Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия пожарной охраны .doc
Скачиваний:
300
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
1.41 Mб
Скачать

3. Дальнейшая централизация управления российской пожарной ох­раны при Петре I

Первоначально охрана от пожаров Санкт-Петербурга была возложена на городских жителей. Исключение составляли «особы знатные», выставлявшие вместо себя дворовых людей. Такая постановка дела была характерна для всей России. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 г. по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, «дабы в церковной службе остановки не было», но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.

Для борьбы с пожарами по-прежнему используется и население. Указами 1719 и 1722 гг. определялось, что с каждого двора к месту пожара должно собираться определенное количество жителей с конкретными инструментами. Такое же правило действовало в Москве и про­винциях. Жители вносились в особый реестр, за который отвечали сотские, пятидесятские и десятские. Общий контроль возлагался на полицию.

Грандиозный пожар 1710 г., уничтоживший в одну ночь Гостиный двор, заставил ускорить строительство в городе караулен со складами водоливных труб. Для извещения о пожаре был сформирован отряд барабанщиков, который обходил ближайшие к пожару улицы и бил тревогу. В 1711 г. регулярные полки русской армии, созданные еще в 1700 г. вместо стрелецких полков, стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно указом Петра I «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Для оснащения) гарнизонов были выделены необходимые инструменты. Указ Петра I гла­сил: «С сего числа на Москве учинится пожар, и на тот пожар бегать солдатам и посадским людям, кому куда указано. А буде на тот пожар прибудут всякие нижних чинов и боярские и гулящие люди без топоров и ведер, и без кошелей, и без лопат и, прибежав, того пожару станут смотреть, а не отымать, их от этого места отсылать прочь, чтобы отымать не мешали, а' буде они, прибежав на тот пожар, учнуть всходить во дворы и в хоромы, и в палаты, и по избам своего воровства и грабежа, и тех людей имати и приводить в стрелецкий приказ и чинить им всякое жестокое наказание бить кнутом, водить по пожару, без всякой пощады ссылать их в ссылку на вечное житье с женами и детьми».

Руководство тушением пожаров возлагалось на воинского начальника. Известно также, что Петр I лично принимал участие в борьбе с огнем, причем «его царское величество прибывает обычно на пожары первым». Руководство борьбой с пожарами возлагалось на воевод. Руководителем всей пожарной охраны в Москве был назначен князь Троекуров.

Истоки централизованного управления пожарной охраной берут свое начало с образованием в России государственных учреждений. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI - начале XVII в. выполняет Земский приказ. Именно при нем в начале XVII в. в Москве создается первая пожарная команда.

В 1718 г. в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера. Непосредственно в его подчинение входит канцелярия, которая ведает осуществлением противопожарных мероприятий. В Москве подобная канцелярия была организована в 1722 г. Главным органом уездной администрации и полиции в то время был нижний земский суд, возглавляемый исправником. В задачу этого органа также входило принятие противопожарных мер. В течение XVIII в. эти канцелярии назывались по-разному - пожарная контора, пожарная экспедиция.

Специальными указами Петр заложил не только систему пожарной безопасности в городе, но и механизм ее проведения в действие. Он в период пребывания в городе лично следил за тем, чтобы «печи в домах были в исправности». Сохранились свидетельства, что нередко Петр сам вече­рами ходил по улицам и заглядывал в щели ставен, выявляя нарушителей заведенных мер пожарной предосторожности, на которых обрушивался царский гнев. Это свидетельствовало об отсутствии равнодушия главы государства к проблемам пожарной безопасности, а с другой стороны порождала прецедент мелочного вмешательства государства в повседневную жизнь своих подданных.

Постоянный же надзор за соблюдением в городе царских указов первоначально осуществлял генерал-губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Меньшиков, а в 1706 г. эти функции были возложены на учрежденную при нем Канцелярию городовых дел. Этой канцелярии принадлежала ведущая роль в вопросах городского строительства. Ее архитекторы разрабатывали проекты планировки Петербурга, типовые чертежи жилых домов, утверждали проекты отдельных зданий, отводили места под застройку, разбивали на местности направления улиц и каналов, наблюдали за выполнением царских указов по регламентации петербургской застройки и пожарной безопасности строений.

