Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать
  1. Героизм Ленинградской пожарной охраны в годы блокады.

  2. Организация пожарного дела в тылу и на фронте в годы Вели­кой Отечественной войны.

  3. Деятельность впо ссср в завершающий период Великой Оте­чественной войны.

Заключение.

Введение

Героизм советских пожарных в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Благодаря их самоотверженности, смекалке и инициативе огненные атаки люфтваффе оказались малоэффективными. Боль­шую помощь советской пожарной охране оказало население. Специфика ратного труда советских огнеборцев заключалась в том, что и в тылу они постоянно имели перед собой линию фронта, а в прифронтовых городах их роль существенно повышалась. Наиболее ярким примером специфики уча­стия пожарной охраны в боевых действиях стала блокада Ленинграда - го­рода, за который 900 дней и ночей продолжалась упорная и жестокая бит­ва. Аналогичных примеров не знает ни один городов нашей страны и дру­гих стран мира.

1. Героизм Ленинградской пожарной охраны в годы блокады

В конце августа 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к Неве, а затем захватили Шлиссельбург — город у ее истоков. Ленинград оказался блокированным. С «Большой землей» его связывала единственная комму­никация через Ладожское озеро. Фашисты, следуя изуверскому приказу Гитлера, начали осуществлять варварский план уничтожения города, стре­мясь «путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрестанной бом­бежкой с воздуха сравнять его с землей».

8 сентября 1941 г. фашистские самолеты подвергли город ожесточен­ной бомбардировке: на него было сброшено 12 тыс. зажигательных бомб. Особенно пострадал Московский район. Тревога началась в 18 час. 50 мин, а через 5 мин. самолеты противника появились над территорией Мо­сковского района. В течение 7-10 мин. район забросали зажигательными бомбами. Их было более 5 тыс. Посты наблюдения только одного 12-го участка насчитали на своей территории до тыс. штук, а затем счет прекра­тили. В штаб района с наблюдательных пунктов, объектов, из домохозяйств, милиции и других мест непрерывно поступали донесения о попа­дании бомб и возникновении пожаров. Вражеская авиация применяла пре­имущественно термитные бомбы. От разбрызгиваемой с самолетов вос­пламеняющейся жидкости создавалось впечатление, что горит весь район. И действительно, не было такого дома, двора, улицы, проезда или пустыря, где бы ни горела зажигательная бомба.

В этот день 27 фашистских бомбардировщиков бомбили центральные городские Бадаевские продовольственные склады, сбросив на них тысячи зажигательных бомб. Над южной частью города поднялся огромный столб багрового дыма, достигавший в высоту 7 км. На площади до двух гектаров пылали продовольственные склады.

Для тушения пожара было стянуто 168 пожарных машин. В течение нескольких часов длилась героическая борьба пожарных команд с гигант­ским огнем. В удушливом дыму и невыносимой жаре бойцы-пожарные выполняли свой долг. Многие из них погибли, многие получили ранения и тяжелые ожоги. Пожарным командам помогали тысячи ленинградцев, в тушении зажигательных бомб принимало участие все население района — от 10-летних школьников до глубоких стариков. И все же в этот день было 144 пожара, из них несколько крупных. 62 пожара вспыхнули на промышленных объектах, 52 - в жилых домах, остальные в различных учреждениях. Этот трагический день навсегда остался в памяти жителей города.

9 сентября 1941г. фашистская авиация снова бомбила Ленинград. В этот день борьбой с последствиями налетов и обстрелов были заняты, не считая наблюдения, разведки и пожарных постов, 11540 бойцов объектовых команд, 500 бойцов аварийно-восстановительных подразделений, 850 бойцов дружин Красного Креста, 4500 бойцов групп самозащиты, работали 70 санитарных и 100 пожарных машин.

Тысячи авиационных, зажигательных и фугасных бомб, артиллерий­ских снарядов почти ежедневно обрушивались на город. Ленинград был объят пламенем огромных пожаров: пылали жилые дома, лечебницы и школы, дворцы, музеи, продовольственные склады, фабрики и заводы. Под взрывами бомб рушились многоэтажные здания. Тяжелые снаряды рвались на трамвайных остановках, оживленных перекрестках улиц, в очередях пе­ред магазинами. Под руинами зданий, а также от осколков снарядов и бомб погибали тысячи ленинградцев. Люди жили в постоянном нервном напряжении, под ежеминутной угрозой быть убитыми осколками или по­хороненными в обрушившемся здании. Это было неслыханное, варварское уничтожение города и истребление его жителей. История не знала еще ни­чего подобного.

