т.д.).

При покушении с негодными средствами виновный для достиже­ния своих общественно опасных целей применяет такие предметы, которые по своим объективным качествам и свойствам не могут при­вести к окончанию посягательства или желаемому преступному ре­зультату. Под средствами здесь понимаются не только собственно орудия и иные средства преступления, но и способы его исполнения. Негодные средства подразделяются, в свою очередь, на абсолютно непригодные и непригодные в данных условиях (например, попытка отравить человека веществом, принятым за яд, или стрельба со значительного расстояния холостыми патронами).

Покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами обладают признаками общественной опаснос­ти, а лицо, совершившее такое покушение, подлежит уголовной от­ветственности на общих основаниях. Налицо прямой умысел субъекта на деяние, которое остается незавершенным по независящим от ви­новного обстоятельствам. Применение очевидно непригодных средств (например, попытка использовать для посягательства сверхъестест­венные силы, заклинания, наговоры) по существу является не поку­шением, а нетипичным вариантом обнаружения умысла и не влечет уголовной ответствен­ности.

Основанием уголовной ответственности за покушение на преступление является наличие в действиях виновного состава неоконченного преступле­ния. При решении вопроса об уголовной ответственности здесь учи­тываются положения ст.ст. 29 и 30 УК.