После первых пожаров, которые дали знать о себе очень скоро, надзор за выполнением противопожарных правил был возложен на специально выделенных для этих целей должностных лиц. Они назначались Указом царя и имели от него особые полномочия. В мае 1711 г. прапорщику Да­ниилу Струкову было предписано «в нынешнее летнее время ходить по острову Адмиралтейской стороны и следить, чтобы жители по ночам и в ветреные дни изб и бань не топили» (в прочие же дни разрешалось топить лишь 2 раза в неделю — в воскресенье и четверг).

Инструкция, данная Струкову, предлагала ему опечатать все печи, устроенные не по установленным правилам. В июле того же 1711 г. Указом царя были назначены специальные чиновники с полицейскими функциями; по Петербургской стороне — Лединский-Мелецкий, по Адмирал­тейскому острову — князь Шаховской. На них были возложены и обя­занности наблюдения за выполнением мероприятий по противопожарной безопасности. То же было и при назначении в 1713 г. майора Берсенева, а в 1714 г. поручика Андрея Быкова. В 1714 г. «надсмотрщиком» за со­блюдением противопожарных правил при постройке в городе зданий и мазанок был назначен поручик Федор Ефремов с шестью солдатами. Слишком частая смена должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность новой столицы свидетельствовала лишь об усилении ме­лочной регламентации деятельности формирующегося Петром I госу­дарственно-бюрократического аппарата, и неспособности многих чи­новников справиться с поставленной задачей но предотвращению пожаров в Санкт-Петербурге.

С момента учреждения в 1718 г. Главной полицейской канцелярии проведение всех противопожарных мероприятий в Петербурге было возложено на генерал-полицеймейстера. Эта должность была учреждена Указом от 27 мая 1718 г. «для лучших порядков в сем городе». Создавая новое, весьма важное учреждение, которое организационно закрепило по­лицейские обязанности, выполнявшиеся ранее отдельными лицами, при­надлежавшими различным ведомствам (часто даже в небольших чинах), правительство позаботилось, чтобы это учреждение пользовалось соответ­ствующим влиянием. Во главе полиции был поставлен генерал-адъютант граф Антон Эммануилович Девиер, который подчинялся только царю и Сенату и постоянно выступал в роли лица, «объявляющего» царские ука­зы, касающиеся Петербурга, даже самым важным сановникам, не исклю­чая и руководителей коллегий. Таким образом, полиция сразу же приобре­ла большое влияние.

Петровские инструкции Девиеру, а также утвержденный царем полицейский устав и последующие указы отдали в распоряжение полиции управление почти всеми отраслями городского хозяйства Петер­бурга, в том числе и пожарным делом. Как видно из текста царской ин­струкции, перед полицией были поставлены три основные задачи:

  1. держать в твердых руках население, ведя борьбу с подозри­тельными для правительства элементами, и предотвращать возмож­ность народных волнений;

  2. следить за выполнением всех указов по регламентации за­стройки, благоустройству и городскому хозяйству Петербурга;

3) обеспечить противопожарную безопасность в городе.

Генерал-полицеймейстеру была выдана инструкция, состоявшая из 13 пунктов, определявших круг обязанностей столичной полиции. В их числе 4 пункта (1, 8, 12 и 13) регламентировали деятельность полиции в борьбе с пожарами. Краткое содержание этих пунктов звучит следующим образом:

1) на Полицию был возложен надзор за применением и осуществ­лением строительных мероприятий, предписываемых в целях преду­преждения наводнений и прекращения пожаров, рассмотрение и утверждение проектов строительства и т.д.;

8) полиции предписывалось 4 раза в год осматривать все приборы отопления и «прочие места, где водится огонь»;

12) предписывалось организовать «для охранения... от пожаров систему караульщиков» и предлагалось приобретать противопожар­ное оборудование;

13) предписывалось организовать население по десяткам и сотням дво­ров и избрать уличных старост. Старостам, сотским и десятским, кроме про­чих обязанностей, предписывалось следить за пожарной безопасностью.

Следовательно, с самого своего возникновения Полицмейстерская канцелярия получила большое влияние на все дела, связанные с Петербургом. Обязанность следить за выполнением царских указов по регламентации городской застройки перешла к полиции; она же стала за­ниматься отводом земельных участков под застройку, разбивкой на месте Направления улиц и каналов, для чего при полиции была учреждена специальная должность архитектора с тремя помощниками.