К разрушенному бомбами, горящему зданию по затемненным улицам города устремлялись дружины общества Красного Креста, медико-санитарные и аварийные команды. Медицинские работники, преимуще­ственно женщины, вместе с бойцами аварийных команд извлекали постра­давших из-под обвалов, расчищая себе путь ломами и лопатами. Дружин­ницы пробирались в самые опасные места, поднимались по полуразрушен­ным лестницам, рискуя жизнью, снимали с верхних этажей раненых, помещали в прибывший санитарный транспорт и доставляли их в поликли­ники.

У аварийно-спасательных команд не хватало сил, чтобы самостоя­тельно справиться с последствиями воздушных налетов. Поэтому в жилых домах, на предприятиях, в учреждениях были созданы группы само­защиты. В тушении пожаров принимало участие все население города. Но возглавляли это дело, разумеется, линейные части противопожарной охраны Ленинграда, которые возглавлялись УПО Ленинграда, на­чальником которого был полковник М.К. Сериков.

Особенно тяжелые условия создавались при артиллерийских обстре­лах. Стоило возникнуть пожару в каком-либо районе города, как ночью по реву, а днем по дымовому ориентиру фашистская артиллерия сразу же от­крывала огонь по его очагу. Гибли люди, выходила из строя техника, но пожарные самоотверженно боролись с огнем. Более 500 ленинградских героев-пожарных погибли, гася пожары при разрывах снарядов, взрывах фугасных бомб, артиллерийских и пулеметных обстрелах, а также в завалах разрушенных зданий и сооружений.

Резко осложнила и затруднила противопожарную оборону города блокада. Не было электричества, не обеспечивался необходимый напор воды в сетях городского водопровода, вследствие чего лишался пожар­ного водоснабжения ряд больших районов. Пришла холодная и голодная зима. Голодающие ленинградцы, спасаясь от гибельного холода, стали стихийно устанавливать самодельные железные печи-времянки, не всегда соблюдая правила пожарной безопасности. Людям было не до осторожности. Вследствие чего все чаще и чаще стали возникать бытовые пожары - до 100 и более в сутки. А ведь теперь с пожарами приходилось бороться вконец истощенным, крайне усталым бойцам. Только за зиму 1941-1942 г. от голода умерло около 800 пожарных. Из-за отсутствия в городе горючего нечем стало заправлять пожарные машины. На ули­цах валялись замерзшие пожарные рукава, собрать и высушить которые, у пожарных не было сил. По тревоге боевые расчеты выходили на пожа­ры пешком, волоча за собой пожарный инвентарь. У них подгибались ноги, валился из рук тяжелый инвентарь, не все доходили до очагов пожа­ра живыми. Но пожары все же тушились.

Враг, понимая, что все его усилия сжечь Ленинград, тщетны, стал прибегать к разным ухищрениям: все более интенсивно подвергал мас­совым обстрелам очаги пожаров, в знакомую ленинградцам «зажигалку» стал вкладывать небольшую гранату, которая наносила гасившим ее людям порой смертельные ранения. Немецкая артиллерия стала при­менять зажигательные и фосфорные снаряды.

Но и это не помогло фашистам. Ленинград неколебимо выстоял 900 дней блокады и по-прежнему предстает прекрасной «архитектурной по­эмой», радуя своим неповторимым обликом своих жителей и многочис­ленных гостей.

29 марта 1942 г. фашистская артиллерия с ближних подступов обстре­ляла одну из железнодорожных станций на окраине Ленинграда, где стоя­ли вагоны с боеприпасами. От прямого попадания снаряда в одном из со­ставов произошел сильный взрыв. В результате в радиусе до 2 км было разрушено и повреждено около 400 зданий. Затем взрывы следовали один за другим. Всего взорвалось 80 вагонов с боеприпасами, вследствие чего возникло 18 больших очагов пожара, которые вскоре слились в один ог­ромный пожар. Буквально в самый центр огненной стихии устремились пожарные подразделения. Кругом летели осколки снарядов и мин, горящие обломки вагонов и зданий. Несколько пожарных погибло, многие были тяжело ранены. Была уничтожена почти вся пожарная техника. Но насту­пательный порыв не ослабевал. Усилиями пожарных и воинских частей удалось откатить из зоны пожара более 50 вагонов с боеприпасами и соз­дать разрывы между горящими объектами непосредственно в зоне взрыва. Ликвидация этого пожара продолжалась 20 час.

