Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая часть.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
1.41 Mб
Скачать

2. Преступление, совершенное с двумя формами вины

В ст. 27 УК говорится, что “если в результате совершения умышленно­го преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает толь­ко в том случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело возможность наступления, но должно было и могло предвидеть возможность на­ступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно”.

Таким образом, сущность преступления с двумя формами вины заключается в следующем:

- отношение к совершенному преступлению умышленное, а отношение к тяжким последствиям такого преступления неосторожное;

- и само умышленное преступление и неосторожное причинение тяжких последствий, взятые в отдельности, уголовно наказуемы как самостоятельные деяния;

- умышленное преступление может быть преступлением с материальным и с формальным составом;

- тяжкие последствия могут выступать только как квалифицирующее обстоятельство;

- в целом такое преступление признается единым умышленным пре­ступлением.

Практическое значение конструкции преступлений с двумя формами вины заключается в том, что она позволяет отграничивать эти преступ­ления от умышленных или неосторожных преступлений, сходных по объективным признакам с преступлениями с двумя формами вины (например, преступление предусмотренное ч. 4 ст. 111 УК, от преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 и 109 УК).

3. Мотив и цель преступления

Вопрос о мотивах преступления тесно связан с понятием умысла. Преступления, совершаемые умышленно, не могут быть безмотивными. Стремление действовать в ущерб охраняемым законом интересам, как направленность воли преступника, возникает под влиянием определенных побуждений (мотивов). Без выяснения этих мотивов нельзя правильно оценить совершенное преступление, дать ему правильную юридическую квалификацию, нельзя правильно уяснить содержание умысла преступника. Пленум Верховного суда России неоднократно указывал на необходимость тщательного выяснения мотивов преступления и их изложения их в приговорах.

Мотив - это внутреннее побуждение, стремление лица, которое толкает лицо на совершение преступления. Это такое психологическое переживание, на основе которого возникает и развивается мыслительный и чув­ственный процесс, высвобождающий волю, а затем порождающий решение о совершении действий. В основе мотивов лежат потребности человека.

Мотив неразрывно связан с чувствами, эмоциями человека, но не адекватен им. Мотив - это не просто чувство, эмоции, переживания, а чувство, превратившееся в стремление к определенному поведению. Это стартовый механизм преступного поведения.

Тесно связано с понятием умысла и понятие цели преступления. Умышленные действия всегда целенаправленны.

Цель - это идеальное представление лица о желаемом результате, которого оно стремится достигнуть, совершая преступление. Понятие цели тесно связано с понятием результата, но не адекватно ему. Цель – это признак субъективной стороны преступления, и она существует уже тогда, когда никакого результата еще нет и, возможно, не будет. Результат - это признак объективной стороны, и он появляется тогда, когда реализована и достигнута цель преступления.

Мотив и цель возможны только в умышленных преступлениях. Они влияют на квалификацию преступления, но только в тех случаях, когда они прямо указаны в статьях Особенной части Кодекса в качестве обязательных признаков основного или квалифицированного состава. В качестве обязательных признаков основного состава законодатель сравнительно редко указывает мотивы и цели преступления. Гораздо чаще они указываются в качестве квалифицирующих признаков состава преступления. И в том и в другом случае они подлежат доказыванию. Но даже, если мотивы и цели не указаны законодателем в качестве обязательных признаков, устанавливать их в умышленных преступлениях не­обходимо, ибо без этого невозможно правильно определить характер и степень вины субъекта преступления.

Доказывать мотивы и цели очень сложно и трудоемко, ибо они харак­теризуют внутреннюю, скрытую сторону преступления. Судить о них можно только по внешним проявлениям, по поведению, по действиям человека. Вместе с тем надо отметить, что содержание мотивов и целей не рас­крывается непосредственно, а обнаруживается опосредованным образом. Познаваемость психических процессов нельзя понимать упрощенно, прими­тивно, ибо человек может думать одно, говорить другое, а делать третье.

Преступление – сложное, многогранное явление как с точки зрения его проявления в объективном мире, так и с точки зрения механизма соци­ального детерминизма и психологического развития. Мотив и цель, пре­жде чем получить свойственное им содержание и обрести определенную форму, испытывают воздействие множества факторов как объективного, так и субъективного характера, которые, в конечном счете, обусловливают и определяют их, а значит, и позволяют установить подлинный характер и направленность мотивов и целей преступника, а вместе с этим и содержание умысла.

Таким образом, для того, чтобы практически установить мотивы и це­ли преступника, необходимо осуществить, по крайней мере, следующее:

- произвести тщательный анализ признаков объективной стороны преступления, то есть собственно анализ действий виновного;

- проанализировать поведение человека, предшествовавшее совершению преступления;

- получить полную и всестороннюю характеристику личности виновного;

- установить место, время и обстановку совершения преступления, орудия и способы совершения преступления.

Все указанные факторы должны учитываться в совокупности ибо, взят­ые по отдельности, они не могут дать полной и точной картины моти­вов и целей субъекта.