Все чаще воля царя по вопросам нового строительства в Петербурге стала передаваться через полицмейстерскую канцелярию, и, следя за выполнением царских указов, полиция получила возможность вмеши­ваться в дела других учреждений, занимавшихся строительством. Однако это вмешательство носило большей частью административный характер и ограничивалось контролем за выполнением строительных работ и соблюдением мер и правил пожарной безопасности другими ведомствами.

За невыполнение или нарушение установленных царскими указами противопожарных правил с «ослушников» строго взыскивали и нередко подвергали их суровым наказаниям. Так, лица, осуществляющие надзор за исполнением противопожарных правил, имели право ломать кровли и печи Ломок, сделанных «не по указу», за нарушение правил стоянки судов в гавани их владельцев могли лишить корабля и товара. Съемщик квартиры, виновный в том, что он неумышленно сжег двор, был обязан уплатить хозяину его стоимость. Нарушителей правил пожарной безопасности ждали крупные денежные штрафы, битье кнутом, ссылка на каторгу. Так, указом от 14 сентября 1715 г. было еще раз подтверждено, «...дабы никто нигде против указу и без чертежа архитекторского (включая солдатских и низших мастеровых людей) отнюдь не строился под лишением всего того, что построил, и сверх того за каждое жилье десять рублей в шпиталет (госпиталь)».

За повторное нарушение штраф увеличивался до 20 руб., а за наруше­ние в третий раз — до 30 руб. (деньги по тем временам немалые). А для тех, кто нарушил правила пожарной безопасности на судах — «будет бит: по первому приводу 10 ударами у мачты, а с тем, кто приведен будет в другой раз, оный будет под низ кораблей (киль) погружен и у мачты будет бит 150 ударами, а потом вечно на каторгу сослан». Так гласил указ Петра I от 5 февраля 1709 г., которым «Великий государь указал сим объявить, как и прежде сего объявлено было, чтоб около кораблей и прочих судов. также у галс Гавани при Санкт-Петербурге никакого огня не держать, так­же табаку не курить...»

За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге в 1722 г. были установлены денежные штрафы: «со знатных людей 16 алтын и 4 деньги» (50 копеек), с незнатных — в два раза меньше.

Вывод:

Реформы Петра 1 по реорганизации государственного аппарата Рос­сии привели к дальнейшему ужесточению контроля государства над на­селением, что создавало предпосылки для предотвращения массовых случаев нарушения правил пожарной безопасности и более четкой сис­темы организации населения при тушении пожаров. Вместе с тем, поли­цейские методы организации населения предполагали, что государство уже не доверяет дело обеспечения пожарной безопасности своим под­данным, которые все более отстраняются от непосредственной борьбы с огнем и уступают свое место солдатам и офицерам регулярных полков русской армии. Данные исторические обстоятельства позволяли сделать пожарную охрану России делом профессионалов, но этому мешало со­вмещение армией военных, полицейских и пожарных функций. Таким образом, вопрос о создании полностью профессиональной пожарной ох­раны речи быть не могло, в результате чего государство вновь, как в предыдущие исторические эпохи, обращалось за помощью к населению, причем ужесточало при этом карательные меры за уклонение от выпол­нения населением указов царя и усиливало на него налоговый и админи­стративный пресс.

Заключение

Реформы Петра I имели большой резонанс во всей общественной и государственной системе России. Они оказали заметное влияние и на дальнейшее развитие государственной противопожарной службы в Рос­сийской империи. Благодаря Петру I в России получила дальнейшее раз­витие система мер противопожарной профилактики. Была построена новая столица с учетом современных правил пожарной безопасности. Благодаря расширению контактов с Европой в России распространяется производство противопожарного инвентаря. Принимаются меры по защите от пожа­ров на флоте.

Вместе с тем, по-прежнему оставалась не решенной проблема созда­ния профессиональной пожарной охраны. Это было вызвано недостаточным уровнем социально-экономического развития Российской империи и недостатком людских и экономических ресурсов, которые продолжали мобилизоваться в интересах активизации внутренней и внешней политики Российской империи, в результате чего население городов и сел по-прежнему продолжало привлекаться к мерам противопожарной профилактики и тушению пожаров. Более того, укрепление самодержавия и крепостного права не способствовало развитию пожарной охраны в направлении ее профессионализации и технического переоснащения.

Лекция 2. Дальнейшая реорганизация российской пожарной охраны после Петра I

Введение.