7 мая 1942 г. фашисты обстреляли ленинградскую прядильно-ткацкую фабрику «Равенство», вызвав большой пожар в главном пятиэтажном кор­пусе. Более 200 снарядов разорвалось на территории объекта. Осколками снарядов было убито десять пожарных и полностью выведена из строя 10-я пожарная часть. Несмотря на непрекращающийся артиллерийский об­стрел и гибель людей, пожарным удалось отстоять от огня окружающие здания и запасы хлопка.

В 1943 г. во время очередного обстрела Ленинграда снарядом была подожжена нефтебаза «Красный нефтяник». Даже в мирных условиях ту­шение пожаров в резервуарах с нефтепродуктами считается трудным де­лом. Здесь же тушить пожар пришлось под артиллерийским огнем, во вре­мя которого подразделения пожарной охраны несли значительные потери в личном составе, выходила из строя техника. Казалось, ничто не могло остановить распространение огня. Разрушались резервуары, лавина огня устремилась на людей. Чтобы остановить ее, использовали все: воду, пену, землю. Ствольщиков непрерывно поливали водой. Некоторые шоферы из-за гибели водителей на других машинах работали одновременно на двух автонасосах. Наступление на огонь продолжалось несмотря ни на что. Пе­ребитые рукавные линии быстро заменяли. Пожарные шли только вперед, и вскоре огонь отступил. Основные запасы нефтепродуктов для города и фронта на базе были спасены.

10 июля 1942 г. за образцовую подготовку противопожарной обороны города, за доблесть и мужество, проявленные личным составом при ликви­дации пожаров, пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина. В апреле 1943 г. «Ленинградская правда» так охарактеризовала действия пожарных: «В благодарной памяти ленинградцев и в истории обороны Ленинграда останется геройский труд пожарных осенью 1941 г., когда враг засыпал город тысячами зажигательных авиабомб, мужество и стойкость пожарных, самоотверженно выполнявших свой долг в трудные дни блокады и осады города».

Участник обороны Ленинграда писатель Николай Тихонов в книге «Бойцы огненного фронта» писал: «Огненные битвы скоротечны. Здесь нет места долгому обдумыванию, и здесь не поможет импровизация. Надо знать силу огня и уметь безошибочно расставить людей и повес­ти наступательный бой. Пожарные не знают обороны. Они должны произвести молниеносную разведку и броситься в атаку. Если горят снаряды, или когда в горящих развалинах осталась бомба замедлен­ного действия, надо сражаться еще быстрее, помня, что ты на краю гибели».

Большое значение было придано мерам по предотвращению пожаров в Ленинграде. Особое внимание уделялось покрытию деревянных конст­рукций негорючими материалами. К работе привлекли научного сотрудни­ка ГИПХа А.И. Заславского. Ему предстояло заняться средствами огнеза­щиты Ленинграда. Перебрали несколько способов — силикаты, железный сурик, но все время разговор возвращался к фосфатам. Фосфорные соеди­нения являются антипиренами. Они разлагаются степенями и каж­дый раз, теряя воду, захватывают теплоту горения.

На Невском химкомбинате осталось много не вывезенного суперфосфата, около 40 тыс. т. Испытания по применению суперфосфата против пожара прошли блестяще. И в тот же день Ленсовет принял решение об огнезащите города. Немедленно были выпущены плакаты и листовки, об­ращенные к ленинградцам. В августе 1941 г. в парках и пожарные показы­вали населению опыты с суперфосфатом. Во всех ленинградских киноте­атрах демонстрировался документальный фильм.

