Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SOCIALNAYA PEDAGOGICA KAK PEDAGOGICA SREDY 2005....doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
1.75 Mб
Скачать

1.6.3. Территория

Важным условием объединения и существования группы является территориальное поведение. Дети, подростки в своих дворах, на территории жительства осваивают свои места. Известно, что в городе, в микрорайонах существует достаточно жесткое территориальное разделение подростков. Понятие «наш двор» - это не столько территориальное, сколько социально-психологическое понятие. Оригинальное и тщательно выполненное исследование М.В. Осориной позволяет понять нам сложные связи, существующие между ребенком и окружающей его физической средой92.

Она отмечает, что потребность быть взаимно видимыми и досягаемыми между детьми и взрослыми характерна только для первых лет жизни. С возрастом территория, осваиваемая ребенком самостоятельно, постепенно расширяется, изменяются формы и смыслы овладения этой территорией.

Границы разрешаемой территории зависят от множества факторов.

В семьях, живущих на первом-третьем этажах, дети пользуются большей территориальной свободой (он более доступны родителям).

В многоквартирных домах дети всегда спрашивают разрешения погулять по двору, в собственных – по двору можно гулять без спроса.

Пространство передвижения ребенка тщательно дифференцируется: куда-то его пускают одного, куда-то – только со знакомыми сверстниками, куда-то - только с известными взрослыми, а куда-то – только с родителями

Все зависит от возраста, пола, особенностей местности, традиций семьи.

Обычно территориальные запреты накладывает мать, а проводником в новые территории выступает отец или старшие сверстники93.

В книге М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» приводится описание интересного исследования американского исследователя Р. Хэрта. Он участвовал в их играх и прогулках, разговаривал с родителями, выясняя, куда детей отпускают, а куда – нет, где и чем дети занимаются, как зависит площадь территории, освоенная ребенком, от его возраста и пола94.

Оказалось, во-первых, что в любом возрасте территория, освоенная мальчиками, в полтора-два раза больше территории девочек. Этот факт соответствует данным, которые были собраны и объяснены советским ученым В.А.Геодакяном о межполушарной асимметрии мозга и её влиянии на гендерное поведение.

Для описания территориального поведения подростков им было введено три базовых понятия: «границы», «пути», «места». Граница – противопоставление «своего» - «чужому». Чем менее зрелая личность, тем слабее ощущение собственной идентичности, тем важнее опора на внешние формы – границы. Осознание коллективного «Я» часто происходит через владение территорией, средством сплочения группы выступает защита территории от «врагов». Поэтому дворовое сообщество внимательно относится к чужаку, поэтому до сих пор распространены не только в городах, но и в селах вражда, доходящая до драк: «двор на двор», «улица на улицу», «зареченские» против живущих на другом берегу реки.

Пути – привычные траектории движения. Его характеристики – протяженность, удобство, знакомость, безопасность, интересность, символичность и т.д. Пути подростков часто отличаются от путей взрослых, идущих в те же самые места, например, в школу; часто это буквально – «свой путь». Подросток «удлиняет» путь, заходит «по пути» в интересные для него места – попроведовать дворовую собачку, зайти за другом, забежать в соседний двор.

Место – локус пространства, где человек удовлетворяет какие-либо свои потребности или испытывает определенные чувства. Это, например: места игр «страшные», запретные и злачные места; интересные места (часто – где можно наблюдать чужую жизнь); места уединения и встреч; места экзистенциально-философских переживаний; места переходности (вокзалы) и т.д.

Рассмотрим более подробно места детских игр и прогулок в современном большом городе и поведение ребенка в них. Современные дворы плохо оборудованы с точки зрения условий для прогулок и отдыха жителей всех возрастов. В нашем регионе чаще всего мы встречаем или двор-колодец с большой помойкой в углу, множеством бродячих кошек и собак и с пятачком асфальта, где девочки прыгают через скакалку, а взрослые пью пиво, играют в карты или домино. Или это типичный пейзаж новостроек: безжизненные, открытые всем ветрам пустыри с кратерами незарытых ям, торчащей из земли проволокой и брошенными бетонными плитами. (Вспоминаю свое детство в подобном дворе – какие интересные «войны» мы разыгрывали в этих ямах и как нам стало скучно жить и играть, когда ямы зарыли и поставили благоустроенные песочницы).

В обыденной жизни дети практически постоянно вынуждены находиться и находить себе занятие в ситуациях, заданных старшими. Но чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретает строительство своего собственного потаенного мира, где он может распоряжаться как хозяин.

Наблюдения за детьми на прогулке позволяет выделить такие закономерности их взаимодействия с ландшафтом. Во-первых, дети принимают внешние обстоятельства как данность и искренне готовы вступать в полноценный контакт с тем, что существует здесь и сейчас, невзирая на непривлекательность и скудость этой данности. Во-вторых, дети проявляют постоянную активность во взаимодействии с объектом своего интереса. В-третьих, наличие партнера-сверстника или группы заметно усиливает активность детей, подталкивает их к творческому поиску и увеличивает объем совершающихся событий.

Дети и взрослые по-разному себя ведут в ситуации дефицита событийности и внешних раздражителей (очередь, общественный транспорт, ожидание): взрослые обычно уходят в себя, в свой внутренний мир. Дети же немедленно разворачивают активную ориентировочную деятельность вовне и вступают в контакт с окружающей действительностью.

В силу того, что ребенок не обременен готовыми моделями познавательного поведения и мир для него еще нов и интересен как неведомая земля, ребенок гораздо свободнее взрослого в своем поиске достойных внимания событий. Этот поиск он ведет практически всегда.

