Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

2. Учреждение государственной противопожарной охраны в Мос­ковской Руси

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1462-1505 гг.). Но он в своей деятельности по созданию нового государства опирался на опыт своих предшественников, в частности своего отца Великого князя Московского Насилия II В 1434 г. великий князь Василий II в своих указах впервые предусматривает меры, ограничивающие использование открытого огня в быту и при занятиях различными ремеслами.

Москва в то время представляла собой большой город. В ней насчитывалось свыше 40 тыс. деревянных строений. Даже небольшое загорание могло привести к серьезным последствиям. А причин для возникновения пожаров имелось достаточно: это наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. С 1453 по 1493 г. Москва полностью выгорала десять раз. Всего в течение XV в. Москва горела 18 раз.

В 1472 г. древнерусская летопись доносит первые упоминания о нормативных актах в области борьбы с огнем. Великий князь Иван III распорядился построить для себя каменные палаты и указал, что впредь в стольном граде надлежит по возможности использовать для построек камень и кирпич, а здания ставить на достаточном расстоянии друг от друга, дабы огонь не мог легко перекинуться с одного дома на другой.

А пока строились мануфактуры по производству кирпича «ожиганного» (обожженного), великий князь повелевает установить в Москве ночную, так называемую «рогаточную охрану от огня и всякого воровства». С ной целью на концах главных улиц устанавливались рогатки, которые на мочь запирались. Возле них в будках несли службу сторожа, «наряжаемые без различия чина по одному человеку с десяти домов и из торговых рядов но одному человеку с десяти лавок».

В 1493 г. вышел указ Ивана III снести все дома, лавки и постройки вокруг Кремля, находившиеся на расстоянии ближе 110 сажен (примерно 235 м) от стен, еще не завершенных реконструкцией начатой в 1485 г. Образовавшийся пустырь заполняют пруды, водяные рвы и гидротехнические сооружения. К концу XV в. Кремль обрамляют стены из огнестойкого материала, в Москве расширяют улицы. Высочайшим Указом введены были ограничения по использованию огня в быту и на производстве.

В 1504 г. после очередного опустошительного пожара издаются противопожарные правила, которыми запрещается топка бань и изб летом без крайней необходимости. Запрещалось также с наступлением сумерек зажигать в доме свечи. Кузнецам и другим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, разрешалось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при ис­пользовании огня.

Указы подобного рода принимались многими городами Европы. Учи­тывая степень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать эти документы как нормы права, хотя они и носили декларативный характер, их практическая ценность была невелика. Пожары полыхали по-прежнему. Необходимо было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. К этому времени в ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Фран­ции, например, имелась как королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников. Срок повинности граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII в. целиком возлагалась на жителей, которые в соответствии с законом держали в домах инструменты для борьбы с огнем. Несмотря на некоторые отличия, общим было одно - борьба с пожарами на этом этапе развития цивилизации за рубежом возлагалась, в основном, на ремесленников, горожан и цеховые организации, которые не обладали способностью к совместным организованным действиям.

В начале XVI в., в 1504 г, по указу Ивана III в Москве создастся пожарно-сторожевая охрана. Но предпосылки ее формирования прослеживаются несколько ранее. Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве в 1476 г., писал, что «...все городские улицы запираются на рогатки, и ходить ночью дозволено по крайней необходимости...». По концам городских улиц устанавливались особые заставы - «решетки-рогатки», которые на ночь запирали. Hа заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Таким образом, все городское население привлекалось к несению караульной службы, а в среднем 3 рала в месяц каждый взрослый житель Москвы был обязан нести ночное дежурство.

Город был разделен на участки, а на концах главных улиц устроены не рогатки, как это было в 1476 г., а решетчатые ворота (заставы), которые также на ночь запирали. У порог круглосуточно несли службу сторожа от горожан или обывателей (как они тогда назывались) все из того же расчета — по одному с каждых десяти дворов, что в итоге составляло 1100 чел. Все они обязаны были выступать в обход и нести караул на заставах «с оружием и инструментом».

Обыватели сами выбирали себе начальника — «решеточного приказчика», который возглавлял группу сторожей и наблюдал за тем. «чтобы бою, грабежу корчмы и табаку, никакого воровства (в эпоху Московской Руси всякое преступление называлось воровством) не было, чтобы норм нигде не зажигали, не набросали бы огню, не накинули ни со двора, ни с улицы». Впоследствии решеточные приказчики были включены в штат Земского приказа, ведавшего полицейскими делами. Несение службы обывателями контролировали специальные должностные лица — «объезжие головы», назначаемые из лиц знатного происхождения. Этот термин происходит от слов Указа, в котором говорилось: «быть в объезде»

Объезжие головы размещались на съезжих дворах, которые впоследствии стали центрами полицейской и пожарной службы в определенных частях города. В обязанности объезжих голов входили объезды города вместе с конной стражей, надзор за выполнением жителями указов о предосторожности от огня, вылавливание поджигателей, руководство тушением пожаров.

В помощь объезжим головам назначали из жителей десятских, сотских и тысяцких, в обязанность которых входило сгонять народ для тушении пожаров, это же должны были делать и решеточные приказчики. На случай пожара решеточные приказчики людей, окруженных со всех сторон с помощью веревки, волокли к месту пожара. Тех горожан, кто отказывался тушить огонь, били батогами. Причем наказания касались не только простых ремесленников, но и служилых людей. Отказы чаще всего были связаны с суеверием. Несмотря на жестокие наказания, большое число горожан все же отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

Главной задачей решеточных приказчиков являлось наблюдение за тем, «... чтобы бою (драка), грабежу, корчмы (пьянство) и табаку (курение было на Руси запрещено вплоть до правления Петра I), никакого воровства (преступления) не было, чтобы воры (преступники) нигде не зажигали, не набросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц».

Службу решеточных приказчиков контролировали должностные лица из дворян, так называемые «объезжие головы» (аналог современных инспекторов государственного противопожарного надзора). Они вместе с конной стражей объезжали город, следили за выполнением жителями царских указов об использовании огня, вылавливали поджигателей, руководители тушением пожаров. Назначенные в помощь объезжим головам из жителей «десятские, сотские и тысяцкие» проводили мобилизацию населения в случае пожара и руководили им в борьбе огнем.

Вывод:

Поскольку процесс формирования русского централизованного государства в начале XVI в. еще не был завершен, а пожарно-сторожевая служба не могла обходиться без помощи городского населения. Государственный аппарат Московской Руси продолжал сохранять черты, присущие эпохе феодальной раздробленности. Многое зависело от личного отношения должностных лиц к профилактике и организации тушения пожаров. Отсутствие постоянного и жесткого контроля над их деятельностью провоцировало должностных лиц на уклонение от выполнения своих служебных обязанностей. Запретительные меры в виде юридических актов, законов, телесных наказаний не могли обеспечить сознательного выполнения мер противопожарной безопасности. Население в основной своей массе по-прежнему продолжало относиться к пожарам с религиозным страхом и фатализмом. Для проведения более эффективных мер по предупреждению и тушению пожаров требовались целые государственные структуры, профессионально занимающиеся нелегким трудом огнеборцев. Для этого в Московской Руси начала XVI в. еще не сложились благоприятные исторические условия.