Кажется, нет никакого героизма в том, чтобы наносить суперфосфат­ную пасту на деревянные покрытия чердаков. Но если взглянуть на то, что происходило тогда во всем городе, то нельзя еще раз не удивиться высокой организованности ленинградцев», — писал журналист Лисин в очерке «Из огнестойкого материала». Из Невского химкомбината водой, с помощью барж, тысячи тонн фосфата доставляли во все концы города. Затем его пе­регружали на грузовые трамваи и машины. Далее — на тележки, носилки, в ведра, чтобы поднять на чердак.

Кистями вооружались сотни тысяч людей — рабочие и академики школьники и пенсионеры, бойцы МПВО и домохозяйки, врачи. За месяц огнезащитным составом было покрыто 90% всех чердачных перекры­тий и деревянных строений — 19 миллионов квадратных метров. Цифры такого масштаба человеческое воображение не в состоянии пред­ставить. Скажем проще: на каждого жителя огромного города, от младен­цев до глубоких стариков, приходилось по нескольку квадратных метров дерева, защищенного от огня. Подчеркивается, что все это было сделано еще до того, как на город упала первая бомба.

В дальнейшем обмазка исправно служила обороне города. 14 сентября 1941 г. в статье «Чему учит опыт борьбы с зажигательными бомбами» га­зета «Ленинградская правда» писала: «Не первую ночь фашистские под­жигатели сбрасывают на Ленинград сотни зажигательных бомб. Но город не горит, а отдельные пожары быстро ликвидируются. Город словно сде­лан из особого огнестойкого материала...».

За 900 дней осады враг сбросил на город 4638 фугасных бомб разного калибра, 203 тыс. зажигательных бомб, выпустил 148 тыс. тяжелых артил­лерийских снарядов. По Ленинграду в среднем ежедневно производилось 245 выстрелов. На каждый квадратный километр его территории упало 16 фугасных, более 320 зажигательных бомб и 480 снарядов.

В годы блокады бывало до 30 тревог в сутки. Особо трудно при­шлось зимой 1942 г. Не было топлива. На выполнение задания нередко выходили в пешем строю. Необходимый инструмент клали на сани и волочили за собой. Придут пожарные на место пожара, а гидранты не работают — замерзли. Тушили снегом. Носили его на пятый, шестой этажи. А сколько приходилось разбирать завалов. Ленинградские пожарные не раз спасали из-под обломков людей. Блокадные пожары во­шли в историю пожарной охраны примерами небывалого мужества, не-человеческой стойкости.

Подсчитать, сколько человеческих жизней было спасено в дни су­ровой блокады ленинградскими пожарными, определить, даже прибли­зительно стоимость отвоеванных ими от огня жилых домов, промыш­ленных предприятий, памятников культуры и искусства невозможно. Можно утверждать лишь одно: высшая награда СССР — орден Ленина, которой были удостоены ленинградские пожарные, — заслужена ими с честью.

Вывод:

Героическая оборона Ленинграда и участие в ней пожарных команд в течение 900 дней и ночей доказали высокую боеспособность огнеборцев города на Неве. Гитлеровцам не удалось разрушить Ленинград и морально подавить население города. Ленинградцы внесли огромный вклад в победу над фашизмом, поскольку приковали к себе сильную группировку гитле­ровских армий под названием «Север». Они не только продолжали в ус­ловиях блокады и голода, бомбежек и артобстрелов производить ору­жие и боевую технику для своих защитников на линии фронта, но ока­зывали необходимую, часто неоценимую помощь пожарным, продол­жая после смены дежурство на крышах домов, тушили зажигательные бомбы во время налетов вражеской авиации. Это стало возможно толь­ко потому, что еще накануне войны ВПО СССР проводила постоянную разъяснительную работу среди населения и обучала его действиям при возникновении очагов пожаров, а также при бомбардировке города. Без помощи населения ленинградская пожарная охрана не смогла бы спра­виться с таким большим количеством пожаров.

Вместе с этим следует отметить, что большая заслуга лежит и на пар­тийной организации Ленинграда, которая содействовала координации уси­лий населения города и пожарных команд. Сотрудничество начальствую­щего состава пожарной охраны и представителей партийно-советских ор­ганон способствовали тому, что организация тушения пожаров проходила четко, и не было случаев паники и массовых беспорядков в городе, по­скольку ответственность за него несли подразделения НКВД, одним из ко­торых были и линейные пожарные команды.