Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

4. Развитие мер пожарной профилактики в XIX в.

С организацией профессиональной пожарной охраны (1803 г.) внима­ние к предупреждению пожаров заметно ослабевает. В царствование Алек­сандра I принят всего лишь один нормативный акт по этим вопросам: в 1809 г. в дополнение к существующим издаются правила, согласно кото­рым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 25 метров друг от друга. Строительство двухэтаж­ных деревянных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева только в том случае, если первый этаж был каменным.

Большое количество пожаров происходило из-за нарушений при строительстве. Это обязывало специалистов постоянно предусматривать профилактические меры, исключающие подобные пожары. Помимо этих правил Санкт-Петербургская полиция в 1813 г. издает документ «О мерах осторожности от огня», который в обязательном порядке вручался всем домовладельцам. Этот документ состоял из 32 разделов. В нем, в частно­сти, отмечалось, что хозяин дома должен лично осматривать печи, оча­ги. Ему вменялась в обязанность переделка «всего того, что пойдет испор­ченным, поврежденным». Запрещалось доверять зажжение свеч, разжи­гание самоваров и печей престарелым, больным и детям. А лампы воз­ле этой категории жильцов устанавливать таким образом, чтобы не мог возникнуть пожар.

Все более четкие формы принимает организация пожарного дела в го­ды царствования Николая I (1825—1855). В 1827 г. было создано первое акционерное Российское страховое от огня общество, отчислявшее со страховой премии определенный процент городским пожарным частям.

В 1832 г. выходят «Строительный устав» и «Пожарный устав» — два первых нормативных документа, пытавшихся решить проблему борь­бы с огнем профилактическими мерами. В этих уставах были определены условия возведения зданий, правила кладки и содержания печей и ряд требований режимного характера. Царский указ от 1834 г. запрещает строиться крестьянам без разрешения сельских властей. В нем была определена безопасная планировка строений. Принимаются самые серьез­ные меры по искоренению поджогов: для установления виновных в этих преступлениях привлекается жандармерия. Все более четкие формы при­нимает организация пожарного дела.

За строительные просчеты и отсутствие во вновь строящихся здани­ях противопожарных перегородок архитекторы и строители несли нака­зание. В начале XIX в. в Обуховской больнице Санкт-Петербурга загорелась балка. Как было установлено, причиной пожара явилась уста­новка балки вплотную к дымоходу. Специальным указом петербург­ский архитектор за допущенную им ошибку был арестован. «Впредь, когда окажется, что пожар произошел от оплошности архитектора, — писалось в указе, — таким же образом наказывать, о чем архитекторам объявить». По прошествии нескольких десятилетий, эта мера была заменена на денежное взыскание, а архитектор за свой счет должен был исправить допущенную ошибку.

В 1838 г. вышло новое положение о Петербургской полиции. К не­му прилагалась особая инструкция «Об обязанностях владельцев домов по предосторожности от пожаров». В ней давались правила содержания дво­ров: «...не держать дрова и другие легковоспламеняющиеся материалы, не загромождать дворы лесом, экипажами и другими вещами и т. п.» В пункте 12-м говорилось: не доверять зажженных свечей, самоваров и жаровен малолетним детям, престарелым, сумасшедшим и слепым людям». В после­дующие годы в инструкцию были включены противопожарные правила для мастерских, пользующихся огнем.

И все же покорение огня идет медленно. Горят по-прежнему не только села и деревянные постройки в городах, но и каменные цехи за­водов и фабрик. Забрался огонь и на главную Дворцовую площадь Санкт-Петербурга. Эти и многие другие пожары вновь побуждают власти при­нимать предупредительные меры.

В 1857 г. вышел «Пожарный Устав», В нем содержались все ранее изданные указы по пожарному делу, причем по непонятной причине, они нередко противоречили один другому, что, конечно же, не помогло, а повре­дило пожарной службе и проведению профилактических мер. «Пожарный Устав» был не полон и не исчерпывал всех противопожарных правил. Так, меры безопасности при устройстве городов и селений, а также при возведении построек содержались в «Строительном Уставе», меры преду­преждения загораний на кораблях — в «Уставе путей сообщения», а проти­вопожарные правила в лесах — в «Уставе лесном». В новых изданиях «Пожарный Устав» стали урезать, изменять и дополнять. В конце концов, его изъяли из свода действующих законов.

В декабре 1862 г. в столице была создана специальная комиссия во главе с архитектором А.К. Кавосом, которая приняла решение «О скрытой застройке центра города», согласно которому все здания здесь должны бы­ли возводиться из камня и по высоте не более 6 саженей, чтобы не пре­вышали Зимний дворец.

В середине XIX в. все более активизируется изучение причин возрас­тающего количества пожаров, условий их развития, основ самого процесса горения. Это было настоятельным требованием жизни и пожарной обстановки в стране, которая год от года обострялась. Если в 1860-е гг. ежегодно происходило около 15 тыс. пожаров, то в 1870-е гг. это количество перева­лило за 30 тыс., а в 1880-е — за 45 тыс. Убытки же от Них увеличились в три с лишним раза. «Непомерное увеличение численности пожарных слу­чаев, хотя и может быть отчасти объяснено увеличенным потребле­нием керосину, спичек и пр., тем не менее, заставляет думать, что на предупреждение пожаров до сих пор обращают мало внимания», -справедливо отмечали современники в конце XIX в.

В 1874 г. был издан «Устав пожарным», обобщивший 150-летний опыт предотвращения и тушения пожаров. Устав объединял ранее приня­тые законодательные акты, устранял имевшиеся в них противоречия. Зна­чительная часть его статей определяла меры предотвращения пожаров в го­родах и селениях, порядок тушения и расследования причин пожаров, воз­мещения убытков, награждения пожарных, наказания за нарушение правил пожарной безопасности.

Каждый крупный пожар, особенно в столичных городах, вызывал ре­акцию, направленную на устранение выявленных причин, однако, в силу социальных, экономических и технических недостатков целеустремленное претворение в жизнь даже самых необходимых решений тормозилось, а по­том и вовсе сводилось на нет. Недаром многочисленные требования о пре­имущественном возведении каменных и огнестойких зданий, издававшиеся в течение нескольких столетий, так и не привели к радикальным изменени­ям в отношении этих строений. В начале XX в. в городах Российской империи было всего 14,8%, а в селах 2,5% каменных домов.

Передовые люди России поднимали вопрос об организации действен­ных мер по усилению пожарной безопасности и проведению пожарно-технической профилактики.

К мерам профилактики можно отнести распоряжения генерал-губернаторов о том, чтобы соломенные крыши на хатах обмазывались глиной, на крышах подле труб ставились деревянные ушаты с водой; у домов имелись приставные лестницы, да трубочистами осматривались печи обывателей.

Из сказанного выше не трудно сделать вывод, что главная обязанность следить за профилактикой пожаров возлагалась на Городскую Управу и полицию. Но все противопожарные меры, которые содержались во всех «указах», «инструкциях», «уставах», «обязательных постановлениях» большей частью оставались на бумаге.

Вывод:

Прогресс в деле предупреждения пожаров в течение всего XIX в. не был достигнут. Основными причинами этого были следующие: непосле­довательность государственной власти в организации пожарного дела; низкий культурный уровень большинства населения страны; недостаток средств в условиях первоначального накопления капитала; сословная замкнутость населения.