Познавательный интерес ребенка подогревается любыми событиями и объектами, которые хоть чем-то выделяются на общем фоне – новизной или интенсивностью проявления. Обеспечивается это постоянной работой непроизвольного внимания, задача которого и состоит в том, чтобы автоматически реагировать на все новое, яркое. Объем же непроизвольного внимания характеризует величину того информационного поля, с которого способен считывать информацию наблюдатель, - это явно влияет на развитие интеллекта.

Во время прогулок оборачивается положительной стороной еще одна особенность познавательной деятельности ребенка, которая в учебных ситуациях воспринимается педагогами как его слабость. Это недостаточное различение детским мышление существенных и несущественных признаков объектов. За счет этого свойства дети умеют не только остроумно и необычно использовать незначительные обстоятельства, но и умудряются поделить сферы влияния со взрослыми, оставляя за ними контроль над крупным и главным, дети часто используют для своих нужд малозаметное, периферийное, «бросовое», с точки зрения взрослых. Так, они выстраивают прямо под носом взрослых целый игровой мир, который нередко остается незамеченным старшими. Дети неосознанно применяют различные стратегии превращения любого ландшафта, любой ситуации – в игровую и развивающую.

Если же говорить о территории двора как месте детских и подростковых игр, то можно выделить следующие закономерности. Во-первых, существуют определенные «места» и определенное время во дворе для разных игр. Во-вторых, эти игровые места сильно дифференцируются по возрасту и полу детей.

Особую роль в детской жизни занимают так называемые «страшные» и «злачные» места (подвалы, разрушенные или заброшенные строения, кладбища, помойки, овраги, уборные и т.д.). Посещение этих мест позволяет детям преодолевать собственные страхи; именно для этого часто образуются детские группы, в которых разворачиваются сложные социально-психологические отношения95.

Например, помойка (свалка) – это место одновременно грязное, связанное с темой смерти, разрушения, и одновременно – это место, интересное своей новизной, наличием большого количества степеней свободы, потенциальное поле созидания. Помойка, как место переходное, обладает для ребенка ореолом полузапретного, опасного и ненормативного. В силу особости этого места дети там делают запретные как разрушительные, так и созидательные, творческие действия.

Противоречивость этого места, соединяющего в себе много противоположных свойств, обнаруживается уже в том, что, с одной стороны, родители обычно запрещают детям ходить на помойку по собственному почину, а с другой – сами туда их посылают, поскольку вынос помойного ведра входит в круг домашних обязанностей многих детей школьного возраста.

Первая важная истина, которую открывает на помойке ребенок, состоит в том, что это место является изнанкой взрослого мира, его вывернутой наружу потаенной стороной. Взрослый мир обычно старается повернуться к детям своей лучшей, лицевой стороной. За его привычно благообразным фасадом иногда даже невозможно предположить наличия того, что наглядно, грубо и зримо представлено на помойке.

Тревога, удивление, страх, интерес соединяются с открытием того, что вещи на помойке - без хозяев, они никак и ничем не защищены и выставлены на потребу любому. На помойке вещи можно ломать, пинать, бросать, топтать – и никто за это не будет ругать. Мальчишки часто ходят туда бить об асфальт стеклянные бутылки. Или резко раздавливают ногой плотно закрытую пластиковую бутылку или коробку, которая лопается с громким звуком. Для них это – возможность снятия эмоционального напряжения, сброса агрессии на мир, своеобразная отдушина, через которую можно выпустить внутренние пары.

Другая сторона общения детей с помойкой более конструктивная и творческая. Лишившиеся своей потребительской ценности в мире взрослых, в детском мире помоечные вещи не только не утрачивают своей привлекательности, но, напротив, обнаруживают новые полезные качества, которыми дети охотно и умело пользуются. Витая фарфоровая ручка от старинной чашки может превратиться в кулон на веревочке для куклы или для себя, а осколок той же чашки с узором может стать главным украшением детского «секретика» в земле под стеклышком или сделаться предметом торга или мены.

Проблема жизненных превращений и её связь с возможностями творящей воли человека относится к одной из важнейших, глубинных проблем человеческого бытия. На интуитивном уровне ребенок начинает исследовать её очень рано, на втором-третьем году жизни. И, как ни странно, многие ответы на эту проблему он находит именно на свалке, там, где вещи утрачивают своей первоначальное значение.

Дети умеют удивительно гармонично налаживать отношения с ландшафтом, находить, даже среди совершенно разрушенных наших дворов, места для игр и встреч, использовать их как декорации к играм и как материал для собственных фантазий. Важной особенностью детской жизни, как в современном городе, так и в селе, является устройство различных тайников, штабов с учетом особенностей территории, игры в «секретики», и т.д.

Практически во все доступные педагогическому исследованию эпохи, во всех культурах в определенном возрасте (младшем подростковом) у детей (особенно у мальчиков) появляется потребность в создании своих штабов, шалашей, пещер, домиков, закрытых для всех, кроме членов узкой компании, где дети проводят значительную часть своего времени. М.В.Осорина выделяет такие функции подобных «штабов»: это форма самоутверждения бытия детской компании; место отгороженности от внешнего мира; возможность ребенка создать «свое» место», поле творчества и фантазии; возможность построения собственного мира; наблюдательный пункт, возвышающийся над обыденной жизнью занятых своим делом взрослых людей.

Всё это – различные формы освоения детьми физического пространства, своих собственных возможностей и идентификаций. Все эти характеристики территории обитания и территориального поведения подростков влияют на их взросление, обретение ими собственной идентичности, становление личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]